Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Теория и практика строительства демократического общества » Опора на национально - духовные основы необходимое условие строительства демократического общества

Опора на национально - духовные основы необходимое условие строительства демократического общества

2021-03-09СтудИзба

Тема 7: Опора на национально – духовные основы необходимое условие строительства демократического общества.

                                                    План:

1. Приобретение нового смысла и содержания понятия духовного обновления общества.

2. Главный критерий духовности и просвещения – гуманизм, его основная цель- служение Родине.

3. Гармонично развитая личность- основа демократического общества.

1.  Укрепление независимости ставит пред собой решение ряда проблем и задач в сфере политической, экономической, культурной, духовной жизни общества. Такие великие задачи и ответственность требуют от нашего народа с одной стороны полное понимание процесса духовного обновления, с другой опоры на нее, в строительстве демократического общества. Поэтому творческое изучение наследия наших великих мыслителей внесших достойный вклад в развитие мировой цивилизации стало в годы независимости жизненной необходимостью. Изучение наследия Имама Бухари, Ат – Термизи, Бахоуддина  Накшбанди, Яссави, Ибн – Сино, Аль – Хорезми, Ахмада Фергани, Беруни, Амира Темура, Улугбека, Навоий, Бабура, Абдуллы Кадири, Чулпана, Фитрата, Бехбуди, Усмана Насыра составляет национально – духовную основу создаваемого в стране демократического общества.

Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням. Наш народ после приобритения независимости стал подлинным хозяином своей судьбы, обладателем своеобразной национальной духовности и культуры.

Рекомендуемые материалы

Узбекистан сегодня переживает события равные векам. В периоды коренных изменений в жизни народа, общество для продвижения вперед к новому будущему должно согласно этому изменить общественные отношения. Поэтому, изменения в общественной жизни предполагают изменения в мышлении, мировоззрении, в духовном мире личности и всего общества.

Гуманист XX века А. Швейцер говорил «среди сил, формирующих реальную действительность, на первом месте стоит духовность. Мы сегодня живем в эпоху великих возможностей. Однако препятствия и опасности на пути их осуществления реально существуют».

Для последовательного проведения реформ во всех сферах жизни общества, должны произойти коренные изменения в сознания людей. Без этого мы не сможем решать все новые и новые проблемы которые возникают в процессе исторического развития.

Говоря словами нашего Президента И. А. Каримова: «Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, ценностей в сознании людей».

Не обновляя общество в духовном отношении, не изменяя мировоззрение людей нельзя добиться построения демократического общества, перейти на рыночную экономику, вообще, достичь какого – либо прогресса.

В книге И. А. Каримова «Узбекистан свой путь обновления и прогресса» выделяются 4 основы духовно -нравственного развития:

· Преданность общечеловеческим ценностям

· Укрепление и развитие духовного наследия нашего народа

· Свободное проявление человеком своих возможностей

· Патриотизм

Эти понятия не отделимы друг от друга, являются крепкой основой строительства демократического общества в Узбекистане.

     Построение рыночной экономики - не сама цель. Конечная цель всех реформ – экономических, демократических, политических – создание достойных человека условий жизнедеятельности, обеспечивающих раскрытие его трудового, творческого и духовного потенциала. Поэтому не приемлем такой переход к качественно новому состоянию общества, при котором вся тяжесть переходного периода ложится на плечи населения.

     Так только свободно мыслящий человек, может быть настоящим сыном своей страны. Человек не может быть полностью свободным, если не будет свободным его мышление, если сознание не освободится от давления, рабства. Если человек не свободен, то он не воспринимает демократические принципы общества.

     Следовательно, создание демократического общества возможно только через создание необходимых условий, возможностей для осуществления интересов человека.

     С первых дней независимости важнейшей нашей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течении многих веков создавалось нашими предками. Мы вернулись к своей религии и языку, заново возрождаются национальные обычаи и традиции, все богатства, имеющие отношение к духовности человека. Духовно – нравственное воспитание является важным условием создания демократического общества Узбекистана.

     Только тогда, когда люди будут связаны узами духовности, могут стать народом, нацией. Потому, что духовность – это такая могучая внутренняя сила, которая призывает человека к духовному очищению и совершенству, обогащает внутренний мир человека, укрепляет его веру и убеждение, пробуждает его совесть.

     Связь демократических преобразований происходящих в Узбекистане с духовным обновлением общества, является общим богатством всех народов, проживающих в Узбекистане.

     Следовательно, создание демократического гражданского общества в Узбекистане не возможно без духовного обновления общества.

     В 1983году из ученых, общественных деятелей 29 стран была создана «Комиссия по изучению гуманитарных проблем». Ими были проанализированы причины возникновения таких явлений как «Нравственность человека», «Глобальные проблемы», (т. е. экология, нищета, гонка вооружения, терроризм, наркомафия). «Оружие массового уничтожения», «Вооруженные столкновения», «Бездомные дети», «Продовольственный кризис», «Увеличение пустынь», «Чрезвычайные ситуации», «Войны». Вывод четырехлетней комиссии, отраженный в книге «Сможет ли человечество сохранить человечность», опубликованной на языках мира, таков: «Все проблемы связаны с ослаблением нравственных чувств, т. е. обесцениванием духовных ценностей».

2. История – основа духовности народа. Уроки истории сохраняют человека от духовного разложения. Духовность - это не только наследие, передающееся от поколения к поколению. Насколько больше мы будем изучать историю, настолько больше будем получать практических рекомендаций для нашей сегодняшней духовности, для идейных реформ. Не связано ли высказывание великого А. Навои: «Если хочешь быть свободным, веди себя свободно с сегодняшней действительностью». Или еще один пример: одна отрасль среднеазиатской медицины называлась - «духовная медицина». Под названием «духовная медицина» создали и оставили  нам свои книги такие известные ученые как Ал – Кинди (800 - 860), Абу Бакр АрРозий (865 - 925), Аб ал – Фарах Абу ар Рахман ибн Жавзий (умер 1201 году), Абу Исхак Ироим ибн Юсуф Аш – Шерозий (смерть 1093 г.). Если медицина тела занималась предупреждением и лечением болезней, связанных с телом человека, то духовная медицина - освобождением сознания человека от недостатков, совершенствованием человеческих качеств.

Одним из горьких уроков истории является то, что, пока духовность, нравственность не превратятся в критерий действия, деятельности и потребностей каждого человека, ни одну проблему невозможно будет решить эффективно, добиться социального прогресса.

Ярким примером этому является превращение туркестанского края в 70 годах XIX века, в колонию Царской России. Таких печальных событий в нашей истории было много. Основой причиной этого был духовной разброд общества: начиная от правителей государства до баев и верхушки мусульманского духовенства все замкнулись в кругу своих личных интересов и, несмотря на борьбу интеллигенции за независимость, люди общества не смогли объединиться вокруг идеи независимости.

Опыт и уроки истории, накопленные человечеством, будут передаваться от поколения поколению в качестве критерия духовности и системы взглядов. История – основа народной духовности. Уроки истории сохраняют человека от разложения. Поэтому гармонизация наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества, являются гарантом дальнейшего прогресса нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Среди четырех основ духовно - нравственного развития Узбекистана выделяется преданность общечеловеческим ценностям. Сегодняшний прогресс нашего общества нельзя представить без таких общечеловеческих ценностей, как демократия, соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свободные рыночные отношения, свобода слова.

В период, когда мы определили нашей целью построение гражданского общества в стране, задачи овладения демократическими принципами, повышения общественно – политической активности граждан, осуществления на деле свободы личности, совершенствования многопартийной системы на основе демократических принципов, поэтапная передача некоторых полномочий органов государственного управления общественным организациям и органам самоуправления, соединяются с духовностью, воплотившей в себе общечеловеческие ценности.

Только тогда, когда сформированные в развитых странах мира основные ценности демократического и гражданского общества, как  власть народа, политика, направленная на защиту интересов граждан, опора на волю большинства при принятии решений, уважении прав меньшинств, гарантированность соблюдения прав человека, внедрение системы свободных и справедливых выборов, равенство всех перед законом, общественный контроль над деятельностью органов власти, превратятся в органическую и неотделимую часть политической культуры каждого гражданина, только тогда строительство демократического общества превратится в реальную действительность.

Для процветания Родины, в первую очередь, должны быть проведены духовно – нравственные реформы. Эту задачу может выполнить руководитель, обладающий нравственными качествами

Следовательно, для осуществления демократических преобразований в обществе духовность должна стать главной опорой политики. Поэтому создавать основы демократического общества могут – словами И. А. Каримова – честные, добросовестные руководители.

Составной частью создания основ гражданского общества является работа по постоянному совершенствованию личности в сфере духовности и просвещения. Это жизненная правда должна превратиться в принцип которого мы должны постоянно придерживаться, стать основой и условием развития общества, воплотить в себе целостную систему. В центре этой системы должны стоять такие бессмертные ценности как духовность, нравственность, просвещение.

Духовность имеет место в психики человека. Поэтому, это понятие, в первую очередь, связано с отдельно взятой личностью. Однако человек, вне общества, теряет свою человеческую сущность. В этом плане духовность имеет общественное содержание. Только тогда, когда человек будет чувствовать себя частицей народа, будет трудится и жить думая о нем, соединится с духовностью. Следовательно, если каждый человек не будет уделять серьезного внимания своему образу жизни, отношениям с другими людьми, очень трудно будут решаться какие  - либо проблемы в обществе.

На сегодняшний день возвращены народу духовное наследие, обычаи, традиции, ценности, историческая память, являющиеся основой национального возрождения и развития, созданы условия для направления этих богатых возможностей, всех материальных и духовных богатств, на создание в Узбекистане демократического правового общества.

3. Политические взгляды и философские мысли о духовно нравственной личности появились не сегодня. Их исторические корни упираются в творческие, философские учения мыслителей Востока. Изучение исторического процесса развитых демократических государств показывает, что ни одно общество, не воспитав гармонично развитое поколение, не сможет достичь поставленных перед собой великих целей. В первую  очередь о государстве узнают по его высококультурным, духовно совершенным людям.

Свое отношение к этой проблеме наш Президент определил следующим образом: «Мы должны воспитать здоровое поколение. Под здоровым поколением понимается не только физически здоровые, а воспитанные в духе восточной нравственности и общечеловеческих идей люди».

Наши древние потомки выработали целый кодекс восточной нравственности. Под гармонично развитой личностью мы, в первую очередь, понимаем людей высоко сознательных, умеющих самостоятельно мыслить, являющихся, своим поведением, примером для других, просвещенных людей. Сознательных, знающих людей нельзя обмануть различными небылицами. Они каждую вещь будут взвешивать на весах разума. Если человек все свои мысли, выводы будет рассматривать на основе логики, логического мышления, то он будет совершенным. Воспитание таких гармонично – развитых людей - объективная необходимость, связанная с сохранением и укреплением независимости.

Следовательно, будущее нашей страны, судьба демократических преобразовании зависит от сознания всего народа, уровня его духовности. Если психика человека будет здоровой и он познает самого себя, то превратиться в личность. Человек, поднявшись на уровень личности, т. е. имея самостоятельное мышление, мировоззрение, становится активным создателем и защитником демократии, а не простым потребителем его плодов. «Только в этом случае будет возможно создать основы демократического  гражданского общества, обеспечить права и свободы человека».

Политика, проводимая в период бывшей тоталитарной системы, способствовала в определенной степени, лишении народа Узбекистана своей истории, культуры, духовной силы, национальных чувств, самобытности. И. А. Каримов, говоря о таком «наследии» отмечал: «Этот строй опирался на манкуртов, не знающих ни истории своего народа, ни духовности и обычаев, ни своих предков».

Длившаяся долгие годы неволя, господство антигуманной идеологии, внедрили в нас покорность и послушание, используя исконные ценности нашего народа такие, как деликатность, тактичность, вежливость, способствовали тому, что мы не могли твердо говорить правду, в то время как демократия утверждает правдивость, свободу мысли. Однако на территории бывшего союза все еще встречаются люди не избавившееся от идеи пансоветизма. Как говорит И. А. Каримов на IX сессии Второго Созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан: «тень СССР все еще полностью не поднялась с территории бывшего союза, мы должны постоянно это иметь в виду и быть бдительными».

Хорошо, что тысячелетние духовные ценности, национальные традиции укрепились в  сознании людей. Как говорил писатель Абдулла Каххор: «Соль земли можно смыть, соль в сознании человека смыть очень трудно», поэтому последствия старого мышления, болезнь «манкуртства» все еще сохраняются в сознании отдельных людей.

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2003г.

2. Каримов И.А. «Основные принципы общественно – политического и экономического развития Узбекистана. Родина священна для каждого». Т.3. Т., «Узбекистан», 1999г., стр. 3-48.

Обратите внимание на лекцию "ЦВЕЙГ Стефан".

3. Каримов И.А. «Независимость и духовность». Т.1994г.

4. Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Т.«Узбекистан», 1997г. стр. 131-181.

5. Каримов И.А. «Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана». Т.«Узбекистан», 1998г., стр. 305-327.

6. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад Президента РУз И.А.Каримова на совместном заседании законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. (28 января 2005г.)

7. А.Т.Азизхонов, А.П.Ефимова. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.Университет.2005 г.

8. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее