ПИ систем реального времени
7.3. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Автоматизация процессов управления уходит своими корнями в глубокое прошлое. Собственно, применение ЭВМ в качестве «управляющего органа» началось практически сразу, как только появилась техническая возможность сопрягать их с объектами, подлежащими управлению. Однако при этом ЭВМ (да и те, кто на них работал) продолжали жить в своем, «нереальном» мире, наполненном битами, байтами, плавающими запятыми и другими, непонятными нормальным людям категориями. Даже время в них измерялось по-своему: не днями, не часами, и даже не минутами, а совсем другими единицами - мили- микро- нано- и другими секундами. Более того, во многих случаях интервалы между соседними событиями внутри ЭВМ выражались даже не этими псевдо-секундами, а числом тактовых импульсов, сформированных тактовым генератором. Тем не менее, ЭВМ, включенные в контур управления, вынуждены были синхронизировать свои действия с управляемыми объектами, работающими в реальном мире и, соответственно, в реальном времени. Чтобы отличать такие вычислительные системы от тех, которым реальный мир оставался безразличен, их стали называть «системами реального времени» (СРВ). Одна из наиболее удачных на наш взгляд трактовок этого понятия приведена в [6]:
Система реального времени - это аппаратно-программный комплекс, реагирующий в течение предсказуемого времени на непредсказуемый поток внешних событий». Данное определение требует некоторых пояснений. Во-первых, перечень типов событий, на которые должна реагировать система, как правило, определяется на этапе ее создания; неизвестны «только» последовательность этих событий и моменты их возникновения. Во-вторых, система должна успеть отреагировать на произошедшее событие в течение времени, критичного для этого события (точнее, для управляемого объекта), и это время должно быть предсказано (вычислено) при создании системы. Отсутствие реакции в течение заданного (или допустимого) интервала считается ошибкой. В-третьих, поскольку на управляемых объектах могут происходить два или более событий одновременно, должна быть задана приоритетность каждого из них с точки зрения целевого предназначения системы. Различают СРВ двух типов:
• жесткого реального времени;
• мягкого реального времени.
Для систем жесткого реального времени недопустима задержка реакции ни при каких условиях, поскольку это может привести либо к катастрофическим последствиям, либо к тяжелым экономическим потерям (что, собственно, для потерявшего равносильно катастрофе). К таким системам относятся, в частности, бортовые системы управления, системы военного назначения, системы аварийной защиты (например, на атомных электростанциях) и некоторые другие.
Для систем мягкого реального времени задержка менее критична, хотя и может привести к снижению качества управления. Например, задержка в оформлении авиабилетов за 10 минут до вылета вряд ли приведет к человеческим жертвам, но определенным образом повлияет на работу аэропорта.
Особый класс СРВ составляют так называемые системы диспетчерского управления (или человеко-машинные системы - ЧМС), в которых одним из обязательных звеньев управления (а иногда и главным) является человек (диспетчер, оператор, или Лицо, Принимающее Решение - ЛПР). Качество работы такой системы в значительной степени определяется тем, насколько адекватно воспринимает оператор поступающую информацию и насколько своевременно он на нее реагирует. Очевидно, что при достаточном уровне подготовленности персонала основным фактором, влияющим на работу оператора, является качество организации его взаимодействия с системой, то есть ее интерфейс. Вместе с тем, даже в случае принятия правильного решения оператор может допустить так называемую функциональную ошибку (нажать не ту клавишу, выбрать не ту команду) и т.д. Опасность функциональных ошибок существенно возрастает в стрессовых ситуациях. Например, опыт американских военных летчиков показывает, что в условиях ведения боевых действий оказывается неэффективным использование меню.
В табл. 7.1. приведены численные значения вероятностей различных типов функциональных ошибок. Если решаемая оператором задача требует выполнения цепочки операций, вероятности возможных ошибок складываются; суммарное значение вероятности ошибки, превышающее 0,03, считается критическим [7].
Рекомендуемые материалы
Таблица 7.1.
Вероятности различных типов функциональных ошибок
Операция | Вероятность ошибки |
Актуализация из памяти или запоминание значения параметра | 0,0005 |
Мысленный выбор одной из двух альтернатив | 0,0005 |
Мысленное сравнение ситуации с типовой, требующей определенного действия | 0,0010 |
Чтение (1-3 слова) | 0,0010 |
Ввод текста (1-3 слова) | 0,0020 |
Восприятие символа (знака, транспаранта) | 0,0040 |
Восприятие сообщения | 0,0020 |
Восприятие показаний стрелочного индикатора | 0,0070 |
Восприятие показаний цифрового индикатора | 0,0020 |
Нажатие клавиши на клавиатуре | 0,0050 |
Двойной щелчок мышью | 0,0030 |
Выбор элемента на экране | 0,0050 |
Другими словами, качество работы СРВ зависит от формы представления информации о текущей ситуации в системе и от доступных оператору средств воздействия на исполнительные компоненты системы.
Таким образом, при разработке пользовательского интерфейса СРВ основное внимание должно быть уделено следующим вопросам:
1. Детальному проектированию сценария диалога с целью выбора оптимальных маршрутов перемещения оператора по дереву диалога, а также предотвращения ситуаций, которые могут потребовать перезапуска системы.
2. Реализации средств динамического изменения структуры диалога в зависимости от текущей ситуации, складывающейся в системе.
3. Тщательному выбору визуальных атрибутов отображаемой информации, в том числе выбору средств привлечения внимания пользователя (оператора).
При всем при этом должно обеспечиваться свойство естественности интерфейса СРВ. Имеется в виду следующее. Во многих системах управления технологическими процессами за годы их существования была сформирована оптимальная структура средств индикации и контроля, а также соответствующая ей система условных обозначений, используемая на операторских пультах. При создании рабочих мест операторов учитывались результаты весьма глубоких эргономических исследовании. Поэтому при проектировании интерфейса автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе ПЭВМ целесообразно сохранить основную схему визуализации процессов, протекающих в данной системе управления. Неслучайно практически все инструментальные средства, предназначенные для разработки интерфейса систем диспетчерского управления, содержат графические библиотеки, позволяющие воссоздавать на экране монитора мнемосхемы, идентичные использовавшимся на прежних пультах (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Пример мнемосхемы технологического процесса, отображаемой на АРМ оператора
Такой подход позволяет использовать при работе оператора не только визуальные, но и другие (в первую очередь - звуковые) средства индикации и привлечения внимания.
Следуя основной концепции книги, в данном разделе мы более подробно рассмотрим аспекты проектирования визуальных компонентов пользовательского интерфейса СРВ. Чтобы еще раз подчеркнуть их влияние на качество программного продукта в целом, приведем такой факт. В шведском стандарте на пользовательский интерфейс систем управления электростанциями есть пункт, предусматривающий, что требующая срочного внимания оператора информация должна сопровождаться символом красного цвета, заметным не менее чем с двух метров от монитора. Если это требование не было выполнено, то при пропуске оператором аварийной ситуации ответственность за происшедшее автоматически возлагается на разработчика пользовательского интерфейса.
Дабы не оказаться в положении такого разработчика, при выборе визуальных атрибутов элементов интерфейса следует учитывать как требования имеющихся стандартов, так и физиологические особенности зрения оператора.
Прием визуальной информации содержит ряд элементарных процессов: обнаружение, различение, опознание и декодирование. На выполнение этих процессов основное влияние оказывают следующие характеристики зрения оператора:
• яркостные
• пространственные
• временные
• цветового восприятия.
Все они в значительной степени зависят от размеров и свойств излучения объектов, отображаемых на экране.
Яркостные характеристики
Они определяют размер зоны видения светящегося объекта, а также скорость и безошибочность обработки светящейся информации.
Зрительное восприятие светящегося объекта возможно в диапазоне яркостей 106... 105 кандел/м2. Яркость светящегося объекта может быть рассчитана по формуле В-К-0,251ln(а)+0.79, где К — степень ослепления (при К= 1 ...2 оператор испытывает дискомфорт, а при К=3...8 — болевые ощущения); а — угловой размер светящегося объекта (измеряется в градусах). Яркость, превышающая 15 • 106, является слепящей.
Для обеспечения длительной зрительной работоспособности оператора яркость наблюдаемых на экране объектов не должна превышать 64 кд/м2; при этом перепад яркостей в поле зрения оператора должен быть не более 1:100. Наивысшая быстрота различения сложных объектов достигается при яркости 3 • 105кд/м2.
Необходимо также учитывать, что требуемая острота зрения при восприятии светлых объектов в 3-4 раза ниже чем, для темных; светлые объекты на темном фоне обнаруживаются легче, чем темные на светлом.
Пространственные характеристики
Данная группа характеристик влияет на обнаружение, различение и опознание объектов.
При решении практических задач необходимо учитывать следующие положения:
1. Основную информацию об объекте несет его контур; время различения и опознания контура объекта увеличивается с увеличением его сложности.
2. При различении сложных контуров безошибочность выше, чем при различении простых.
3. Решающее значение в восприятии формы объектов имеет соотношение «фигура/фон».
4. Минимальный размер объекта должен выбираться для заданных уровней контраста и яркости; уменьшение значений этих параметров требует увеличения угловых размеров объекта.
5. Для повышения вероятности различения с 0,5 до 0,98 требуется увеличение угловых размеров для простых фигур на 20...25%, а для знаков типа букв и цифр — в два раза.
6. Для различения положения фигуры относительно вертикальной или горизонтальной оси пороговая величина обнаружения должна быть увеличена в 3 раза (порог обнаружения темного объекта на светлом фоне составляет 1 угловую секунду).
При наличии на экране движущихся объектов следует учитывать ряд дополнительных факторов. Например, при перемещении точечного объекта со скоростью 0,25 градус/с его непрерывное движение воспринимается как дискретное, при скорости 0,25...4 градус/с — как непрерывное, а при скорости более 4 градус/с изображение сливается в сплошную полосу.
Полезно также помнить о том, что существует три вида кажущегося движения:
• восприятие перемещения сигнала из одного положения в другое при последовательном предъявлении двух идентичных сигналов от различных объектов;
• кажущееся изменение размеров объекта при последовательном появлении двух объектов, имеющих идентичные контуры;
• кажущееся изменение размеров объекта при изменении яркости самого объекта или фона.
Временные характеристики
Зрительное восприятие светящегося объекта формируется у человека-оператора с некоторой задержкой по отношению к началу действия зрительного раздражителя и его прекращению, что обусловливает ряд особенностей функционирования зрительного анализатора. Эти особенности проявляются как при восприятии одиночных световых сигналов, так и их последовательности. Знание временных характеристик зрения позволяет обоснованно выбирать время экспозиции сигналов для обеспечения их минимальной различимости и временных интервалов предъявления сигналов в последовательности. Основные временные характеристик и зрительного восприятия приведены в табл. 7.2.
Таблица 7.2.
Временные характеристики зрения
Характеристика | Количественное значение | Условия наблюдения |
Субъективно воспринимаемая яркость при мельканиях, % | 200 100 50 | Частота мелькания (Гц): 8...10 16...20 24...28 |
Критическая частота мельканий для их раздельного восприятия, Гц | 15 25 50 | Яркость объекта (кд/м2): 0,1 1 100 |
Быстрота обнаружения, мс | <3 <30 <7 <60 | Для объектов простой конфигурации то же, в плохих условиях наблюдения. Для знакомых человеку изображений (буквы, цифры). То же, в условиях помех |
Характеристики цветового восприятия
Цвета различаются тоном, светлотой и насыщенностью. Число различимых оттенков цвета по всему спектру при яркости не менее 10 кд/м2 и максимальной насыщенности равно приблизительно 150. Различение степеней насыщенности колеблется от 4 (для желтого) до 25 (для красного). При изолированном предъявлении человек точно идентифицирует не более 10-12 цветовых тонов, а в комбинации с другими цветами - не более восьми.
Изменение яркости объекта влияет на восприятие его цвета. С уменьшением яркости от 180 до 0,5 кд/м2 происходит уменьшение светлоты и постепенное обесцвечивание желтого и синего цветов, а спектр становится трехцветным: красно-зелено-фиолетовым.
Восприятие цвета зависит также от угловых размеров объекта: с уменьшением размера изменяется видимая яркость и искажается цветность. Наибольшему изменению подвержены желтый и синий цвета.
Для систем реального времени основным критерием выбора цветов отображаемых на экране символов и сообщений является острота различения. Она максимальна для символов белого цвета и минимальна для символов, имеющих крайние цвета спектра. Хотя белый цвет наиболее прост в применении и его часто используют, наилучшим в этом отношении является желто-зеленый цвет, который по насыщенности мало отличается от белого, но имеет максимальную видность; красный, фиолетовый и синий цвета не рекомендуется использовать для отображения символов или объектов сложной конфигурации.
При согласовании цветов символов и фона следует учитывать, что восприятие символов максимально для контрастных цветов (т.е. относящимся к противоположным границам спектра). При контрастности менее 60% читаемость символов резко ухудшается. Установлены следующие допустимые комбинации цвета символа с цветом фона (в порядке убывания четкости восприятия):
• синий на белом
• черный на желтом
• зеленый на белом
• черный на белом (только четвертое место!)
• белый на синем
• зеленый на красном
• красный на желтом
• красный на белом
• оранжевый на черном
• черный на пурпурном
• оранжевый на белом
• красный на зеленом.
При одновременном поступлении двух или нескольких сигналов (сообщений) на их восприятие оператором влияют следующие факторы: избирательность внимания, абсолютная и относительная интенсивность сигналов, взаимное расположение на экране, степень синхронности сигналов, объем поступающей информации и скорость ее поступления.
Наряду с рассмотренными выше характеристиками важное значение для эффективной работы оператора имеет способ передачи смыслового содержания отображаемой на экране информации. Этот способ может базироваться на использовании одного из четырех типов знаковых систем (или их комбинации):
• буквенной
• пиктографической
• цифровой
• геометрической.
При выборе знаковой системы следует учитывать:
1. Легкость опознания и декодирования знаков.
2. Требуемую длительность безошибочной работы оператора, в том числе в условиях стресса.
3. Уровень помехоустойчивости системы.
4. Скорость запоминания и длительность сохранения алфавита знаковой системы в оперативной и долговременной памяти оператора.
В качестве интегральной характеристики знаковой системы может использоваться коэффициент оперативности кода [8], К , представляющий собой отношение времени опознания символа (знака) к времени его декодирования. Значения этого показателя для перечисленных выше систем приведены в табл. 7.3.
Таблица 7.3.
Значения коэффициента оперативности кода
Знаковая система | Значение Коп |
Буквенная (для одного слова) | 0,9 |
Пиктографическая (для пиктограммы) | 0,8 |
Цифровая (для одного числа, не более 4 разрядов) | 0,6 |
Геометрическая (для одной фигуры) | 0,6 |
Из приведенных данных можно, в частности, сделать вывод, что в стрессовых ситуациях числа до трехразрядных включительно целесообразно представлять на экране в текстовой форме (то есть словами). Вместе с тем, основные свойства объекта или описание требуемых действий эффективнее отобразить в виде пиктограммы. Так, фразу «переслать сообщение на вышестоящий уровень» лучше заменить соответствующей пиктограммой.
Однако, как уже отмечалось в главе 4, пиктограмма пиктограмме рознь. Попробуйте, например, самостоятельно определить (или вспомнить) смысл приведенных на рис. 7.5 пиктограмм, взятых из одного весьма популярного приложения.
Рис. 7.5. Пиктограммы — «загадки»
Экспериментально доказано [8], что наиболее значимые характеристики объекта должны кодироваться (отображаться) его контуром, а внутренними деталями -вспомогательные, второстепенные. При этом система опознавательных признаков формы знака, выбранная для определенных характеристик объекта, должна применяться для всего алфавита знаковой системы.
Количественные оценки влияния геометрического контура пиктограммы на эффективность ее распознавания даны в табл. 7.4.
При разработке знаковой системы следует учитывать, что симметричные символы легче усваиваются человеком-оператором и более прочно сохраняются в кратковременной и долгосрочной памяти.
В качестве различительных признаков знаков в пределах одного алфавита не рекомендуется использовать:
• Число элементов в знаке;
• Геометрические размеры знака (по крайней мере, более двух вариантов);
• Отличие знаков по принципу «позитив-негатив» и «прямое-зеркальное отражение».
Таблица 7.4.
Влияние геометрической сложности знака на его декодирование
Показатель | Значение показателя | ||
Простые знаки | Знаки средней сложности | Сложные знаки | |
Минимальное время экспозиции, с | 0,03 | 0,03 | 0,05 |
Среднее время декодирования при экспозиции 0,03с, с | 3,06 | 2,55 | 2,76 |
Вероятность правильного декодирования | 0,80 | 0,97 | 0,98 |
И в завершение еще один фактор, упоминавшийся в предыдущих главах - количество интерактивных элементов, одновременно отображаемых на экране. Естественно, на эффективность работы с ними влияют и зрительные характеристики оператора, и качество используемой знаковой системы. Тем не менее при выборе нужного элемента сказывается еще одна характеристика оператора - сенсомоторная. В качестве примера в таблице 7.5 приведены достаточно усредненные значения безошибочности (Рв) и времени (Тв) выбора требуемого элемента в зависимости от числа имеющихся.
Таблица 7.5.
Обобщенные показатели сенсомоторной характеристики оператора
Количество интерактивных элементов на экране (в активном окне) | Рв | Тв,с |
3 | 0,999 | 1,5 |
7 | 0,997 | 3,0 |
10 | 0,995 | 4,0 |
15 | 0,97 | 5,0 |
20 | 0,94 | 7,0 |
60 | 0,92 | 10,0 |
Важным фактором, влияющим на эффективность работы оператора, является поддержание всех его «подсистем» на требуемом уровне готовности в течение достаточно длительного времени. В связи с этим дополнительно к рассмотренным должны быть решены две взаимосвязанные проблемы: предотвращение как «сенсорного голода», так и чрезмерной сенсорной перегрузки оператора.
Для борьбы с перегрузкой достаточно учитывать те общие рекомендации по размещению информации на экране, которые были приведены в главе 2, а также характеристики зрения оператора, рассмотренные выше.
«Сенсорный голод» может быть обусловлен чрезмерным искусственным снижением динамичности отображения текущей ситуации на экране, а также свето- и звукоизоляцией рабочих мест. В связи с этим для предотвращения «сенсорного голода» должна быть введена определенная избыточность представленной на экране информации по сравнению с минимально необходимой. Например, на экране могут появляться сообщения, требующие той или иной реакции оператора, но реально не влияющие на процесс управления. Другой способ борьбы с «сенсорным голодом» основан на использовании нескольких форм представления информации (т.е. на применении мультимедийных технологий); речь идет в первую очередь о дополнении визуальной информации звуковым сопровождением. И хотя круг рассматриваемых в книге вопросов умышленно ограничен визуальной компонентой пользовательского интерфейса, в данном случае из этого круга необходимо ненадолго выйти. Объясняется это тем, что полимодальная организация предоставляемой оператору информации позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, как было сказано выше, утолить его «сенсорный голод». Во-вторых, при дублировании информации по нескольким сенсорным каналам сокращается время реакции оператора. В-третьих, такой подход позволяет увеличить объем одновременно принимаемой информации. И, наконец, привлечение дополнительных сенсорных каналов позволяет разгрузить тот, по которому информация поступает наиболее интенсивно.
Вместе с тем, применение мультимедийных технологий значительно усложняет интерфейс, что требует при его проектировании решения дополнительных задач. Основная из них - согласование информации, поступающей по разным каналам, по времени и по содержанию. При несоблюдении этого условия эффект от полимодальности окажется прямо противоположным ожидаемому. При одновременном поступлении нескольких сигналов, требующих выполнения различных действий, время реакции оператора увеличивается; практически неизбежна также информационная перегрузка оператора и, как следствие, — его повышенная утомляемость.
В системах реального времени участие оператора в процессе управления проявляется главным образом при возникновении нештатных, аварийных или критических ситуаций. Вместе с тем, именно такие ситуации вызывают у человека дискомфортное или даже стрессовое состояние. В связи с этим особое значение для СРВ имеет проблема реализации средств поддержки пользователя. Очевидно, ведущую роль здесь должна играть контекстно-зависимая помощь и помощь, определяемая заданием. При этом целесообразно предусмотреть два способа предоставления помощи: по запросу оператора и автоматически, например, по истечении некоторого допустимого времени ожидания реакции оператора на возникшую ситуацию.
С тех же позиций следует рассматривать и возможность документирования действий оператора. Практика показывает, что для полноценного анализа действий оператора требуется не только регистрировать перечень выполнявшихся команд и значения регулируемых параметров, но и формировать снимки экрана в соответствующие моменты времени. При реализации такой возможности необходимо учитывать технические характеристики средств вывода (принтеров). Если для экспресс-анализа используется черно-белая печать, то это накладывает дополнительные ограничения па выбор цветовой палитры экрана и отображаемой на нем информации.
В связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к надежности и быстродействию систем реального времени, при их создании значительно возрастает роль этапа макетирования пользовательского интерфейса и его согласования с потенциальными пользователями.
Завершая обсуждение проблем, связанных с проектированием и реализацией пользовательского интерфейса в конкретных предметных областях, еще раз напомним, что выбранные области относятся, на первый взгляд, к противоположным границам спектра. В связи с этим приведем рекомендации по разработке Web-узлов редактора электронного журнала Corporate Internet Strategies ПитаЛошина [10]:
1. Использовать графику только там, где она будет нести реальную смысловую нагрузку;
Вам также может быть полезна лекция "1.1 Основные понятия".
2. Использовать текст вместо графики где только возможно (для ускорения загрузки страниц);
3. Использовать фреймы, таблицы и другие элементы структурной организации содержимого;
4. Использовать одни и те же компоненты на разных страницах для сокращения времени их загрузки;
5. Размещать наиболее важную информацию в самых доступных местах сайта;
6. Содержимое сайта должно быть действительно полезным для посетителя. Отдельная группа рекомендаций связана с использованием Интернета в качестве источника информации о биржевых котировках. В этом случае для работающих в сети брокеров счет времени идет на секунды, а Интернет выступает в роли самой настоящей системы жесткого реального времени. Как говорится, комментарии излишни...