Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Основы философских знаний » Философия Нового времени и дальнейшее ее развитие в 19-20 вв

Философия Нового времени и дальнейшее ее развитие в 19-20 вв

2021-03-09СтудИзба

Философия Нового времени и дальнейшее ее развитие в 19-20 вв.

1. Философия Нового времени и немецкая классическая философия.

2. Марксистская философия и ее основные идеи.

3. Русская философская мысль в 19 - начале 20 вв.

4. Основные концепции современной западной философии.


Под философией Нового времени мы будем понимать западноевропейскую философию 17 – начала 19 вв. Это период бурного развития философской мысли, важнейшей чертой которой является рационализм. По сути дела, возникает своеобразный культ разума, прежде всего научного, уверенность в безграничных возможностях науки.

С наступлением Нового времени, в ΧΥΙΙ в., художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую. Роль науки поднимается на недосягаемую высоту, и в качестве главной задачи философии теперь выдвигается разработка и обоснование методов правильного мышления, распространения  этого мышления на различные области знания. Таким образом, проблема построения универсального метода и универсальной науки ставится центром философствования в ΧΥΙΙ в. вокруг проблемы метода и источника научного познания сложились две конфликтующие позиции в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм. Представителями британского эмпиризма, или, как его еще называли, островного эмпиризма, являлись Фр. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс. В качестве единственного источника познания ими признается опыт, а ведущей познавательной способности человека – чувственные способности. Поэтому основным методом науки эмпиристы считают индукцию, то есть обобщение эксперимента, обобщение частных случаев. Представители рационализма Нового времени – это Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц. Рационализм утверждает, что истину невозможно получить из опыта, опыт недостоверен, достоверное же знание выводимо только из разума. Разум является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально содержатся необходимые истины, из которых можно вывести все знания, поэтому основным универсальным философским методом является дедукция – выведение из общих истин частных знаний.

Конечно, и рационализм, и эмпиризм Нового времени частично признавали конкурирующие методы познания. Так, рационалисты не игнорируют данные опыта, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма согласны с тем, что данные органов чувств анализируются и организуются разумом, однако они выступали против идеи врожденных истин, из которых выводится все содержание знания. Крупнейшей фигурой эмпиризма Нового времени является английский философ Фр. Бэкон (1561-1626). Главным результатом, обогатившим философию, можно считать его теорию индукции, разработанный в подробностях индуктивный метод, который, с его точки зрения, мог быть единственным методом для всех конкретных наук. Главной фигурой рационализма Нового времени считают Р. Декарта, а его принцип методологического сомнения – самым знаменитым результатом. Методологическое сомнение гласит: я мыслю, следовательно, я существую (cogito ergo sum). Можно усомниться во всем, как это и делает Декарт, но несомненным является сам акт сомнения, мысленный акт. Стало быть, мыслящее Я несомненно существует. В рамках эмпиризма Нового времени появилось также и течение субъективного идеализма, представителями которого являются Дж. Беркли и Д. Юм. Тезис эмпиризма, гласивший: «все из опыта», - был истолкован ими в субъективно-идеалистическом духе6 все, с чем человек сталкивается в опыте, в познании, суть лишь комплекс его ощущений. Кроме чувственных впечатлений, человек не знает ничего, он оперирует субъективными образами, и познание не доходит до объективных вещей. Получается, что вся наука и философия оперируют иллюзорными понятиями, фикциями ума, за которыми ничего не стоит. Таким образом, наука и философия оказываются невозможными в прежнем смысле этого слова.

Рекомендуемые материалы

Еще в эпоху Возрождения родилась идея автономной философии, т.е. свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и разум. Эта идея впервые была реализована Рене Декартом.

Общий  вывод: прогресс общества есть прогресс познания, что и легло в основу идеологии Просвещения.

Говоря о философии эпохи Просвещения, обычно имеют в виду учение французских философов ΧΥΙΙΙ в.: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и др. Однако Просвещение как культурное явление не ограничивается пределами одной Франции. Так, например, в этот же период в ΧΥΙΙΙ в. работали философы-просветители в Германии: Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гердер, Гете; в Северной Америке: Фр. Пэйн. В России наибелее известные мыслители Просвещения -  Н.И. Новиков и Радищев. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс, который понимается как совершенствование человеческого рода на основе расширяющего применения разума. Философы считают распространение разума своим главным делом. Французская Энциклопедия наук, искусств и ремесел, издававшаяся почти 30 лет под руководством Дидро и Даламбера, включает в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций! Просвещение демократично, обращено к рядовому человеку. Философию Просвещения можно разделить на три течения, а именно: деистическое (деизм), атеистически - материалистическое и утопически - социалистическое. К сторонникам деизма можно отнести Вольтера, Монтескьё, Руссо, Кондильяка. Характерным для деизма является отказ от другой, иной роли Бога, кроме роли Создателя. После создания всего сущего Бог уже не вмешивается в процессы природы и дела людей. Вторым направлением философии французского Просвещения было атеистически – материалистическое. Атеисты отвергали идею существования Бога в любых формах. В вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму и объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций. К этому течению принадлежали Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Утопически – социалистическое направление французского Просвещения начало формироваться в середине ΧΥΙΙΙ в., но особое распространение получило во времена Великой французской революции. Основной интерес социалистов – утопистов был сосредоточен на проблеме построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. К числу французских утопистов принадлежали Сен – Симон, Оуэн, Морелли, Мабли, Бабёф.

В социальной философии ΧΥΙΙΙ в., в условиях утверждения буржуазного общества, под влиянием идей индивидуализма и натурализма, по-новому осмысливаются  существовавшие еще в древности представления о естественном праве и общественном договоре. Концепции общественного договора создают Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Под договором имеется в виду не конкретное событие, а постепенно складывающееся общепринятое отношение.

Так, Т. Гоббс в своем главном труде «Левиафан» выдвигает такую концепцию общественного договора, которая должна обосновать идею абсолютистского централизованного государства. «В естественном состоянии человек человеку волк», - пишет Гоббс. Такое состояние войны всех против всех противоречит праву на жизнь, поэтому люди, как существа разумные, приходят к решению отказаться от естественного права на все и заключить общественный договор. Человек переходит в общественное состояние, строит государство, или «искусственного человека Левиафана». При этом часть естественного права каждого отчуждается и переносится на монарха.

Другую направленность имеет концепция общественного договора Дж. Локка. Назначение государства, по его мнению, - охрана жизни, свободы и собственности граждан. В естественном состоянии права на жизнь, свободу и собственность не отчуждаемы, но и не защищены, и, чтобы защитить их, люди заключают общественный договор. При этом они отказываются от природного права на самозащиту, наказание за ущерб и передают эти права государству.

Учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо весьма радикально. Главное – люди независимы и равны. Естественное состояние – это идиллия, гармоничная и безыскусная жизнь в согласии с природой. Увеличение количества населения вынуждает людей к конкуренции, ведет к росту потребностей, появлению экономического неравенства и наконец к установлению государства. Государство возникает в результате заключения общественного договора в целях обеспечения мира. Но мир неустойчив, пока есть неравенство. Руссо предлагает не отменить государство, к естественному состоянию возврата нет, а коренным образом перестроить общественный порядок, заключив новый общественный договор на принципах равенства, свободы и народного суверенитета. В обществе, устроенном на этих разумных основаниях, нет неравенства, а народ осуществляет власть путем прямой демократии. Идеал Руссо был воспринят деятелями французской революции как руководство к действию.

 Просветители – Д. Дидро, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо – видели радикальное средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, в просвещении и правильном воспитании человека. Для них характерно представление о «радикальном добре» в человеческой природе, согласно которому человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества и недостатками воспитания.

Еще один характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм, который основывался на представлении о разумности человека. Вера в человека послужила той основой, на которой сформировалась идея прогресса, совершенствования человека и человечества, изменения общества.

От Р. Декарта до И. Карта пролегла целая эпоха. И все же, именно Кант сумел обобщить в своем творчестве то, что накопила Европа в период идейной подготовки буржуазных революций. Его, а также Г. Гегеля, Л. Фейербаха и других выдающихся философов относят к немецкой классической философии, которая по своим теоретическим результатам стала одним из высших пиков в истории философии.

В своем знаменитом труде «Критика чистого разума» И. Кант выясняет возможности и границы познавательных способностей человека. Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличается от практического разума – способности человека определенным образом вести себя. Согласно И. Канту, оба разума имеют свои возможности и пределы. Следовательно, они имеют свои закономерности, а значит могут быть изучены. Гносеология может быть построена как точная наука. Этому и была посвящена значительная часть творчества мыслителя.

И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. Он убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий и заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания. Этические истины по Канту – должны быть независимы от истин веры. Религий много. Они разнообразны. Однако нравственность должна быть универсальной, общечеловеческой. Она не должна зависит от конфессионального разнообразия, как не зависят от него математика и естествознание.

 Нравственный закон, по Канту, содержит основополагающие правила поведения человека. «Поступай так, чтобы твоей воли могла в то же время иметь принципа всеобщего законодательства ». Эта формула получила название категорического императива Канта.

Другой представитель н. к. ф. Г. В. Ф. Гегель впервые создал систематизированное виде теория о диалектике, разработал ее категории и основные законы. Все мировое развитие Гегель представил как развитие духа (абсолютной идеи). Эта идея первична. И это на самом деле так, если вести речь о человеке и его творчестве. Однако Гегель деперсонифицировал мышление «освободил» его от реального носителя – человека.

Он не отрицает мышление реальных людей, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Начиная свою философскую систему «Наукой логики», Гегель в само понятие логики вносит принципиально отличительный смысл. Логика, которая учила человека мыслить – лишь «субъективная логика». Ей предшествует «объективная логика» - логика самого предметного мира. Это логика «до природного» состояния Абсолютной идеи, которая и творит мир. Абсолютная идея Гегеля и Бог, по признанию самого философа, понятия не только близкие, но и тождественные. Но есть и различия. Бог всегда равен самому себе. Абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития.

Т.о. его диалектика была идеалистична, т.к. по убеждению философа диалектичность присуща не материальному миру, а лишь отражающему его мышлению. Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное – разумно. Все разумное - действительно» .

  Философская система Г. Гегеля уже в середине века была подвергнута критике. Людвиг Фейербах подверг критике гегелевский идеализм, вскрыл его тесную связь с религией. По его мнению религия и идеализм имеют одну основу: наделение самостоятельной сущностью мышления. Он обосновал антропологический материализм. Универсальным предметом философии должен быть не дух и не природа, а человек – в единстве своей духовной и телесной сущности. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека – загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна быть антропологией. Но человеку Фейербаха – природное существо, а связаны люди между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность значения не имеют. Кроме этого, отрицая идеализм и религию, Фейербах недооценил диалектику Гегеля.

Однако он был первым крупным материалистом 19 в. По его пути, но значительно дальше пошли К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

         

С именем К. Маркса связан марксизм – философское и социально-экономи-ческое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни человечества.

Каковы же основные идеи философии марксизма и в чем их новизна?

Во-первых, произошло органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектический материализм.

В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля ДМ показал, что диалектичность присуща прежде всего материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его человеческой голове. Отсюда ДМ рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектически, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии.

Во-вторых, марксизм обосновал материалистическое понимание общества и его истории.

Если прежде философы – материалисты применяли материализм лишь и пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, идеи и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и его историю.

В-третьих, марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах социальной справедливости.

В-четвертых, марксизм первым открыто признал классовый характер своего учения. Он прямо заявил, что выступает с позицией рабочего класса.

 В-пятых, в отличие от других философов, стремившихся создать законченные теории, марксизм определил себя как учение, которое дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования, т.е. как развивающееся учение.

Но в процессе развития любого философского учения существует опасность его, извращения. Так случилось и с марксизмом. В годы сталинизма и застоя идеи марксизма искажались, догматизировались и приспосабливались для оправдания политики тоталитарных режимов.

Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее конкурсы не вышли за пределы абстрактной идеи. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса.


30-е – 40-е годы 19 в. характеризуются как время «философского пробуждения» России. Оно явилось попыткой в рационально-философской форме осмыслить исторический путь России, в особенности ее культуры с учетом отечественного и западноевропейского опыта, теоретически обобщить формы духовной жизни русского общества.

Русская философская мысль 19 в. отражала противоречия действительности того времени: разложение ф. К. с. и развитие капиталистических отношений в России. Она была многообразна, но в ней выделялись два полюса «философского тяготения».

Философия тотальности, в которой преобладали идеи коллективности, единодушия, целостности народа, сплоченного сильной централизованной государственной властью, религией и церковью.

Философия индивидуальности, которая подчеркивала самоценность человеческой личности, самостоятельность и свободу отдельного человека, его способность выходить на нравственные идеалы не через религию и веру, а через собственный разум.

Ярким примером тотальности было славянофильство, основные идеи которого сводились к следующему:

- Западная цивилизация разрушает человека, «обманула надежды» и идет к упадку;

- У России свой особый самобытный путь исторического развития, который проявляется в общинном принципе жизни народа, причем русская крестьянская община, считали они, - идеальная форма человеческого общества; самобытный путь русского народа предопределен православием, как единственно истинным христианством и традиционной тягой русского народа к социальному миру.

Славянофильство – сложное и глубокое течение, отнюдь не сводящееся к примитивной формуле: «Россия и славянство – хорошо, запад и все, что с ним связано - плохо». Каждый из представителей данного течения был индивидуален. Общность заключалась в том, что они во главу угла ставили две ценности, взятые в неразрывном единстве – Православие и Россию.

Ярким представителем славянофильства был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Все его творчество пронизывает христианско-гуманистическая направленность, которая связана с основными ценностями христианства милосердием и состраданием, с отрицанием двойного стандарта – одного для себя (для своих), другого для других. Место в социальной черархии не определяет достоинства личности – считал вождь славянофилов.

 Одной из центральных для творчества А.С. Хомякова идей была идея – соборности. Она означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

В политике со славянофилами складывалась «философия индивидуальности» - западничество.

Наиболее радикальные западники Н.В. Станкевич, В.Г. Белиниский, А.И. Герцен осуждали самодержавие и крепостничество в России, выступали за внедрение в стране достижений западной цивилизации, критиковали православие, придерживались материализма и атеизма.

Особенно популярными в России становятся материализм и позитивизм. Оба течения характеризуются рядом особенностей, позволяющих рассматривать их как близкие.

Во-первых, оба направления явились отражением процессов секуляризации российского общества, т.е. освобождения его от власти церкви и религии.

Во-вторых, они были связаны с развитием естествознания, породившим надежды, что наука есть тот единственный инструмент, с помощью которого можно решить все проблемы.

В-третьих, оба направления демонстративно провозглашали свою оппозиционность государству и неприятие религиозных ценностей российского общества.

Завершителем и систематизатором русской философской классики явился Владимир Сергеевич Соловьев. В центре его философии стоял вопрос об идеале, и почему действительность расходится с ним. Его философия пронизана уверенностью в конечном торжестве идеала над уродствами и безобразиями видимого мира. Проблема зла в человеческой природе им решается двумя способами. Радикальным средством для преодоления зла в основной период творчества для В. Соловьева являются самоотречением «во имя других», «на благо человечества».

Поздней Соловьев говорит уже не о самоотречении, а о необходимости крепить волю для противодействия злу. «Не следует стремиться построить рай на Земле, - главное не допустить ада», - таково новое кредо В. Соловьева. В этом его философия становится предтечей постклассической философии 20 века.


 

Современная западная философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека; во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека к человеку жестко детерминированному экономикой, политикой, религией; в-третьих, создание и разум отдельного человека и ОС не понимаются теперь как независимая структура. Они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил – магов, предсказателей, экстрасенсов; в четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющихся своим конечным продуктом «научную линию» и «философскую правду» .

Экзистенционализм. Возникает в начале 20-х г. в Германии, Франции, в работах русских философов Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова.

 Для всех экзистенционалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность, свою экзистенцию. Он сам творит себя, выбирает свою жизнь. Мир, окружающий отдельно взятого человека, абсурдный и чужой. Это «глухая стена равнодушия, опасная для отдельно взятого человека » (камю).

Личность не может преследовать какие-то «всеобщие цели», не может прятаться за вымыслом и мирами «всерхиндустриального бытия». Она полностью ответственна за свои проступки. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. И если человек «не состоялся», то и винить не кого, кроме себя. Представители – Мартин Хейдеггер и Карл Геперс.

Психоанализ – теория, объясняющая роль бесознательного в жизни человека и общества. Разработана Зигмунтом Фрейдом (1856-1939). Доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Фрейд и его последователи утверждали, что в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль играет бессознательное – сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательной состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности. Бессознательное и обуславливает большинство психических действий человека. Оно может быть источником как творческих, созидательных, так и разрушительных, агрессивных тенденций в обществе.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Моль Флендерз.

 Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниями, которые вызваны бессознательным началом.

Позитивизм рассматривает позиции научного рационализма и является реакцией научного менталитета на мистические и иррациональные течения. Его главный тезис сводится к тому, что всякое позитивное знание о действительности может быть представлено лишь как результат отдельных специальных наук, а философия, как самостоятельная наука, не имеет права на существование.

Сциентизм (от латинского знание, наука) провозглашает культ современного научно-технического знания, видя в нем чудодейственную силу общественного прогресса.

Антисциентизм подчеркивает ограничение возможности науки и ее негативную роль в социально-экономических кризисах.

По всей видимости, обе позиции – крайности, преувеличивающие самостоятельную социальную роль науки. Видимо, правильно оценивать науку более взвешенно: как один из главных факторов исторического прогресса.

Религиозная философия сопрягает все проблемы с учением о Боге. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Большую роль играет в ней проблемы сочетания Веры и разума, науки и религии,, возможности синтеза науки, философии и теологии при определяющей роли последней. Центральная проблема – проблема человека. Как он относится к Богу? Какова миссия человека в истории? В чем смысл бытия, смысл скорби, зла, смерти? Задача современной религиозной философии показать человеку вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее