Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Лекционный курс по философии » Средневековые представления о душе и человека

Средневековые представления о душе и человека

2021-03-09СтудИзба

6. Средневековые представления о душе и человека.

Проблема соотношения веры и разума неразрывно связана в средневековой схоластике с пониманием человека: его внутреннего мира – души и внешнего – истории. Размышление о человеке проходит в основном по трем теоретическим «руслам»: 1. нравственный мир человека, 2. христология и 3. соотношение души и тела. Представления об истории опираются на две важнейшие богословские конструкции: идеи священной истории и доктрину о двух «градах» – небесном и земном. Идеи священной истории: эсхатология, апокалипсис и провиденциализм. Церковно-догматическим фоном этих рассуждений является учение о предопределении.

Наиболее важные постулаты средневекового понимания человека следующие. 1. Человек есть образ и подобие Божие. В этом качестве он соединяет духовность и разумность, тварность и способность к творению и обладает определенной волей, благодаря которой способен различать добро и зло и следовать за тем или другим. 2. Человек есть «венец творения» . В этом качестве он царствует над тварным миром, для чего ему и дана свобода воли, и живет как природное существо, но определяемое душой. Он пришелец из другого мира, в который должен вернуться, и это определяет его особое положение. 3. Человек – источник греха и зла. Поскольку он необоснованно дерзает, неправедно творит, отвергает дар веры. Причем третье является печальным и неизбывным следствием первого.

А). Внутренний мир человека как предмет богословской мысли. Духовно-нравственные искания, борения, метания человека составляют важнейшую тему средневековой мысли. В это время формируются принципиально новые этические идеи. Идеал человека-героя, совершенного калокагатоса заменяется идеалом человека-святого, праведника. Основная этическая дилемма человека: греховность – святость. Основная этическая сила совесть. Если в античности целью человеческой жизни считалось счастье, а оно, в своей предельной форме совпадало с Благом. То в средневековье целью понимается только бессмертие души, которое есть единственное счастье. Это счастье –  благодать.

а). Тягчайший нравственный грех человека – грех гордыни. Он лежит в основе любого греха. Как говорит уже Августин, всякий грех – это некое соперничество с Богом, неловкое и безуспешное искание благ, которые может дать только Бог и которые нельзя найти без него. В трактате «О Троице» он говорит: «Душа в своих грехах в гордой и извращенной и, так сказать, рабской свободе стремится уподобиться Богу. Так и прародителей наших оказалось возможным склонить на грех только словами: «будете как боги»[1].

б). Основная этическая задача человека как раз и заключается в том, чтобы, не впадая в грех уравнивания себя с Богом, жить в качестве его «образа и подобия» . Значит, жить ради своей бессмертной души. Человеческое счастье не может заключаться в плотских наслаждениях, власти, богатстве и т.п. Не может оно заключаться и в поступках, основанных обычной нравственной добродетели (хотя частично оно в них присутствует). Наибольшее счастье в приближении к Богу, в познании Бога. Но не в доказательстве, и даже не познании посредством веры. Это все труд этой жизни, в которой не может быть полного счастья. Человеческое счастье – за границами этой жизни. В грядущем мире мы можем счастливо узреть Бога. Но не абсолютно и собственными силами, а благодаря божественному свету, который сделает нас сопричастными вечной жизни, жизни за пределами времени.

в). В соответствии с этим определяется понимание нравственного и безнравственного в человеческой жизни, которое получило достаточно внятное оформление к XII веку. В средневековой этике различаются три феномена: склонность к дурному поступку, волевое сознательное решение совершить этот поступок и сам поступок. Первое и третье не может быть точно нравственно определено, как дурное или хорошее. Это данности – от Бога, от дьявола, от устройства жизни и т.п. Нравственно вменяема лишь воля.

Воля, являясь активной сознательной способностью, no своей природе двойственна. Она может слушаться Бога или подчиняться низменным страстям. В первом случае она здорова и может быть сама себе законом. Во втором – она больна и является источником зла. Зло в согласии воли на заведомо дурной поступок, в одобрении дурной наклонности.

Противоположные действия воли и определяются как совесть и бессовестность. Нравственность есть следование голосу совести, безнравственность – его заглушение. Источник голоса совести – нравственный закон, естественно присутствующий и в природе человека, но внедренный в неё богом. Сама совесть есть переживание соответствия или несоответствия своего поступка или бездеятельности тому, что должно или не должно делать и говорить. Конечным критерием должного и недолжного является подлинное счастье бессмертия души.

Рекомендуемые материалы

Б). Учение о душе. Поэтому  душа человека не является самодостаточной. Она определяется духом. В отличие от античности средневековье различает в человеке дух, душу и тело. Дух даруется (или нет) Богом. Душа же – это то, что составляет наше собственное «Я». Суть духа – в уподоблении Богу, души – в выборе добра и зла. Душа может вместить Бога, но может и отвернуться от него, поскольку она не только основа одухотворения, но и воодушевления.

Обратите внимание на лекцию "Вегетативные сплетения брюшной полости".

Воодушевление считается проявлением «животного» в человеке (внутривидовой агрессии). Оно связано с исступлением и водворением души в тело, что понимается как бесовство. Только жизнь души в духе есть святость. Воодушевление должно быть преодолено одухотворением. Душа должна подчиняться духу, а тело – душе. Только в этом случае человек может быть полноценной нравственной личностью. При этом личностью свободной, единственной подлинно свободой – обладающей свободой духовной. Такое понимание представлено в знаменитом афоризме Августина: «Возлюби Бога, а потом делай, что хочешь» .

В). Богочеловек и человек. Этическая задача человека – стать тем, кем он может стать, чтобы получить в дар бессмертную жизнь, а не вечные муки. Высшая нравственная задача души – понять, что человеку явлено в пришествии Христа, который самим фактом своего пришествия, тем, что проходит путь человека, изгнанника рая, и возносится в бессмертие, показывает путь к спасению, являя образец подлинной человеческой нравственности.

Поэтому богословской основой средневековой этики являются христологические споры и догмат боговоплощения. Схоластические размышления о богочеловеческой природе Христа составляют материал для ответа на вопросы: «Достанет ли у человека нравственных сил для духовного совершенства?» и «Сможет ли человечество стать богочеловечеством?»

Другой богословской основой этой тематики является обсуждение тезиса о предсуществовании. Душа человека не предсуществует телу и не находится в круговороте душ. Она каждый раз творится Богом из ничего, творится как непространственная, вечная и неразрушимая, и поэтому бессмертная. Душа существует не в пространстве, но лишь во времени, поэтому ей, как говорил Августин, присущи разум, воля и память. Именно они определяют человека как человека, а не как животное.

Душа – то, что радикально противопоставляет мир человека и животный мир. Животное – бездушно. Животные обладают жизнью, но лишены души и образуют особый, вторичный, не связанный с человеком мир. Душа не инструмент одушевления. Новые способы бытования души, осознаваемые средневековьем: умозрение, молитва, исповедь, наставление, обращенное в форму притчи и т.п.



[1] Там же. С. 414.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее