Под игом Золотой орды (1237-1480)
ТЕМА 3. ПОД ИГОМ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1237–1480)
3.1. Историческая судьба древнерусских земель. 3.2. Политическая жизнь в русских землях в условиях ига. 3.3. Роль Москвы в возрождении русской государственности в конце XV ст. 3.4. Процесс феодализации в русских землях в ХIII–XV вв. 3.5. Развитие материальной и духовной культуры в ордынский период.
XIII в. — век тяжелых испытаний для российской государственности. Распад Киевской Руси на самостоятельные уделы, дальнейшее их дробление, вражда русских князей между собой ослабляли русские земли, делали их объектом захвата для агрессивных восточных и западных соседей. «Если бы Россия была единодержавным Государством (от пределов Днестра до Ливонии, Белого моря, Камы, Дона, Сулы), то она не уступила бы в могуществе никакой Державе сего времени; спаслась бы, как вероятно, от ига Татарского, и находясь в тесных связях с Грециею, заимствуя художества ее, просвещение, не отстала бы от иных земель Европейских в гражданском образовании», — сетовал Н. М. Карамзин1.
В начале XIII в. в Центральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую мощную державу. Среди племен, кочевавших по территории Центральной Азии, наиболее многочисленными и воинственными были племена монголов, которых также называли татарами. Предположительно это и послужило причиной того, что позже на Руси новых жестоких завоевателей, пришедших с востока, стали называть монголо-татарами. В 1206 г. на курултае (съезде представителей племенной знати) один из племенных вождей Темучин был провозглашен главой империи — Чингисханом (Великим ханом). Он провел военную реформу, которая резко улучшила организацию монгольского войска, укрепила дисциплину и усилила военную мощь империи. В 1207-1215 гг. монголо-татарами были захвачены Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. они вторглись в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Закавказье.
Чингисхан взял на вооружение многие военные достижения покоренных народов, особенно китайцев. Войско Чингисхана имело непревзойденную конницу, совершенные осадные машины, прекрасную разведку. Первая встреча объединенных южнорусских и половецких войск с армией Чингисхана произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке. Однако из-за отсутствия единства действий русских князей эта битва была проиграна. Монголы дошли до Днепра и вернулись в Азию.
После смерти Чингисхана в 1227 г. его завоевательную политику продолжили наследники. Внук Чингисхана хан Батый в 1236 г. возглавил новый поход на Запад. Батый обладал огромным войском (по разным оценкам, его численность достигала от 37,5 тыс. до 75 тыс. человек). Хорошо организованное войско располагало совершенной осадной техникой, колоссальным опытом ведения военных действий, покорения городов и народов. В конце 1237 г. монголы вторглись в Северо-Восточную Русь.
Вассальная зависимость русских князей. Естественное политическое и социально-экономическое развитие покоренных древнерусских земель было прервано и существенно деформировано длительным золотоордынским игом. В целом развитие российской государственности в период ига шло под контролем и при непосредственном участии ордынской администрации. Это предопределило азиатски сориентированный во многих чертах характер будущего Московского государства. Именно Золотая Орда дала первый пример централизованной политической власти, с которой столкнулись непосредственно русские князья, вынужденные постоянно посещать ханский двор. Русские князья учились у своих ордынских хозяев науке абсолютного деспотического правления, строгого вертикального подчинения, жестокого наказания ослушавшихся и подавления недовольных.
Монголы не оккупировали Русь, а подчинили ее политически и закабалили экономически. Хан Золотой Орды стал высшим сувереном (господином) страны. В русских документах периода золотоордынского ига хан именуется «царем». Князья считались вассалами ханов Золотой Орды, их «служебниками». Ордынские ханы подтверждали права русских князей на их княжества и выдавали ярлык на великое княжение Владимирское. Для этого князья должны были ездить с богатыми дарами и с выражением покорности в Сарай и в столицу Монгольской империи Каракорум. Причем в Орде искусно использовалась борьба русских князей за Владимирский стол: ярлык на великое княжение получал, как правило, тот князь, который мог предложить более богатые подарки и усмирить непокорных ордынских противников, т. е. важнейшим условием получения княжеского ярлыка была политика, противоречащая русским национальным интересам. Князья, которые отказывались подчиняться воле монгольских ханов, как правило, погибали. Только за первые 100 лет ига по приказанию хана в Орде было убито более 10 русских князей. Наиболее гибкие могли рассчитывать на поддержку со стороны Орды, в том числе и вооруженную поддержку. Так постепенно формировалась генерация покорных русских князей, для которых высшим законом была воля хана.
Выдвижение Москвы. Объективное социально-экономическое развитие русских земель, а также тяжелое бремя золотоордынского ига все чаще ставили перед россиянами вопрос о необходимости объединения. Несколько княжеств могли претендовать на роль центра нового объединения. Под воздействием ига менялось значение городов и княжеств Северо-Восточной Руси. Ослабевала роль старых городов (Владимира, Ростова, Суздаля и др.), которые в первую очередь подвергались набегам и опустошениям. Одновременно усиливались новые княжества, в том числе Московское и Тверское. Именно между этими последними на протяжении нескольких десятилетий XIV в. Происходила наиболее ожесточенная и упорная борьба за великое Княжение и политическое лидерство в русских землях. Зачастую решающим аргументом в этой борьбе выступало ордынское войско.
Рекомендуемые материалы
Москва вступила в соперничество с Тверью за великое княжение в начале XIV в. при сыновьях первого московского князя Даниила Александровича — Даниловичах. Юрий Данилович (правил в 1303-1325 гг.) присоединил к московскому княжеству земли вдоль всего течения Москвы-реки, значительно увеличил таким образом его территорию, первым из московских правителей стал претендовать на Владимирское великое княжение. Соперничество с Тверью привело к гибели Юрия Даниловича: он был убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. Но уже преемник Юрия — его младший брат Иван Данилович (Калита) — сумел получить великокняжеский ярлык, оказав хану помощь в подавлении антиор-дынского восстания в Твери.
Политика Ивана I Калиты (1328-1340) внешне носила явно проордынский характер: он избегал конфликтов с Ордой, был усердным сборщиком и доставщиком ордынского «выхода», принимал непосредственное участие в подавлении антиордынских выступлений на русских землях. Историческая оценка личности и действий Ивана Калиты двойственна. Его правление действительно способствовало централизации русских земель, но достигалось это тяжелой для рос-сиян ценой. «Он не боролся против гнета Золотой Орды, а откупался от хана исправной уплатой "выхода", доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов. Его политика "правежа" денежных средств с населения русских земель была неуклонной и жестокой, сопровождавшейся крутыми мерами» 1.
Рост и усиление Московского княжества, с одной стороны, постепенное разложение и ослабление Золотой Орды — с другой, делали возможным и неизбежным их открытое военное столкновение. 8 сентября 1380 г. такое столкновение произошло на Куликовом поле. В Куликовской битве московский князь Дмитрий Иванович командовал русским войском, в котором были представлены дружины и народное ополчение многих русских земель. Приведя к победе объединенную русскую армию, московский князь, получивший почетное прозвище Донской, стал военным лидером Руси. Победа на Куликовом поле не решила проблему освобождения, русских земель от монголо-татарского ига. Неоднократно еще совершались разорительные набеги на Русь: в 1382 г. на Русь пошел хан Тохтамыш, в 1395 г. — сильный азиатский правитель Тамерлан, в 1408 г. — хан Едигей. Вновь и вновь восстанавливалась выплата дани в Орду. Однако Куликовская битва показала возможность победоносной борьбы с главными силами монголо-татар, и важнейшим условием этого было дальнейшее объединение русских земель. Победа на Куликовом поле имела и еще одно важное значение: выдача ярлыка на великое княжение перестала быть прерогативой монгольских ханов. Дмитрий Донской по завещанию, как свою «отчину», без согласия хана передал Владимирское великое княжение сыну Василию I (1389-1425). Таким образом произошло слияние Владимирского и Московского княжеств. Москва стала не только главным городом Северо-Восточной Руси, но и признанным политическим центром всех русских земель.
Завещание Дмитрия Донского о передаче власти Василию I положило начало новому принципу престолонаследия: вместо родового принципа «по старшинству» в Московском княжестве устанавливалась практика передачи власти «от отца к старшему сыну». Такой принцип в большей степени способствовал централизации земель. Но именно династические споры стали причиной продолжительной кровопролитной феодальной войны (1425-1453), потрясавшей Московскую Русь после смерти Василия I и вступления на великокняжеский престол его малолетнего сына Василия II Васильевича (1425-1462). В этой войне за великокняжеский престол между московским и северными — галицкими — князьями победу одержал князь московский. Так окончательно утвердился «семейный» принцип престолонаследия, существенно укреплявший великокняжескую власть. Василий II уже без видимого сопротивления передал великокняжеский престол в наследство своему сыну Ивану III Васильевичу (1462-1505).
Победа московского князя в войне с северными князьями стала возможна в том числе и благодаря поддержке, которую Василий II получил от Московского митрополита. В это время Русская православная церковь была заинтересована в укреплении политической власти московских князей. Уже с 1439 г. после окончательного раскола Русской православной и католической церквей высший русский церковный иерарх стал избираться в Москве, а Русская церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной, независимой от константинопольского патриарха. Захват Константинополя в 1453 г. турками означал дальнейшее ослабление константинопольского патриарха. В 1439 г. константинопольский патриарх заключил унию (союз) с папой, пошел на ряд уступок в надежде на помощь европейцев в борьбе с турками. Эти расчеты не оправдались. Европейская помощь оказалась несущественной. Многие православные христиане считали: «Лучше турки, чем папа».
Московский князь становился единственным в мире государем, способным защитить православие и всех православных христиан Именно поэтому церковь и впоследствии оказывала всемерную поддержку московским князьям в их стремлении раздвинуть границы княжества и укрепить свою самодержавную власть.
Объединение русских земель вокруг Москвы в ХIV-ХV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства Московская Русь, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды, под контролем ордынской администрации, зачастую при помощи ордынских войск, разорявших и ослаблявших русские земли и города. Однако ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига. Таким образом, в ряду причин объединения земель Северо-Восточной Руси политические факторы преобладали над экономическими. Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого существования такого объединения. Причем складывавшееся в условиях зависимости Московское государство перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитарность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний. В русском языке появились соответствующие слова тюркского происхождения: «кандалы», «нагайка», «кабала». Происходило ужесточение политической системы. Русские князья, которые были по сути слугами ханов, зачастую подвергались унижениям, опасности быть уничтоженными своими хозяевами и потому не желали мириться с былой вольностью своего населения. Это привело к ослаблению, а затем — в середине XIV в. — и ликвидации вечевых организаций, которые могли противостоять самодержавным стремлениям московских князей. Только в Новгороде и Пскове сохранялось вече на протяжении XV в., вплоть до их окончательного присоединения к Московскому княжеству.
Окончательное свержение монгольского ига. Вместе с тем набиравшая силу Северо-Восточная Русь находилась под пятой татарских пора-ботителей. Несмотря на царящий в ордынском стане беспорядок, вы-званный распадом родовых структур власти, татарские царевичи час-тенько напоминали русским, «кто в их доме хозяин». Стремительные набеги татарской конницы на города, грабежи и взятие в полон все еще были реальностью. В 1477 г., когда Ахмат-хан из Большой Орды в очередной раз наведался пограбить Русь, Иван III перестал платить дань татарам. Предстояла решительная схватка за право быть свободными. Опасность угрожала Москве не только со стороны Ах-мат-хана. В то время Псков подвергся нападению ливонских рыцарей, а удельные князья, братья великого князя, подняли против него мятеж.
Государственная идеология «Москва — Третий Рим». Образование мощного государства с православным населением создало почву для распространения в русском обществе идеи «Москва — Третий Рим». После падения Византии под натиском турок (1453 г.) эта идея вос-производила общий смысл эпохи. Псковский инок Филофей тонко угадал настроения современников: «...яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася воедино царство нашего государя по пророческим книгам, то есть росейское царство...»
Глава Русской православной церкви принял титул митрополита Московского и всея Руси. Вместе с тем объем прав и полномочий великокняжеской власти определил и место церкви в строящемся государстве. Стало возможным превращение русской митрополии в эффективное орудие великокняжеской политики. Идея богоизбранности Московского царства содержала и положение о богоустановленности власти, которое было обязательным для православной державы. Русская государственность стала осознаваться в новых реалиях. Мысль о византийском наследии в то время последовательно связывали с представлениями о московской власти как самодержавной и о государе как помазаннике божьем. Митрополит Зосима в сочинении «Изложение пасхалии», поданном Собору в 1492 г., сложил похвальное слово «самодержцу» Ивану III. Сам Бог поставил Ивана III — «нового царя Константина новому граду Константину — Москве и всей русской земли и иным многим землям государя».
«Одним из отличительных признаков великого народа служит его, способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человека или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу», — писал об итогах ордынского периода в русской истории В. О. Ключевский1. Объединение земель превратило Московию в крупное по средневековым меркам государство, которое с конца XV в. стало называться Россией. Укрепление единства подвластных территорий стало основной задачей политики русских государей XVI-XVII вв.
Экономический контроль Золотой Орды над русскими землями. Золотоордынское иго стало причиной катастрофического экономического упадка Руси. Батыево нашествие, а затем и неоднократные карательные экспедиции привели к значительному сокращению русского населения, разорению и разрушению русских городов и сел1. Существенно пострадали земледелие и ремесло, затормозилось развитие торговли. В первые 50 лет ордынского властвования на Руси не было построено ни одного города.
Основатель Золотой Орды хан Батый наложил на подчиненные завоеванные русские земли дань — ордынский выход. В 50-е гг. XIII в. на Русь были направлены переписчики, которые произвели первую общерусскую перепись населения. Жители некоторых городов сопротивлялись переписи. Однако такое сопротивление жестоко подавлялось. В частности, выступление новгородцев, не желавших участвовать в переписи, было подавлено дружиной Александра Невского, который считал, что время активного сопротивления Орде еще не пришло.
Формирование поместной системы хозяйствования. Объединение русских княжеств вокруг Москвы сопровождалось серьезной эволюцией системы поземельных отношений, политического и правового положения как землевладельцев, так и земледельцев. Еще со второй половины XII в. люди, жившие при княжеском дворе, назывались дворянами. Их, как правило, военных слуг, лично свободных, следует отличать от дворовых людей, прислуживавших князьям несвободных лиц, часто холопов, полностью зависимых.
Начало закрепощения крестьянства. Экономическая зависимость крестьян от землевладельцев в ХШ-ХУ вв. не означала еще их личной зависимости. Рассчитавшийся с долгом крестьянин мог покинуть своего землевладельца. Крестьянские переходы в этот период были распространенным явлением. Переходы, как правило, происходили в конце осени. Это было целесообразно с точки зрения земледельческого календаря: собран урожай, есть средства для расчета с хозяином, закончены осенние работы, не начата еще подготовка к новому сезону.
В конце XV в. было положено начало юридическому закрепощению крестьян в масштабах всего государства. В 1497 г. общегосударственный Судебник Ивана III допускал единственный срок крестьянских переходов — за неделю до 26 ноября (Юрьев день) и в течение недели после него. При переходе крестьяне должны были заплатить землевладельцу за пользование его землей — пожилое. Оценка крестьянского двора в момент принятия Судебника в степной полосе составляла 1 руб., в лесной — полтину, но в качестве пожилого иногда взыскивалось до 5 и даже до 10 руб. В связи с тем что многие крестьяне не могли уплатить пожилое, они вынуждены были оставаться на Землях феодалов на их условиях. Полное закрепощение российских крестьян произошло позже, в XVII в.
Однако русские города в отличие от западноевропейских, которые стали очагами будущего буржуазного строя, были не столько экономическими центрами, сколько административно-политическими. Экономическое ослабление городов, сокращение городского населения делали их слабее по отношению к княжеской власти, способствовало деградации и прекращению вечевой деятельности. Город становился княжеской или боярской резиденцией. Причем князья, наместники — представители княжеской администрации — в тяжелых условиях ига, междоусобиц представлялись населению в качестве единственных сильных защитников. Это приводило к еще большей зависимости населения городов от княжеской власти. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя», — отмечал академик Б. А. Рыбаков1.
Внешнеторговые связи русских земель. Несмотря на тяжелое экономическое положение русских земель в условиях ига, по мере их хозяйственного возрождения уже с XIV в. постепенно развивается и расширяется внешняя торговля. Наиболее активно русские купцы торговали с Востоком. Покорение и присоединение русских земель привело к тому, что Золотая Орда оказалась на перекрестке старых торговых путей Восточной Европы. В результате Восток и Запад были соединены безопасными торговыми путями. Монгольские ханы были заинтересованы в расширении прибыльной международной торговли и старались привлечь в Орду иностранных купцов, сделав дороги и рынки безопасными для них. На сарайских рынках велась очень активная торговля. Сюда приходили товары из Средней Азии, Византии, Египта, Италии. Уже в 1300 г. в Сарае была основана русская торговая колония. Русские купцы привозили сюда для дальнейшей перепродажи в Крым, Иран, а также в западные страны меха, льняные и шерстяные ткани, оружие, ремесленные изделия. Закупали они соль, шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности, восточную поливную посуду, драгоценные камни.
Восточная ориентация русской торговли в период ига привела к появлению в русском языке многих слов, связанных с коммерцией, которые были заимствованы у монголов: товар (обозначало скот или имущество вообще), товарищ (первоначально значило «деловой партнер»), товарищество (в смысле компании предпринимателей), пай, сундук, торба.
Утраты и обретения русской культуры. Нашествие Батыя и другие монгольские карательные экспедиции XIII в. причинили колоссальный ущерб не только политическому и экономическому развитию страны. Тяжелый удар был нанесен по культурной жизни страны. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало русское зодчество: были разрушены многие храмы, из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей на полвека прекратилось каменное строительство. Вместе с храмами погибали мозаики и фрески, иконы. Расхищались библиотеки, уничтожались рукописи. Упадок пережило прикладное искусство. Но, несмотря на столь разрушительные прямые последствия монголо-татарского нашествия, в целом сфера русской духовной культуры устояла, оказалась менее деформированной, чем политическая или социально-экономическая системы Руси.
В первые десятилетия ига создавшаяся обстановка почти не оставляла места для художественного творчества. Однако уже со второй половины XIII в. начинается подъем. Первые военные победы, успехи хозяйственного строительства способствовали оживлению культуры, особенно в городах. В них увеличивается удельный вес ремесла, возрождаются многие технические навыки, преданные длительному забвению после монголо-татарского вторжения, совершенствуется мастерство ремесленников и художников. В свою очередь, наметившийся духовный подъем помогал объединению русских людей и, следовательно, положительно влиял на ход военных действий, на экономическое развитие. В сознании порабощенных россиян никогда не угасала мысль о необходимости борьбы с завоевателями. Постепенно формировалась высокая общенациональная идея, вокруг которой происходила консолидация русского народа. Большое значение для возрождения национального сознания Руси имела победа русского войска на Куликовом поле. Эта победа доказала русским людям не только необходимость, но и возможность вести успешную борьбу за освобождение от ига. Стремление к независимости, объединение Руси, рост национального самосознания, духовный подъем — вот те основные компоненты, которые характеризуют русскую культуру периода золотоордынского ига. Развитие всех отраслей культуры, всех видов искусства в эту эпоху шло от возрождения к расцвету.
Идея объединения древнерусских земель, обращение к историческому прошлому Руси, когда страна была едина, сильна, а потому независима, особенно характерны для раннемосковского искусства. Это объясняется тем, что московские князья, претендуя на роль политического центра такого объединения, стремились поставить себе на службу идеологию, церковь, все подвластные ей виды искусства. В XV в. Москва выступает уже не только как политическая столица нового крупного государства, но и как культурный центр всех русских земель.
Бесплатная лекция: "6 Нейронные сети" также доступна.
Войско Батыя уничтожило многие русские города. Уже в конце XIII и особенно в ХIV-ХV вв. восстанавливаются, отстраиваются вновь крупные русские центры. Ранее других каменное строительство возобновилось в Новгороде и Пскове. Уже в XIV в. первые каменные храмы появляются и в Московской земле (в Москве, Звенигороде, Загорске).
Для зодчества второй половины XIV в. характерно усиленное возведение крепостных сооружений. Это было вызвано необходимостью обеспечения условий для последующей борьбы с Золотой Ордой. В этой связи на первый план выдвигалась идея укрепления южнорусских рубежей. В 70-е гг. XIV в. сначала в Нижнем Новгороде, а затем в Серпухове строятся каменная и дубовая крепости. Обе крепости должны были стать серьезным препятствием для продвижения ордынцев в глубь страны.
Возвышсение Москвы. В начале XV в. Москва стала приобретать все большее политическое значение в качестве объединителя всех русских земель. Московские великие князья, обустраивая свою резиденцию, хотели, чтобы она не уступала во внешнем блеске Владимиру. Потому многие каменные храмы ХIV-ХV вв. строятся по образцам владимиро-суз-дальского зодчества: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Звенигороде (1400), Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422).
Освобождение Московской Руси от иноземного ига, становление ее как независимого единого государства выдвигало необходимость обустройства столицы с учетом европейского опыта. С этой целью Иваном III были приглашены в Москву зарубежные, в первую очередь итальянские, мастера: Аристотель Фиораванти, Бон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый. Этими, а также русскими зодчими в последней четверти XV в. был создан новый ансамбль Московского Кремля, который в основном сохраняется до настоящего времени. Строительство кремлевских соборов итальянскими архитекторами способствовало появлению в русской архитектуре новых технических приемов, которые были заимствованы из зарубежного архитектурного опыта эпохи Возрождения. Так, при возведении Аристотелем Фиораванти Успенского собора впервые на Руси были использованы железные связи. Новым было создание большого внутреннего пространства храма, установление больших оконных проемов. Архангельский собор (Алевиз Новый) внешне был оформлен в духе итальянского Возрождения.
Помимо реконструированных храмов в ансамбль Московского Кремля вошли также и постройки гражданского назначения: Каменная палата для государевой казны, новый великокняжеский дворец, кирпичные кремлевские стены с башнями, мосты через реки Неглинную и Москву. В новом ансамбле Кремля получила воплощение идея величия и силы единого Московского государства.
Таким образом, Московская Русь, формируя свою государственность в условиях жесткого подчинения Золотой Орде, оказалась отторгнутой от европейской цивилизации. В результате монголо-татарского нашествия и ига, которое продолжалось почти два с половиной столетия, собственные древнерусские социально-политические институты были уничтожены, а складывание новых происходило при непосредственном участии представителей монгольских ханов с учетом примера азиатского сюзерена. Именно поэтому существенным структурным изменениям подверглось в первую очередь политическое и социально-экономическое развитие русских земель. При этом в меньшей степени оказалась деформированной духовная сфера. Здесь и в условиях ига сохранялись и преумножались древнерусские традиции, позже обогащенные элементами западноевропейского творчества, особенно итальянского Возрождения.