Религиозные реформы князя Владимира
РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Религиозные реформы князя Владимира Святославовича, оказавшие непреходящее по своему значению влияние на жизнь древнерусского общества, делятся на два основных этапа:
– языческий (установление культа Перуна);
– принятие христианства в византийском варианте.
Оба эти этапа требуют осмысления. И начать, понятно, следует с этапа языческого. (В ряде современных учебных изданий языческий этап религиозных реформ Владимира неправомерно игнорируется и освещение ситуации сразу начинают с перехода к христианству).
Рассмотрение языческих религиозных преобразований, осуществленных князем Владимиром, требует ответа на вопрос: что такое язычество?
В язычестве отсутствует понятие «Бог» в монотеистическом смысле. Обожествляется все: предки, родовые отношения, те или иные виды трудовой деятельности, явления природы и т. п. Отсюда существуют самые различные божества: покровители рода, того или иного вида занятий... Есть божества, олицетворяющие и символизирующие явления природы (бог солнца, бог грозы) и т. д. Кроме того, в язычестве принято поклоняться многочисленным сверхъестественным существам: домовым, лешим, водяным... Иными словами, существует не монотеизм, а политеизм (многобожие).
Язычество, таким образом, является переходной ступенью от мифологического сознания к религиозному.
Вспомните, какие божества существовали у восточных славян. Что вы о них знаете? |
Рекомендуемые материалы
В 980 году, после убийства своего старшего брата Ярополка, Владимир стал великим князем киевским. И если доверять Повести временных лет, сразу же было приступлено к осуществлению религиозной реформы на языческой основе, к установлению культа Перуна. ИЗ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
«И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась жертвоприношениями земля Русская и холм тот».
(Повесть временных лет / Подготовка текста, пер. и коммент. О.В. Творогова // Библиотека литературы древней Руси. Т.1. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070)
Закономерно возникает вопрос о причинах и целевой направленности установления культа Перуна.
В литературе существуют различные объяснения и трактовки данного вопроса. (Ознакомьтесь и проанализируйте их самостоятельно). Мы же хотели бы обратить внимание на следующий момент.
В языческих верованиях славян отсутствовала иерархия, т. е. отношения господства и подчинения между божествами. Не было понятия «старший бог». Между тем, укрепляющаяся власть киевского князя требовала опоры на одно, конкретное божество. Так, например, было в языческом Риме, где до принятия христианства существовал культ языческого бога Юпитера, на который опиралась императорская власть.
Таким божеством вполне логично должен был стать Перун; бог-громовержец, бог грозы и войны, которому традиционно поклонялись князь с дружиной. Установление культа Перуна позволяло реализовать формулу: один главный бог на небе и один его наместник (князь) на земле. Тем более, что великий князь признавался верховным жрецом Перуна.
Все это, понятно, призвано было способствовать усилению его верховной власти и над обществом.
Рассмотрите более детально реализацию и содержание культа Перуна. Раскройте статус и соотношение вошедших в новый языческий пантеон божеств. Попробуйте объяснить логику их подбора. Почему, на ваш взгляд, целый ряд высокопочитаемых в славянском обществе божеств не вошли в данный пантеон (например, Велес)? |
Но как известно, языческая реформа князя Владимира окончилась неудачей. Распространенной является точка зрения, что по-иному данная реформа и не могла завершиться.
Раскройте причины, приведшие к неудаче языческих преобразований князя Владимира. |
Начинается вторая стадия религиозного реформаторства, приведшая к установлению на Руси христианской религии в ее византийском варианте.
Сразу отметим, что отказ от язычества и принятие христианства – это один процесс, образно говоря, две стороны одной медали. Но для удобства рассмотрения разделим этот процесс на две составляющие: 1) окончательный отказ от язычества и 2) принятие христианства в византийском варианте.
Каковы же причины отказа от язычества?
Разумеется, свою роль сыграла неудача языческой реформы. Однако, можно и нужно выделить значительно более глобальные причины.
В отечественной исторической литературе, написанной с позиций формационного подхода, акцент делается на том, что отказ от язычества и переход к христианству связан с переходом от первобытнообщинного строя к феодализму, от бесклассового общества к классовому, от догосударственной формы жизни общества к государству. Явно преувеличивая роль классового фактора, формационный подход утверждает, что разрыв с язычеством (религией доклассового общества) и восприятие христианства (религии общества классового) был предопределен появлением классов у восточных славян.
Стоит, однако, вспомнить, что истории известно множество примеров сложившихся классовых обществ, с сильной государственностью, в которых власть вполне успешно опиралась на языческие верования. В силу чего, приведенная выше позиция выглядит достаточно зыбко. А потому ряд историков пытаются вести речь о том, что отказ от язычества в Киевской Руси был вызван не общими чертами язычества, а конкретной спецификой языческих верований у восточных славян.
Отмечают, например, тормозящую развитие общества роль похоронных обрядов славян-язычников, когда накопленное за жизнь человека добро уходило в могилу. Указывают, что человеческие жертвоприношения, приводили к конфликтным ситуациям с новообращенными христианами. Выделяются и иные обычаи восточнославянского язычества, препятствующие экономическому, социальному, политическому и духовному развитию Руси. (Какие?)
Осмыслив причины отказа от языческого культа, следует перейти к рассмотрению вопроса о причинах принятия христианства (причем именно в византийском варианте).
Здесь наличествуют многочисленные точки зрения, подчас кардинально противоположные.
Скажем, церковной историографии присуща мысль о божественном просветлении князя Владимира, что, собственно, отразилось еще в летописях.
Существует позиция, что принятие христианства в византийском варианте было обусловлено конкретно-историческими обстоятельствами (например, женитьбой Владимира на византийской принцессе Анне).
Третьи авторы пишут о внешнеполитических факторах, о существующем влиянии Византии на Русь, необходимости развивать с ней торговые контакты.
Четвертые обращают внимание на тот момент, что христианство уже широко проникло на территорию Киевской Руси, отрицая, тем самым, какую-либо возможность религиозного выбора.
Пятые утверждают мысль о наибольшем соответствии византийског христианства характеру русского народа.
В лекции "Заключение и приложения" также много полезной информации. Какие подходы к проблеме восприятия религиозной системы из Византии вам встречались в литературе? Обратите внимание на степень их аргументированности. Попробуйте указать сильные и слабые стороны имеющихся концепций. Продумайте цели принятия христианства, учитывая процессы развития древнерусского общества, формирования системы власти, территориального складывания государства. |
Сам ход утверждения христианской веры на Руси достаточно отражен в литературе. При этом необходимо учесть, что «крещение Руси» не являлось кратковременным актом, но представляло собой затяжной процесс, встречавший на местах достаточно ожесточенное сопротивление. Что в ходе утверждения христианской системы произошло вплавление в нее значительной доли восточнославянских языческих традиций и обычаев.
Также стоит заметить, что при всей отмечаемой в литературе зависимости древнерусской церковной организации от константинопольского патриарха она, тем не менее, изначально и в значительной степени формировалась как составная часть княжеского государственного аппарата, находилась в сфере действия великокняжеской власти.
В заключение, используя литературу, необходимо рассмотреть последствия принятия христианства для развития Руси.
Укажите моменты позитивного влияния новой религиозной системы на социальную и культурную жизнь древнерусского общества. Вместе с тем, задумайтесь над тезисом о том, что утвердившееся у нас христианство в византийском варианте (православие) способствовало политическому и культурному отчуждению Руси от католической Европы. Явилось одним из ведущих факторов иной модели исторического развития России. |