Популярные услуги

Главная » Лекции » Конфликтология » Формирование основ конфликтологии » Становление конфликтологии как науки

Становление конфликтологии как науки

2021-03-09СтудИзба

Лекция 2 Становление конфликтологии как науки

Вопросы для обсуждения

Становление конфликтологии как области научного знания вместе с формированием социологии права, этики, психологии, других социальных и гуманитарных наук. Утверждение взглядов зарубежных и отечественных учёных на социальную природу конфликтов, их неизбежность и важную роль в общественном развитии. 

По-настоящему науч­ный подход к К. проявился только со второй четверти XIXв. Имен­но с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как осо­бой области такого рода исследований происходило вместе с раз­витием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.

Естествознание служило как бы об­разцом построения социальных наук, рассмотрения общества по аналогии с живым организмом в виде органического целого, со­стоящего из взаимозависимых частей. Часто ссылались на наслед­ственные признаки, инстинкты. Борьба, конфликтные столкновения представлялись не про­сто возможными, а неизбежными явлениями человеческого бы­тия. Вслед за Чарльзом Дарвиным, который выдвинул теорию био­логической эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм — направление, сторонники которого объясняли раз­витие общества биологическими законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и борьбы за существо­вание.

Фундамент конфликтологии закладывался при участии осно­вателей социологии, к числу которых по праву относят Огюста Кон-та, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной сто­роны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой — методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.

Конт, к примеру, уделял большое внимание приметным в исто­рии человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Не­избежные следствия отмеченной им закономерности: образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возник­новение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия.

Рекомендуемые материалы

Вопрос 1. Спенсер, в свою очередь, последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Ориентируясь, хотя и в социологическом аспекте, на принцип борьбы за существование, он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон об­щественного развития, который обеспечивает равновесие не толь­ко в пределах отдельно взятого общества, но также между всем со­циумом и его природным окружением.

При этом Спенсер сформулировал существенной важности по­ложения того методологического подхода к анализу общественных явлений, который в социологии определяется как функционализм. Суть положений в следующем: а) каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выпол­няя строго определенные функции; б) функции частей единого социального организма означают удовлетворение какой-либо об­щественной потребности и вместе направлены на поддержание ус­тойчивости общества, его стабильности; в) сбой в деятельности той или иной части общественной системы создает ситуацию трудно-восполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых фун­кций; г) сохранение целостности и стабильности, а следователь­но, и преодоление конфликтов возможно, обеспечиваются они социальным контролем, согласием большинства с принятой в об­ществе системой ценностей. В конечном счете конфликты, буду­чи неизбежными, заметно стимулируют общественное развитие. Маркс, как известно, истолковывал развитие общества с мате­риалистических позиций. В соответствии с марксистской концепцией социального детерминизма, общество предстает как целост­ная интегральная система, состоящая из подсистем — экономи­ческой, социальной, политической, идеологической. Все подсис­темы находятся в объективно обусловленной причинно-следствен­ной зависимости одна от другой. Главенствующую, определяющую роль среди них выполняет экономика, которая основана на мате­риальном производстве с тем или иным характером отношений собственности. Изменение социальной системы означает переход ее из одного качественного состояния в другое как результат раз­решения противоречий, скопившихся в ходе поступательного раз­вития общества. Доминирующей формой конфликта выступает борьба классов, характерная для всей истории человечества, осо­бенно для так называемых антагонистических формаций.

Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были вос­приняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. На рубеже XIXXX вв. социология, являясь наукой о закономерностях и движущих силах общественного развития, со­вокупностью знаний о функционировании различных социальных систем, переходила от постулатов социальной философии к кон­кретному анализу данных, получаемых в результате выборочной ста­тистики, анкетных опросов, сравнительно-исторических обобще­ний, моделирования изучаемых процессов.

Например, Эмиль Дюркгейм — один из основоположников фран­цузской социологической школы — ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он счи­тал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в дру­ге. В его трактате «О разделении общественного труда», увидев­шем свет в 1893 г., утверждалось: конфликт — универсальное явле­ние социальной жизни, но не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей; конфликт, если он разреша­ется эффективно и мирно, играет двоякую роль — выступает сим­птомом социальных проблем и является одновременно средством восстановления социального равновесия.

В отличие от последователей Маркса Дюркгейм отводил ре­шающую роль в жизни общества не материальному производству,не экономике, а культуре. Последняя понималась им как специ­фическая совокупность средств, способов, форм и ориентиров взаи­модействия людей со средой своего существования, или — почти то же самое — как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей..

По Дюркгейму, общество — это прежде всего основанная на кол­лективных представлениях духовная реальность, которая стоит над индивидом; каждый человек, появляясь на свет, застает общество и его составляющие в готовом виде. То, что неким образом соеди­няет людей в социальную целостность, и есть солидарность. Она может быть либо механической, выражающей одинаковость отно­шения индивидов к обществу, либо органической, фиксирующей неодинаковость самих индивидов, различия между ними, что осо­бенно явственно проявляется при углублении общественного раз­деления труда.

Вопрос 2. Для Макса Вебера — одного из ярких представителей немецкой социологии — субъектом социального действия являлось не обще­ство в целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. С его точки зрения, обще­ство — это взаимодействие людей, являющихся продуктом соци­альных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это аре­на, на которой действуют позитивно и негативно привилегирован­ные статусные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические пози­ции, а также амбиции и жизненные ориентиры.

Вебер от объяснения социальных явлений действием законов, свойственных природной среде, сделал шаг вперед в интерпрета­ции социальной жизни, способов ее упорядочения. Он, скажем, полагал, что капитализм — это рациональный тип хозяйствования,отличительной чертой которого является наличие хорошо органи­зованного предприятия, где тот или иной индивид занимает свое место, ему отведенное.

Веберовская идеальная модель организации (еще ее называют бюрократической) представляет собой надежно устроенную и от­лаженную машину. Все функции в ней регламентированы, а люди выполняют роль отдельных частей, колесиков, передаточных ме­ханизмов и т.п. Управление такой организацией сводится к выра­ботке соответствующих инструкций и контролю за их неукосни­тельным исполнением. Следовательно, и конфликтов в ней вроде бы не должно быть.

Практика, однако, демонстрировала ограниченность и суще­ственные недостатки идеальной модели, повторявшей требования к функционированию организации как к режиму обычного техно­логического процесса.

 Георг Зиммелъ — современник и соотечественник Вебера — спе­циально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценнос­ти как стимулирующего средства, фактора. Он был основателем так называемой формальной социологии, предметом которой слу­жат те формы людского взаимодействия, что сохраняются при любых изменениях конкретно-исторических условий.

!!!Именно Зиммель ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Его работы в этой области признаны основополагаю­щими. Среди них — фундаментальный труд «Социальная диффе­ренциация». В нем обстоятельно проанализированы «чистые фор­мы социализации», весь процесс усвоения человеческим индиви­дом определенной системы знаний, норм и ценностей. В ряду «чистых форм» значится и конфликт как одно из проявлений раз­ногласия, объединяющих противоборствующие и вместе с тем вза­имосвязанные стороны, включая отношения между рабочим и предпринимателем, лицами наемного труда и владельцами капи­талов.

По Зиммелю, социальное — это прежде всего и главным обра­зом межиндивидуальные отношения. Конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время выступает ин­тегрирующей силой, которая объединяет противоборствующих, способствует стабилизации общества, укрепляет конкретные орга­низации.

Это в известной мере закрепляло в общественном сознании житейскую мудрость об опасности для человеческого общения ни­чем не обузданных эмоций — мудрость, которую аккумулировал Артур Шопенгауэр и которая со второй половины XIX в. обрела по­пулярность на Европейском континенте, в том числе и в России. В частности, она сводилась к ряду нравственных предостережений: кто желает, чтобы его мнение было встречено с доверием, тот пусть высказывается хладнокровно и без горячности; запас снисходи­тельности полезен, ибо предохраняет от пустых споров и ссор; надо, если это возможно, ни к кому не питать неприязни, никогда не выказывать своего гнева либо ненависти.

В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов.

Лучше ориентироваться в человеческих характерах помогала ставшая популярной во всем мире типология, разработанная швей­царским психиатром и социологом, основателем аналитической психологии Карлом Юнгом. Отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, он в то же время придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступ­ки личности определяют психическая энергия человека, ее обра­щенность на внешнюю среду или внутрь самой личности.

Бесплатная лекция: "67. Фотодеструктивные процессы" также доступна.

Специалисты-психологи не без основания полагают, что черты специальных типов характера, соединяясь в тех или иных пропор­циях, проявляются в темпераменте человека. Они, кроме того, ус­тановили, что деление людей на экстравертов и интровертов не является постоянным; человек через определенный промежуток времени.

 Нужно отметить, что свою лепту в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние раз­ных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие рос­сийского общества во второй половине XIX и начале XX в. Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайловского представителей так называемого субъективного идеализма.

В центре их внимания находился общественный прогресс, но глав­ным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признава­лась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возник­новение антагонистического конфликта между личностью и обще­ством. Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества — Михаила Бакунина, Петра Кропот­кина, Петра Ткачева. Они (правда, в разных вариантах) утвер­ждали, что человек — часть природы и потому должен повиноваться ее законам, в том числе принципу борьбы за существование, по­нимаемому как борьба человека с природой; законы природы не распространяются на общественную жизнь, которую творят сами люди и закономерности которой являются «продуктом человечес­кой воли и расчета»; коренная цель и критерий социального про­гресса — постоянное приращение свободы личности, приведение в соответствие потребностей человека с возможностями их удов­летворения; на пути к идеалу приходится преодолевать антагонизм индивидуальных, частных интересов, порождающих конфликты между теми или иными общественными силами.

Вопрос 3. Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в Рос­сии сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на соци­альные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости.

Таким образом, можно констатировать, что к началу XX в. инте­рес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию кон­фликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавал­ся нормальным социальным явлением. Указывалось наряд биологиче­ских, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что, в свою очередь, конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие инте­ресы социальных групп и общественных сил.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее