Стиль Барокко в России
СТИЛЬ БАРОККО И ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БАРОККО В РОССИИ
Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI в. Барокко развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII в. Барокко как стиль возник в сложную историческую эпоху. Монументальная архитектура того времени в Европе являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских и духовных князей, католической церкви. Политические, социальные условия каждой страны сказывались и на особенностях архитектуры, в каждой из стран барокко приобретало свои национальные черты.
Основными признаками барокко была повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность. В барокко отмечалось преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов. На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, зодчие зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. В архитектуре приобретают распространение явно деконструктивные части — разорванные: фронтоны, волюты и т. п. В живописи, в скульптуре сильно выраженная динамика, усложненные линии, ритмы. При изображении человека предпочитаются состояния напряженности, экзальтации, повышенного драматизма.
Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII в. — Лоренцо Бернини, Гварино Гварини и другие. Собор св. Петра в Риме был достроен Мадерны. Бернини создал огромную площадь перед собором. Очень известна его скульптурная композиция «Экстаз св. Терезы». Французский архитектор Лемерсье строит грандиозную королевскую резиденцию. — Мраморный замок. Зодчий Луи Лево продолжает строительство Лувра и строительство в Версале. Собор инвалидов в Париже возведен Мансаром. Им же была создана одна из основных площадей Парижа — Вандомская.
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия на него со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля приходится на 40—50-е годы XVIII в., хотя на Западе идет угасание барокко с переходом в стиль рококо и отмечается переход к классицизму.
Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля.
Начало XVIII в. в жизни России ознаменовалось крупнейшими историческими событиями. В результате успешного завершения Северной войны и петровских реформ страна получила возможность развиваться и экономически, и культурно. Возникновение Петербурга явилось важнейшим событием в истории мирового градостроительства. На строительство Петербурга и его пригородов были направлены все отечественные мастера-зодчие. За границу для обучения «архитектуре цивилис» посылались способные молодые люди. Были приглашены архитекторы из стран Западной Европы. И все-таки петербургская архитектура первой четверти XVIII в. сложилась как истинно русское зодчество, отвечающее национальным особенностям и в то же время отразившее результаты освоения стилей и прогрессивных приемов западноевропейского строительства. Возник монолитный, органичный сплав русского и зарубежного начал архитектурных стилей.
Петру-победителю хотелось быть ничем, не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске. Он пригласил из Франции архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве Петербурга и Петергофа. Он задумал Петергоф сделать подобием Версаля и даже превзойти его. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов, большим гротом и статуей Самсона, разрывающего пасть льву.
Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Карло Бартоломео Растрелли, итальянский скульптор, приехал в Россию со своим шестнадцатилетним сыном в 1716 г. Старший Растрелли участвовал в декоративном оформлении Петергофа, проектировал «Триумфальный столб».
Рекомендуемые материалы
Но самое лучшее, что он сделал, — это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоановны с арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора таким, как представляли его поколения, как рисуется он нам и доныне. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Портрет исполнен в типичных динамических формах барокко: текучая, блистающая бронзовая масса передает и латы, и кружево, и муаровую ленту, и мантию — все это в эффектном перемещении, клубящееся, как бы схваченное в момент сильного движения против ветра. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но по-другому: нарядная с отталкивающим лицом старая женщина, тупая деспотическая сила, которая важно движется, не видя кругом себя ничего, и способная раздавить не глядя. Редкий пример поистине разоблачительного парадного портрета.
"6 Визуализация изображений" - тут тоже много полезного для Вас.
Растрелли-младший был архитектором. Его можно без натяжки считать русским художником: он работал исключительно в России. Ом начинал при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование дочери Петра — Елизаветы, т. е. в 40—-50-х гг. Растрелли — это пленительно русское барокко, оригинальный стиль: Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец, дом Строганова на берегу Невы, дом Смольного монастыря — вот лучшие образцы великого зодчего. Без этих построек мы не мыслим Петербурга. Они праздничны и строги, пластичны и ясны. Растрелли в полной мере осуществил скульптурный принцип обработки стены: словно в медлительном торжественном танце колонны, полуколонны и пилястры расходятся, сближаются, сгущаются в букеты колонн, линии карнизов вычерчивают сложный рисунок, декоративная пластика, маски, украшения органично включены в движение архитектурных массивов. В соборе Смольного Растрелли артистически переводит на язык барокко традиционный русский тип пятиглавой церкви. У Растрелли было много последователей. Кроме петербургского барокко, появилось и московское. В Москве работал талантливый архитектор Ухтомский. Старые москвичи еще помнят его внушительную триумфальную арку — Красные ворота, теперь, к сожалению, снесенную.
Линия русского портрета по праву принадлежит Антропову. Пишет парадный портрет Петра III наподобие пышных портретов барокко, не поскупился на изображение драгоценностей и горностаевой мантии — а получился у него портрет недоумка с рыбьим туловищем на тонких ножках. Хотел написать величественную статс-даму Измайлову, но не мог скрыть, что одряхлела, обрюзгла, смешно нарумянена.
А как трагична судьба Баженова, архитектора с огромным дарованием, одного из великих русских самородков. В России его осыпала милостями Екатерина II, но они были больше похожи на причуды капризной барыни. Баженову почти ничего не удалось построить, только «Пашков дом» в Москве, где ныне помещается Государственная библиотека. Его грандиозного размаха замыслы остались только на бумаге и в моделях. Самым грандиозным был план перестройки Кремля. Современники говорили, что это будет «осьмое чудо» света. Состоялась закладка, приступили к работам, но внезапно их отменили.
Интерьеры середины XVIII в. - период зрелого барокко — тоже характерны великолепными отделками Растрелли. Развиваемый им блестящий стиль нашел яркое выражение в парадных, крупных залах пригородных дворцов. Роскошь парадных интерьеров дополнялась мебелью, стилистически напоминавшей французскую. Мебель сложна в своих линиях, в абрисе спинок, сидений, ножек. В дворцовом и дворянском интерьере зеркала были частью стены, осветительные приборы отличались подчеркнутой пышностью форм. Убранством люстр служили хрустальные подвески в виде листьев.
Широкое развитие приобретало садово-парковое искусство.
Примерно в середине 1760-х гг. в русской архитектуре ощутимо дает знать о себе стилистический перелом: барокко начинает сменяться классицизмом.