Популярные услуги

Цветовая символика

2021-03-09СтудИзба

Цветовая  символика

         Проблема цветовой символики тесно связана с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

         В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика играла особо важную роль в идейно образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности и верой в якобы магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные персонажи.

         Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы и основана на цветовых ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же - символ силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его символом  страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет - это победа, торжество, признак веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции. Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета, возникшее в глубокой древности на основе ассоциаций, под влиянием производственных и бытовых обрядов, мифологических и религиозных взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том, как, в какой форме он подал эти символы.

         Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они отражают негативные и позитивные черты его характера, явлений действительности. В связи с этим, целесообразно их подразделить на ассоциативные, позитивные и негативные (см.табл.1)

Таблица 1. Цветовая символика.

цвет

ассоциации

символы

Рекомендуемые материалы

ассоциативные

позитивные

негативные

белый

свет, серебро

Свет, Серебро

Духовность, Чистота, Ясность, Невинность, Правдивость

Смерть, Траур, Реакция

черный

тьма

Мрак

Земля

Смерть, Траур, Реакция, Отсталость, Преступность

желтый

Солнце, золото

Солнце, Свет, Золото, Богатство

Богатство, Радость

Разлука, Подлость, Коварство, Зависть, Ревность, Предатель­ство, Безумие, Измена

оранжевый

Закат, Осень, Апельсин

Теплота, Спелость

Энергия, Труд, Радость

Предательство, Измена

красный

Огонь

Жизнь, Сила,

Страсть

Любовь, Победа, Торжество, Праздник, Веселье, Демократия, Революция, Борьба за свободу

Война, Страдание, Смерть, Насилие, Тревога, Гнев

пурпурный

Богатство,

Власть, Держава

Достоинство,

Зрелость, Великолепие

Жестокость

фиолетовый

Фиалка

Вера, Совесть, Художественная одаренность

Смирение,

Старость,

Печаль, Бедствие,

Траур

синий

Море, Космос

Владение морем, Бесконечность, Космос

Мудрость, Верность

Тоска, Холодность

голубой

Небо, Воздух

Мир, Миролюбие

Невинность

зеленый

Природа, Растительность

Природа, Плодородие, Молодость, Покой

Надежда, Расцвет, Безопасность,

Тоска

Определенный интерес представляет также классификация цветовых символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым.

         Все символы подразделяются на три группы: ассоциативную, ассоциативно-кодовую, кодовую.

         Ассоциативная группа включает наиболее распространенные и наиболее древние миметические обозначения, которые имеют прямое сходство с характерными особенностями объекта-понятия. Благодаря натуралистической ассоциативности эти символические обозначения первичны во всех культурах и наиболее живучи:

белый        - Свет, Серебро;

черный      - Мрак, Земля;

желтый      - Солнце, Золото;

синий         - Небо, Воздух;

красный     - Огонь, Кровь;

зеленый     - Природа, Растительность.

Ассоциативно-кодовая группа символов имеет более широкий круг ассоциаций. В нее включаются символические обозначения, имеющие отдаленное сходство с характерными особенностями объекта-понятия и в конкретной уточняющей ситуации приобретают познавательное значение. В качестве цветовой метафоры ассоциативно-кодовые обозначения приобретают выразительное значение в искусстве. Примером могут служить следующие соответствия:

белый        - Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность;

черный      - Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть;

желтый      - Сияние, Легкость, Динамизм, Радость, Близость;

синий         - Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод,                                                       Бесстрастность;

красный     - Активность, Насильственность, Возбужденность,                             Страстность;

зеленый     - Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность;

Кодовая группа символов - самая условная. Здесь цвет не имеет сходства с обозначенным объектом - понятием и могут использоваться практически любые обозначения, например:

желтый      - Богатство, Зависть, Ревность, Коварство, Измена, Разлука,                      Душевная неуравновешенность;

синий         - Религиозность, Мудрость;

красный     - Демократия, Зло;

зеленый     - Непосредственность, Тоска.

В первой и второй группах символы достаточно реалистичны, ибо они ассоциативно связаны с различными предметами и явлениями действительности и поэтому во многих культурах сходны. Различия проявляются и усугубляются там, где кодовая цветовая символика преобладает. Эти различия необходимо учитывать, в зависимости от того региона, в котором художник работает. Выявить и разобраться в них поможет народное творчество, литература, искусство.

         Существует и международная цветовая геральдическая символика, как знаковая система, которая строго соблюдается в гербах и флагах государств. В современном международном геральдическом языке она имеет следующую интерпретацию:

белый        - Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство;

желтый      - Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм;

красный     - Сила, Демократия, Революционность, Америка;

зеленый     - Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам;

голубой     - Невинность, Миролюбие;

синий                  - Мудрость, Владение морем;

фиолетовый        - Печаль, Бедствие;

черный                - Траур, Смерть, Африка.

В олимпийской символике цвета колец являются символами пяти континентов:

синий         - Америка;

красный     - Азия;

черный      - Европа;

желтый      - Африка;

зеленый     - Австралия.

Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной структуре, где занимает определенное  место, обусловленное композицией и идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения цвета зависит:

- от общего идейного замысла произведения; от общего цветового композиционного построения; от окружающих его цветов;

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Лекция 19 - Синтез цифровых автоматических систем.

- от конкретной изобразительной структуры, формы, которой он принадлежит.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об «абсолютных» соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что «в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные, которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом» .

С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова «произвольно». Художник «окрашивает» образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: «достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах «Старое и новое» и «Александр Невский».

В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым — радость, жизнь, новые формы хозяйствования.

Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему — геройства и патриотизма».

Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура — черный, но погребальный саван — белый; в Японии и Индии цвет траура — белый. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый — серым.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее