Популярные услуги

Все письменные КМ под ключ за 3 суток! (КМ-6 + КМ-7 + КМ-8 + КМ-9 + КМ-10)
КМ-6. Динамические массивы. Семинар - выполню любой вариант!
КМ-2. Разработка простейших консольных программ с использованием ООП + КМ-4. Более сложные элементы ООП - под ключ!
Любая задача на C/C++
Одно любое задание в mYsql
Сделаю ваше задание: Лабораторная работа на Pascal / Lazarus
Любой тест по базам данных максимально быстро на хорошую оценку - или верну деньги!
Любой реферат по объектно-ориентированному программированию (ООП)
Повышение уникальности твоей работе
Оба семинара по программированию под ключ! КМ-2. Разработка циклических алгоритмов + КМ-3. Функции и многофайловые программы в Си

ЛР2 - Модули

2021-03-09СтудИзба

Лабораторная работа №2

Модули

Цель работы – овладение практическими навыками и приемами разработки программ с помощью разрабатываемых программистом собственных модулей.

1. Теоретическая часть

1.1. Структура модулей

Структура модуля аналогична структуре программы, однако, есть несколько существенных различий. Она имеет вид:

unit <имя>;          {зарезервированное слово (единица); начинает заголовок модуля};

interface                                                             {зарезервированное слово (интерфейс), начинает интерфейсную часть модуля}

uses <список модулей>;                  {необязательный}

Рекомендуемые материалы

{глобальные описания}

implementation {зарезервированное слово (выполнение); начинает исполнительную часть};

uses <список_модулей>;                {необязательный}

{локальные описания}

{реализация процедур и функций}

begin                                                                    {начало инициирующую часть};

{код инициализации}

end.                                                                       {зарезервированное слово – признак конца модуля}

                Таким образом, модуль состоит  из заголовка и трех составных частей, любая из которых может быть пустой.

1.2. Связь модулей друг с другом

Заголовок модуля состоит из зарезервированного слова UNIT и следующего за ним имени модуля. Для правильной работы среды ТР и возможности подключения средств, облегчающих разработку крупных программ, это имя должно совпадать с именем дискового файла, в который помещается исходный текст модуля. Если например, имеет заголовок

Unit Global;

то исходный текст соответствующего модуля должен размещаться в дисковом файле Global.pas. Имя модуля служит для его связи с другими модулями и основной программой. Эта связь устанавливается специальным предложением. Эта связь устанавливается специальным предложением

Uses <список модулей>

2.1. Демонстрационные примеры

Пример 2.1. Напишем небольшой модуль. Назовем его IntLib и включим в него две простые подпрограммы для целых чисел - процедуру ISwap и функцию IMax:

           unit IntLib;

           interface

   procedure ISwap(var I,J : integer);

   function IMax(I,J : integer) : integer;

           implementation

   procedure ISwap;

   var

   temp : integer;

     begin

     temp := I; I := J; J := Temp

      end;                                                 {конец процедуры ISwap}

   function IMax;

           begin

              if I > J     then IMax := I     else IMax := J

           end;                                                                           {конец функции IMax}

           end.                                                                           {конец модуля IntLib}

             Наберите этот модуль,  запишите его в файл INTLIВ.PAS, а за тем скомпилируйте его. В результате получим код модуля в  файле INTLIВ.ТРU. Перешлем его в каталог модулей (если такой имеется), или оставив в том же каталоге, где находится следующая программа, которая использует модуль IntLib:

             program IntTest;

             uses IntLib;

             var

               A,B  : integer;

             begin

               Write('Введите два целочисленных значения: ');

               Readln(A,B);

               ISwap(A,B);

               Writeln('A = ',A,' B = ',B);

               Writeln('Максимальное значение равно ',IMax(A,B));

             end.                                                                         {конец программы IntTest}

Пример 2.2. Написать  программу проверяющая является ли квадратная матрица n x n магическим квадратом, т.е. сумма всех элементов всех строк и столбцов равны.

                Program Integral;

                Uses crt, mymenu;

                Var        i,j,n,m,t: integer;

                               ms: mymas;

                               ch: boolean;

                begin

                               textbackground(blue);

                               ms[1]:=’ввод’;     ms[2]:=’Проверка’;                          ms[3]:=’Выход’;

                               repeat

                                  clrscr;

                                   menu(ms,3,n);

                                  gotoXY(3,3);

                                  textcolor(1);

                                  case n of

                                               1: begin

                                                   textbackground(1);

                                                   clrscr;

                                                   textcolor(red);

                                                   writeln(‘Введите размер матрицы m:     ’);

                                                   readln(m);

                                                   for i:=1 to m do

                                                       for j:=1 to m do

                                                               begin

                                                               write(i,’- ая строка’, j,’-ый столбец’);

                                                               readln(a[i,j]);

                                                               end;

                                                   b:=a;

                                                   clrscr;

                                               end;

                                               2: begin

                                                   textbackground(1);

                                                   r2(b,m);

                                                   clrscr;

                                                   end;

                                               3: halt;

                                               end;

                               until l = 0;

                               readln;

                end.

               

Модуль программы MyMenu.tpu:

                Unit MyMenu;

                     interface

                               uses dos;

                               type        mymas = array[1..3] of string [25];

                                               masiv = array[1..20,1..20] of integer;

                               procedure menu (af: mymas; nom: integer; var vh: integer);

                               procedure r2 (a1: masiv; n1: integer);

                     implementation

                               uses crt;

                               var         ch           :char;

                                               ay           :integer;

                                               p,i,x,y    :integer;

                                               l,m,r       :boolean;

                               function ResetMouse:boolean;

                               var         r: registers;

                               begin

                                  r.ax :=0;

                                  intr ($33,r);

                                  ResetMouse := r.ax =$FFFF;

end;

                               procedure ShowMouseCursor;

                               var         r: registers;

                               begin

                                  r.ax := 1;

                                  intr ($33,r);

                               end;

                               procedure HideMouseCursor;

                               var         r: registers;

                               begin

                                  r.ax := 2;

                                  intr ($33,r);

                               end;

                               procedure ReadMouseState(var x,y: integer; var lb,mb,rb: boolean);

                               var         r: registers;

                               begin

                                  r.ax:= 3;

                                  intr ($33,r);

                                  x := r.cx;

                                  y := r.dx;

                               lb := (r.bx and 1) <> 0;

                               rb := (r.bx and 2) <> 0;

                               mb := (r.bx and 4) <> 0;

                               end;

                               procedure MoveMouseCursor( x,y: integer);

                               var         r: registers;

                               begin

                                   r.ax:= 4;

                                  r.cx:= x;

                                  r.dx:= y;

                                  intr ($33,r);

                               end;

                               procedure as (x,y: byte; an: integer; car,col: byte);

                               begin

                                  textcolor(col);

                                  gotoXY(x,y);

                                  for p:=1 to an do write(chr(car));

                               end;

                               procedure as_tek(x,y:byte; str: string; col,bc_col:byte);

                               begin

                                  textbackground(bc_col);

                                  textcolor(col);

                                  gotoXY(x,y);

                                  write(str);

                                  textbackground(0);

                               end;

                               procedure Menu;

                               var i,x,y                :integer;

                                      l,m,r               :boolean;

                               label st;

                               begin

                                  ShowMouseCursor;

                                   MoveMouseCursor(0,0);

                                  textbackground(blue);

                                  textcolor(3);

                                  gotoXY(26,6);

                                  write(‘  -----Menu-------’);

                                  for p:=7 to 7+nom-1 do

                                               begin

                                               gotoXY(26,p);     write(‘|’);              gotoXY(40,p);     write(‘|’);

                                               end;

                                  gotoXY(26,6+nom+1);

                                  write(‘---------------------’);

                                  for y:=1 to nom do

                                 as_tek(28,y+6,af[y],6+blink,1);

                                  as (27,7,13,219,2);

                                  as_tek(28,7,af[1],0,2);

                                  ay:=7;

                                  st:

                                  repeat

                                  if keypressed then ch:=readkey  else

                                               begin

                                               ch:=’1’;

                                               ReadMouseState(x,y,l,m,r);

                                               for i:=7 to 6+nom do

                                               if l and (y div 8+l=i) and (x div 8+l>26) and (x div 8+l<40) then

                                               begin

                                       as(27,ay,13,219,1); as_tek(28,ay,af[ay-6], 6+blink,1);

                                       ay:=i;

                                       as(27,ay,13,219,2); as_tek(28,ay,af[ay-6], 0,2);

                                       textcolor(6);

                                       ch:=#13;

                                               end;

                                               delay(1000);

end;

                               case ch of

                               #80,#72,#45:

                               begin

                               sound(400); delay(600); nosound;

                               end;

                               #13:

                                               begin

                                               sound(400); delay(600); nosound;

                                               end;                                                       {case}

                               case ch of

                               #80

                                               begin

                       as(27,ay,13,219,1); as_tek(28,ay,af[ay-6], 6+blink,1);

                                               inc(ay);

                                               if ay=6+nom+1 then ay:=7;

                       as(27,ay,13,219,2); as_tek(28,ay,af[ay-6], 0,2);

                       end;

       #72:

                       begin

                       as(27,ay,13,219,1); as_tek(28,ay,af[ay-6], 6+blink,1);

                                       dec(ay);

                                       if ay=6 then ay:=6+nom;

                       as(27,ay,13,219,2); as_tek(28,ay,af[ay-6],0,2);

                                       end;

                       #45,#3:

                                       begin

                                       vh:=45;

                                       halt;

                                       end;

                       end;                                                                      {case}

                       until ch=#13;

vh:=ay-6;

end;

                procedure r2(al:massiv; n1:integer);

                var         i, y                          :integer;

                               sum, sumi             :integer;

                               s                              :byte;

                begin

                sum:=0; s:=1;

                clrscr;

                for i:=1 to n1 do

                               sum:= sum+a1[i,1];

                for j:=1 to n1 do

                               begin

                               sumi:=0;

                               for i:=1 to n1 do

                               sumi:= sum+a1[i,j];

                               if s=1 then

                                  if sumi<>sum then

                                     s:=0;

                               end;                                                                      {for}

                               for i:=1 to n1 do

                               begin

                               sumi:=0;

                               for j:=1 to n1 do

                               sumi:= sum+a1[i,j];

                               if s=1 then

                                 if sumi<>sum then s:=0;

                               end;                                                                      {for}

                               gotoXY(1,1);

textColor(red);

for I:=1 to n1 do

  begin

    for j:=1 to n1 do

write(al[i,j]:3);

writeln;

end;

if s=1 then

   begin

   writeln(‘Матрица образует магический квадрат’);

end

else

  begin

   writeln(‘Матрица не образует магический квадрат’);

end;

delay(10000);

repeat

  readMouseState(x,y,l,m,r);

  until (keypressed or l);

end;

end.

2.2. Практическая часть

Задача 2.1. Разработать модули для решения алгебраических задач:

        A. Модуль приближенного решения алгебраических и трансцендентных уравнений;

        B. Модуль приближенного вычисления интеграла.

             В качестве примера рассмотрим упрощенный модуль приближенного вычисления интеграла методом трапеций.

Пример 2.3.

             unit Proc;

             interface

             type

MathFunc = function(x: Real): Real;

function Area(a, b: Real; n: Integer; f: MathFunc): Real;

             implementation

             function Area(a, b: Real; n: Integer; f: MathFunc): Real;

             var

                i: Integer;

                s, h, c, d: Real;

             begin

                  s := 0;

                  h := (b-a)/n;

                  for i:= 1 to n do

                  begin

                       c := a+h*(i-1);

                       d := a+h*i;

                       s := s+h*(f(c)+f(d))/2;

                  end; { for }

                  Area := s;

             end;                                                                                         { Area }

             end.                                                                                         {Proc}

Здесь функция приближенного вычисления  определенного интеграла методом трапеций Area имеет четыре параметра: a, b, n и f.  A и b имеют тип Real, представляющие соответственно начало и конец интервала,  на котором выполняется аппроксимация; n - это целое число подынтервалов;  f - формальный параметр процедурного типа MathFunc,  используемый в качестве имени  функции. Фактический параметр,  связанный с f,  должен быть именем функции вещественного типа.  Эта  функция  определяет  кривую, площадь под которой вычисляется.

             Программа, тестирующая функцию Area  для  подынтегральной  функции

 f(x) = x2x  может иметь вид

Пример 2.4.

              program ProcTypeDemo;

              uses Crt, Proc;

              var

                 a, b: Real;

                 n: Integer;

              {$F+}

              function Func(x: Real): Real;

              begin

                   Func := Sqr(x)-x;

              end;

              {$F-}

              begin

                   ClrScr;

                   Write('введите нижнюю граница интервала A:=     '); Readln(a);

                   Write('введите верхнюю граница интервала B:=    '); Readln(b);

        Write('введите число подинтервалов N:=    '); Readln(n);

                   Writeln('---------------------------------------------');

                   Writeln(' площадь под кривой S:-=    ',   Area(a,b,n,Func):10:2);

                   Readln;

              end. {ProcTypeDemo}

Задача 2.2.

             В программе, тестирующей функции модуля, сравнить методы  приближенного решения алгебраических и трансцендентных уравнений (методы приближенного вычисления интеграла), поочередно используя их для решения одного и того же уравнения (для одной и той же подынтегральной функции). Значение e (точность) следует поочередно брать равными 0.01, 0.001, ..., 0.0000001. Для каждого из методов построить график или столбчатую диаграмму изменения числа потребовавшихся приближений при переходе от одного значения к другому.

3. Задачи, для самостоятельного решения

Приближенно вычислить интеграл:

                                     b

Z= F(x) dx

     а

на заданном отрезке [а;b] в соответствии с вариантом задания. Считать заданным число разбиений отрезка интегрирования n и численный метод решения. Включить в программу вычисление точного значения интеграла.

На печать вывести приближенное, точное значения интеграла и относительную погрешность вычисления в процентах.

Вар.

зад.

Подынтеграл. функция

f (x)

Первообразные F(х)=∫ f (x) dx

Метод числен. решения

Число отрезков

Интервал интегр.

Требуем. точность

1.

Ln²(x) / x

Ln³(x)/3

Трап.

60

[1;4]

10–4

2.

(1/x²)sin(1/x)

Cos(1/x)

Прям.

50

[1;2,5]

0,5 10–3

3.

Xx (1 + lnx)

X x

Трап.

40

[1;3]

10–4

4.

Cos(x)

Sin(x)

Трап.

60

[0; p/2]

10–4

5.

Sin²(x)

X/2-(sin2x) /4

Трап.

60

[0; p/2]

0,5 10–3

6.

X ex sin x

[x sinx+ (1-x) cosx] (e x / 2)

Трап.

100

[0; 1]

10–4

7.

(ln x/x

-[ln x +2lnx+2] (1/x)

Прям.

50

[0; 2,5]

10–4

8.

X arctgx

(arctg(x²-1)-x) / 2

Трап.

50

[0;3]

0,5 10-3

9.

1 (sgrt (9+x²))

Ln│x + sgrt (x²+9)│

Прям.

100

[0;2]

10–5

10.

eх cos²(x)

Ex(1/2+ cos2x / 10 + sin2x / 5)

Трап.

60

[0; p]

10–4

11.

X³/(3+x)

X³-3/2x² + 9x –27 ln(x+3)

Прям.

80

[1;2]

0,5 10–4

12.

(ln x/x

-1/(8x²) (4ln³x + 6ln²x + 6lnx+3)

Трап.

50

[1;2]

10–4

13.

X ((eхe–х) / 2)

X chx – shx

Прям.

50

[0;2]

10–4

14.

X² sin(2x)

-(2x²-1) (cos(2x))/4 +(x) sin(2x)/2

Трап.

100

[1;2]

10–4

15.

X/(x4+3x²+2)

Люди также интересуются этой лекцией: Классификация строительных материалов.

½ ln [(-x²-1)/(x²+2)]

Трап.

50

[1;2]

0,5 10-3

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее