Русская культура XVII в
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XYII в.
В истории России в XYII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступали уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право (1649 г.), что привело к резкому обострению классовой борьбы крестьянским волнением. Недаром XYII в. назывался «бунташным».
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходной промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви). Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания. В 1634 г. был издан первый Букварь Василия Бурцева. Этот Букварь потом переиздавался неоднократно и продавался по доступным ценам. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого, а в 1687 г. – «Считание удобное» - таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособие по арифметике.
Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XYII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, в том числе светские.
Продолжали выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XYII в. переводились в Посольском приказе.
Школьное образование в XYII веке было начальным. Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтыря. Дети знати обучались зачастую иностранцами.
Стали устраиваться школы в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий.
Рекомендуемые материалы
Крупнейшим событием в развитии образования стало основание в 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинской академии. В нее перевели старших учеников из училища при печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.
В литературе XYII в. также происходило «Отмирщение» появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачивают церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события. Многие произведения повествовали о «служебном времени»: «Сказания» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывалось величие русского народа, его патриотизм.
К XYII в. относятся первые записи фольклора, произведений народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, - летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.
Жанр «жития» приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливым из них является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620-1682) – один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем, - написал более 80 произведений. Большинство его произведений написано в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г).
Появляются и новые литературные жанры особенно во второй половине XYII в. – сатирические произведения, стихотворный жанр. Эта литература формировала новое сознание русских людей, свободное от всеподавляющей власти религии и церкви в нравственной, эстетический культуре народа. Высмеивались также произвол чиновников, взяточничество судей, невежество помещиков. Наиболее популярными и интересными произведениями этого жанра являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказания о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Одиаконове поминке и кутии» (См.: Памятники литературы Древней Руси XYII в. Книга вторая. М.: 1989).
Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы – высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», истоком которой послужил французский рыцарский роман.
В зодчестве XYII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Русские храмы XYII в. отличаются богатым внешним обликом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством.
Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках (строительство окончено в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам – огромная сумма. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Между основным храмом и приделом была выстроена колокольня – самая высокая часть среди отдельных построек, составляющих храм, и как бы объединяющая их. Церковь в Путинках – последний из шатровых храмов в Москве. В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон (1656-1694 гг.), который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие. Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы – Ярославле, Костроме и др. городах. В традиционном стиле построен комплекс Новоиерусалимского монастыря – загородной резиденции патриарха Никона.
Архитектура второй половины XYII в. отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, много- ярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая устремленность здания вверх. Образцом московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1690-1693 гг.), построенная братом царицы – Л.К. Нарышкиным, а также трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря. Черты это стиля проявились в здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне (1692-1701 гг.).
Примером светского строительства было сооружение теремного дворца в Московском Кремле (1637 г.) во главе с Баженом Огурцовым. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило Московские: церковь Ильи Пророка (1647-1656 гг.), церковь Иоана Златоуста (1649-1654 гг.) Вершина Ярославского зодчества – церковь Иоана Предтечи в Толчкове (1671-1687 гг.). Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами.
Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них наблюдается богато декоративное оформление фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и др. городах. В Москве памятники архитектуры того времени – палаты думного дьяка Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке.
В живописи XYII века заметное место начинает занимать портрет (парсуна), бытовой жанр.
Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626 – 1686 гг.) – русский живописец и гравер. В 80-90-е гг. XYII в. русские художники создают значительные парсуны.
Портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, лучшие парсуны написаны в конце века (портреты стольника В.Ф. Люткина, дяди и матери Петра I – Л.К. и Н.К. Нарышкиных). В них уже наметились черты русского портрета грядущего столетия – внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образца, тонкий колорит. Произведения Симона Ушакова – парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания.
Лекция "3. Планирование" также может быть Вам полезна.
Самое известное художественное произведение Симона Ушакова -- «Спас Нерукотворный», в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. В 1617 он создал икону «Троица», в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.
До XYII в. на Руси не было театра. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г.
Кроме придворного, в России в XYII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.
Фреска XYII в., переживает последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, житейные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами (фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681, работы Г. Никитина и С. Савина с артелью, Иоанна Предтечи в Толчкове, работы Д. Пнеханова с артелью).
Большое распространение и высокое художественное развитие получила резьба по дереву, проникавшая всюду – от царских теремов до крестьянских и посадских изб и домашней утвари. Резные наличники, карнизы, крыльца, своеобразие приемов резьбы в разных местностях – одна из характерных черт художественной культуры XYII века. Искусные косторезы были в холмогорах, и среди них мастера оп изготовлению шахмат. «Русские превосходно играют в шахматы, - писал французский автор хроники, - наши игроки перед ними школьники».
С конца XYII века в русской культуре начинается процесс, который принято называть ускоренным развитие, процесс быстрого усвоения достижений европейской культуры и переработки ее применительно к русским условиям. Именно на рубеже XYII-XYIII вв. происходит полная переориентировка господствующей системы взглядов, полный переворот в культуре, который по своей значимости близок к ренессансному в истории других национальных культур, а главное – он подготовил основы для реформ Петра I.