Популярные услуги

Афганская проблема

2021-03-09СтудИзба

Афганская проблема

После «революции моджахедов» в конце апреля 1992 года у власти в Кабуле оказалась некая коалиция влиятельных лиц – лидеров моджахедских партий, принадлежавших к различным этносам, и Раббани попытался закрепить сло­жившееся соотнесение сил. Но центральная власть не рас­пространялась на страну в целом. Беспрецедентное укрепле­ние новой местной элиты, захватившей власть вооруженным путем, привело к неподчинению центральной власти и ослаб­лению и без того непрочных позиций моджахедов. После за­явлений об образовании ИГА в силу объективных причин центральная власть не смогла распространить свое влияние на всю территорию Афганистана. Вооруженная междоусоби­ца поставила страну на грань политико-административной дезинтеграции. Власть администрации Раббани охватывала лишь кабульский регион. Политический хаос сопровождал­ся стагнацией экономики, падением уровня жизни, полным беззаконием и произволом местных властей.

Раббани неоднократно заявлял о готовности передать свою власть в тот день, когда будет создан ответственный орган, в котором будут представлены все провинции и все слои общества. Попытки объединения были тщетны. Сепаратис­ты изолировали север Афганистана, а на юге страны уже действовали талибы, которые не признавали никого. Пра­вительство ИГА еще рассчитывало на решение проблем Лоя Джиргой, в которой должны были участвовать все афганс­кие авторитеты из разных слоев общества. В афганской ис­тории такие решения традиционных органов власти не раз способствовали выходу страны из тупикового состояния.

Развитие многолетней гражданской войны в Афганистане ослабило влияние пуштунского населения, когда-то имевшего ключевые позиции во властных структурах афганского обще­ства. Многолетнее участие в военно-политической борьбе про­тив кабульского режима позволило партиям и группировкам моджахедов, опиравшихся на национальные меньшинства, зна­чительно укрепить свои позиции. К тому же массовая эмигра­ция и сокращение общей численности населения не способ­ствовали сохранению прежней власти пуштунов. Поражение Хекматияра, стремившегося к восстановлению пуштунской власти, еще более ослабило позиции пуштунов и их влияние в жизни страны. В условиях гражданской войны значительно изменилась правящая элита. Ее основу стали представлять не традиционные слои афганского населения, а выбившиеся во власть малоизвестные лидеры повстанцев, выходцы, как пра­вило, из среды непуштунского населения.

Антипуштунская позиция в ходе гражданской войны про­явилась в выступлении национальных меньшинств за пре­вращение Афганистана в федеративное государство. В мае 1992 года в Мазари-Шарифе было создано Национальное ис­ламское движение (НИД), а его руководителем стал генерал Дустум – узбек по национальности. Он – дважды герой ДРА, один из орденов ему вручил лично Наджибулла, когда Дустум был командиром батальона госбезопасности. Основ­ной целью созданной им партии, стала борьба за образова­ние федеративного государства, основанного на религии ис­лама и достижении полного равноправия всех национально­стей и племен. Его поддержал популярный полевой коман­дир, ставший военным министром ИГА, Ахмад Шах Масуд (таджик). Вместе с ним за федеративное устройство выступи­ли другие таджикские организации и их лидеры. Знамя фе­дерации поддержали хазарейские партии и другие группи­ровки. Ахмад Шах Масуд и генерал Дустум стали выразите­лями интересов национальных меньшинств и сосредоточили главное внимание на осуществлении контроля в местах ком­пактного проживания узбеков и таджиков, других этносов в северных районах страны. Война за власть продолжалась, и из этого тупика, казалось, нет никакого выхода.

Таким образом, исламский джихад и «исламская рево­люция» обернулась заурядной борьбой за власть различных враждующих между собой политических группировок, стре­мившихся к перераспределению привилегий во власти раз­личным этносам. Эта борьба обрекла страну на невероятные жертвы и лишения. Война двух основных группировок не привела к победе какой-либо из них, но внесла неразбериху и хаос во все сферы жизни афганского народа.

4. Гражданская война на рубеже веков. Талибы и после них. Талибы появились совсем не из «ниоткуда», как писала пресса в средине 90-х годов, хотя, действительно, появление их было для многих неожиданностью. Выход движения талибан на военно-политическую арену явился результатом ос­трой кризисной ситуации в Афганистане, ответной реакцией на анархию и хаос в стране, вызванные бесконечной граж­данской войной. После падения монархии в стране смени­лось несколько политических режимов и правителей, погиб­ших насильственной смертью. Убит в обстановке военного переворота М. Дауд, физически уничтожен в период заговора Н. Тараки, убит при штурме резиденции X. Амин, повешен Наджибулла. Окончил свои дни в изгнании Б. Камаль.

Сменявшие друг друга политические режимы, стремились править страной согласно собственным убеждениям и идео­логии, предлагая свою модель общественного развития и государственного устройства. Как правило, эти модели иг­норировали традиции и моральные устои афганского обще­ства, выработанные в течение многих веков. Талибы, выс­тупившие с целью восстановления традиций афганского на­рода, пользовались несомненным уважением. И после паде­ния режима Наджибуллы гражданская война не прекраща­лась, Афганистан был фактически разделен на удельные княжества, властители которых постоянно воевали между собой, вступая в союзы и также быстро выходя из них. Афганский народ, уставший от войны, готов был ухватить­ся за любую соломинку ради достижения мира. Народ пси­хологически был готов к восприятию любой силы, которая бы восстановила привычный порядок жизни. Именно обе­щания талибов обеспечить мир и спокойствие привлекли на сторону талибов значительную часть населения.

Успехи талибов обеспечивались из-за рубежа. Еще в кон­це 80-х годов Пакистан и США решили создать своего рода религиозно-идеологический пояс вдоль афгано-пакистанской границы, который поддерживал бы боевой дух моджахедов. Этим поясом стали многочисленные медресе – религиозные школы, куда принимались афганские беженцы. Именно они и стали первыми талибами. Отсюда и название – талиб, что означает «ищущий знаний», студент. Одновременно в местах расселения афганских беженцев создавались военные лагеря, где готовились отряды талибов. Они оснащались современ­ным оружием, имели в своих частях вертолеты и авиацию. В Пакистане давно вынашивали идею создания афгано-пакистанской конфедерации и стремились содействовать приходу к власти в Кабуле марионеточного правительства. Но бли­жайшая цель, поставленная в Исламабаде, состояла в полу­чении безопасного доступа на рынки центрально-азиатских государств через афганскую территорию.

Рекомендуемые материалы

Впервые талибы появились на афганской территории в 1994 году, в приграничных районах Пакистана, и нигде не встретили серьезного сопротивления. Они с легкостью, без особого сопротивления, захватили весной 1995 года древ­нюю столицу Афганистана Кандагар и двинулись на северо-восток и запад. Но под Кабулом они были остановлены войсками Ахмад Шаха Масуда и с западных районов отбро­шены отрядами губернатора Герата Исмаил Хана. Осенью 1995 года талибы начали второе наступление, которое при­несло им поразительный успех: захвачен Герат, столица, казалось бы, непобедимого Исмаил Хана, который вынуж­ден был бежать в Иран. Затем они направились в Кабул, овладеть которым им удалось лишь в конце сентября 1996 года. После захвата столицы талибы стали официаль­но называть страну «Исламским эмиратом Афганистан» (ИЭА). Укрепив свои позиции в занятых районах, талибы двинулись к областям, примыкающим к границам Ирана и центрально-азиатских государств СНГ. К 2001 году талибы смогли установить свою власть на 90 процентах террито­рии Афганистана. Но им так и не удалось окончательно сломить сопротивление А.Ш. Масуда и Р.Т. Дустума, ко­торые продолжали удерживать северные районы страны.

На севере возник анклав со всеми признаками государ­ственности. Территория была поделена между основными руководителями антиталибского движения. Лидер узбеков генерал А.Р. Дустум на севере создал собственную админи­страцию, мини-правительство, имевшие свой бюджет, ар­мию и даже международные связи. Дустум приступил к пе­чатанию денег, действовавших в рамках контролируемой им территории. На северо-востоке закрепился А.Ш. Масуд, управлявший автономной территорией. В 1997 году был создан Объединенный исламский фронт Афганистана, кото­рый положил начало формированию антиталибского Север­ного альянса. США сделали главную ставку в Афганистане именно на это военно-политическое образование. Северный альянс под руководством Ахмад Шаха Масуда прочно удер­живал позиции в северных провинциях страны. Хотя тали­бы постоянно усиливали военное давление на альянс, но ликвидировать его так и не смогли.

По мере развития военных действий общая численность и социальный состав движения талибан менялся. Собственно талибов, то есть мусульманских «семинаристов» в самом дви­жении было не так уж много. Подавляющее большинство рядового и даже командного состава составляли бывшие моджахеды, принадлежавшие к различным группировкам, кото­рые не имели религиозного образования. После захвата Кан­дагара численность талибов возросла с 3-х тысяч человек до 21 тысячи. Кадровые офицеры пакистанской армии в корот­кий срок превратили анархическую массу талибов в органи­зованную, боеспособную армию, что признавали даже их злей­шие противники. С приходом в Афганистан в состав их от­рядов влились военные части, ранее служившие режиму Наджибуллы. Талибы приступили к разоружению борющих­ся за власть моджахедов, ликвидации ряда установленных ими контрольных фискальных постов на дорогах и т. д.

Первые шаги по формированию структуры своей власти талибы предприняли задолго до занятия ими Кабула. В апреле 1996 года талибский лидер мулла Мухамед Омар Ахунд был провозглашен «повелителем правоверных». В истории Афганистана это был второй случай присвоения такого титула. Этот титул ассоциировался с военным уп­равлением, но он четко обозначил вектор политического управления афганского духовенства на создание военно-те­ократического режима в стране. Получив из рук духовен­ства этот титул, М. Омар стал верховным вождем всей му­сульманской общины и сосредоточил в своих руках всю полноту политической, военной, судебной и религиозной власти. Талибы считали необходимым создать такую форму государственного устройства, которая соответствовала бы исламскому государству, созданному пророком Мухамедом в Медине, где он был одновременно духовным лидером и главой государства. Исходя из своих убеждений, талибы учредили два центра исполнительной власти. Один из них был сформирован в Кандагаре, где находилась резиденция «повелителя правоверных» и действовал «Высший руково­дящий Совет исламского движения Афганистана» из шести человек. Совет, ставший впоследствии не законодательным, а консультативным органом, возглавлял лично Мухаммад Омар. Другой – Совет министров, состоявший из 23 мини­стерств, – находился в Кабуле. Следует заметить, что та­либы не стали полностью разрушать прежние управленчес­кие структуры, а только привели их в соответствие с поли­тическими целями и исламскими нормами, укрепив аппа­рат преданными лицами духовного звания. Появилось и министерство «поощрения нравственности и искоренения порока». В Афганистане, по существу, пришедшее к власти мусульманское духовенство создало режим религиозно-по­литической диктатуры в виде теократического государства.

Пользуясь лозунгом, что «ислам не только религия, но и образ жизни», талибы приступили к исламизации всех сфер общественных отношений в стране. Запрещалось носить ев­ропейскую одежду, слушать европейскую музыку. Запреще­но употребление алкоголя. Иметь телевизор или приемник считалось преступлением. Женщинам запретили появлять­ся без чадры и без сопровождения мужчин-родственников. Введена рубка рук за воровство.

Талибы установили контроль над значительной частью тер­ритории, кроме северного региона, куда так и не смогла рас­пространиться власть талибов. Они объявили о создании в Аф­ганистане унитарного государства и восстановлении господству­ющего положения и статуса пуштунов. Поэтому талибы посте­пенно теряли доверие у непуштуиской части населения. Тали­бы утрачивали свое влияние по мере разоблачения их как вы­разителей идей пуштунской части афганцев. Талибы стреми­лись вернуть страну в лоно традиционной пуштунской госу-дарственности. Именно из среды пуштунской молодежи из аф­ганских беженцев рекрутировались участники движения. Кро­ме того, талибы сразу же отвергли всякую возможность догово­риться с лидерами Северного альянса о создании коалиционного правительства, выставив требование «единого руководства». Талибы заявляли, что правоверные мусульмане уже выбрали своего руководителя муллу Мохаммада Омара.

Объявив о создании Исламского эмирата, талибы затем заявили о намерении создать всемирный исламский хали­фат, конечно, с центром в Афганистане. Речь шла о постро­ении всемирной мусульманской империи. Основная задача лидеров талибов состояла в объединении всех мусульманс­ких стран мира в один единый, нерушимый исламский ха­лифат. При этом талибы считали, что создание исламского эмирата в Афганистане лишь шаг на пути создания всемир­ного халифата. Идея мусульманской солидарности на прак­тике оборачивалась открытым вмешательством во внутрен­ние дела других государств. Известны факты поддержки талибами боевиков Чечни и объявления джихада России. Ру­ководство талибов продолжало поддерживать оппозицион­ные силы в лице исламских экстремистов Центральной Азии, в первую очередь «Исламского движения Узбекистана». Иде­ологи талибов пропагандировали идею о том, что наступила пора всем мусульманам выполнить свой интернациональ­ный долг. Выступая в роли защитников всех мусульман мира, талибы считали священной обязанностью оказание поддержки борющимся за дело ислама.

Методы создания халифата также известны – это джи­хад, с помощью которого мусульмане могут создать хали­фат и улучшить свое экономическое положение за счет «ка­фиров». Пропаганда талибов пыталась создать вокруг талибана некий мистический ореол, подчеркнуть его мессианс­кую роль. Участники движения именовались не иначе как «благочестивыми талибами», а само движение было призвано избавить афганский народ от смуты и безбожия. Ши­роко пропагандируя свое мессианское предназначение, та­либы невольно стали заложниками утопических идей. Пы­таясь сохранить имидж борцов исламских народов за спра­ведливость, они шли на непопулярные меры, наносившие им серьезный урон в глазах мирового сообщества. Предос­тавление убежища Усаме бен Ладену, подготовка террорис­тов, поддержка исламских экстремистов во всех уголках мира подрывали политический авторитет в среде мировой общественности. Что касается этого саудовского миллионе­ра, то он перебрался в 1991 году в Судан, но ему предло­жили в 1996 году покинуть страну, и затем он оказался в Афганистане. Тогда более удобного для него места, чем талибский Афганистан, просто не было.

У Усамы бен Ладена не было более верных союзников, чем в Исламском эмирате. Обладая огромными средствами, бен Ладен занялся там «благотворительной деятельностью». Он финанси­ровал боевые операции талибов, обеспечивал руководство стра­ны средствами телефонной связи, строил дороги и пр. Однако главная задача бен Ладена состояла в создании разветвлен­ной сети баз и тренировочных центров подготовки террорис­тов его организации «Аль-Каида». Подготовленные боевики затем направлялись в различные горячие точки планеты. Дружеские отношения Усамы бен Ладена и Мохаммада Ома­ра переросли в родственные. Старшая дочь Усамы вышла замуж за Мохаммада Омара. Однако, связавшись с междуна­родным терроризмом и став опорой международных террори­стических организаций, талибы неизбежно подошли к поли­тическому кризису. Крах талибов стал делом времени.

В Исламском эмирате действовал ряд факторов, которые пре­допределили крах талибского режима. Прежде всего, он не был признан большинством афганского народа. Талибы не смогли и не хотели найти компромисс со своими политическими против­никами, чтобы закончить гражданскую войну. Северный аль­янс так и остался независимым от талибов, которым так и не удалось присоединить его к своей контролируемой территории. Кроме того, Исламский эмират, рассчитывавший на «всемир­ный джихад», оказался в одиночестве. Мусульманский мир и даже покровители талибов не захотели поддержать их в борьбе за исламские идеи Усамы бен Ладена, а тем более сражаться за них. В конце концов, вызов, брошенный мировому сообществу, привел к международной изоляции, к превращению страны Исламского эмирата в «государство-изгой», что в немалой сте­пени способствовало падению талибского режима. Наконец, та­либы не предложили ни одной позитивной идеи, которая мог­ла бы консолидировать общество и устранить главную причи­ну войны – межэтнические противоречия. Напротив, талибы обострили межэтническую борьбу, став выразителем интересов только пуштунских племен – одной части афганского населе­ния. Но даже многие пуштунские группы не поддерживали талибов, поскольку были недовольны не только засильем «кандагарских пуштунов», но и радикализацией ислама в непри­вычных для пуштунских племен формах, предпочитавших жить по законам умеренного традиционного ислама.

В самом движении талибов не было единства. Руководство было расколото на два разных крыла – «умеренных» и «радикалов». Умеренные, в основном командиры южных пуш­тунских племен, присоединившихся к талибам с начала та­либского движения, не всегда были согласны с экстремистс­кими перегибами в политике радикалов. «Умеренные» выс­тупали против радикализации ислама, считая его слишком «арабизированным». Это крыло предлагало мирное решение гражданской войны путем созыва Лоя Джирги и считало не­обходимым приступить к созданию условий развития эконо­мики Афганистана. В свою очередь «радикалы», занимая ру­ководящие посты в Эмирате во главе с М. Омаром, изменили политическую структуру общества, распустили местные пле­менные советы (шуры) и фактически отстранили от власти глав пуштунских племен и старейшин. Эта практика сужала социальную базу талибов. Идеи исламской радикализации сказывались и на международном авторитете талибов. Такие варварские действия, как разрушение статуй биаминских Будд, вызвали огромное возмущение в цивилизованном мире. Од­нако главная беда талибов состояла в стремлении к реализа­ции утопической идеи о возврате к временам «правоверных халифов» и попытках вернуть общество к средневековью, когда страна вступала в эпоху постиндустриального XXI века.

Деятельность Усамы бен Ладена постепенно привела к трансформации исламского экстремизма талибов в терроризм, кото­рый вышел за пределы страны. Под единым политико-органи­зационным началом создавались военизированные формирова­ния, своеобразные террористические «интербригады». Ключе­вую координирующую и мобилизирующую роль в этом играли возглавляемые бен Ладеном организации «Аль-Каида» и «Все­мирный фронт джихада», а также руководство талибов. Это нашло отражение в финансовой и военной поддержке ислами­стских организаций и движений в разных странах и регионах мира – Боснии, Косово, Чечне, Узбекистане, Кашмире, Синьцзяне. Еще в 1999 году Совет безопасности ООН принял резо­люцию 1267, которая содержала требование к талибам о вы­даче Усамы бен Ладена и вводила международные санкции. Тот факт, что руководители движения талибан упорно отка­зывались выдать Усаму бен Ладена, обвиненного США в ряде террористических актов, даже под угрозой осуществления си­ловых акций, свидетельствовал о высокой степени зависимос­ти властей эмирата от бен Ладена. Убийство 9 сентября 2001 года лидера Северного альянса А.Ш. Масуда и последо­вавшие за этим теракты 11 сентября 2001 года существенно изменили политическую ситуацию в Афганистане.

После нападения международных террористов и пораже­ния важнейших объектов США 11 сентября 2001 года, и отказа лидеров талибов выдать для предания суду бен Ладена и членов его организации «Аль-Каида», 7 октября 2001 года Соединенные Штаты и их союзники начали антитеррористи­ческую операцию на территории Афганистана. В течение сен­тября – декабря 2001 года под ударами международной коа­лиции и Северного Альянса, основного союзника американ­цев в Афганистане, режим талибов начал разваливаться. 6 де­кабря пал последний оплот талибов – город Кандагар, став­ка муллы Мохаммада Омара. Исламский эмират Афганистан перестал существовать. Усама бен Ладен и талибский лидер М. Омар скрылись.

Поражение исламских экстремистов в Афганистане не при­вело к национальной консолидации и не принесло мира на афганскую землю. Острота политических проблем не снижа­лась. Ожесточенные споры стали возникать при формирова­нии политической власти. В конце концов, выбор пал на Хамида Карзая, который представлял уже новое поколение аф­ганских политиков и являлся главой одного из крупнейших пуштунских племен, объединения Дуррани, поставлявшего всех афганских монархов. Он стал главой временного правитель­ства страны. В июне 2002 года состоялась чрезвычайная Лоя Джирга, созванная для выборов главы государства и форми­рования переходного правительства. Выборы, длившиеся боль­ше недели, принесли победу Карзаю, однако его приход к власти сопровождался острой политической борьбой. Помимо избранного президента, на этот пост претендовали несколько кандидатов, в том числе бывший король Захир Шах, бывший президент Раббани и др. Важную роль сыграли Соединенные Штаты, сделавшие ставку на Карзая. Совместными усилиями удалось заставить основных соперников Карзая отказаться от притязаний на высший пост.

Лекция "42 Учитель-родитель" также может быть Вам полезна.

При формировании правительства Карзаю пришлось стол­кнуться с серьезными проблемами. С одной стороны, на него оказывали давление представители Северного Альянса, кото­рые контролировали силовые министерства и пытались их сохранить, с другой стороны – усиливали натиск на главу государства пуштуны, стремившиеся расширить свои позиции в правительстве. Формирование правительства отразило политическую борьбу и основные противоречия в Афганиста­не. Поражение талибов не только не привело к достижению национальной консолидации, но и усилило этнический рас­кол в стране. Новый, этнически сбалансированный, состав Переходного правительства должен стать инструментом для преодоления межнациональных разногласий. Однако в целом общество продолжает оставаться этнически расколотым. Конфликты на этой почве продолжают препятствовать стабилизации обстановки в стране, восстановлению и возрождению Афганистана. Речь идет о реанимации прежнего противостоя­ния национальных меньшинств страны пуштунскому этни­ческому большинству. Многие пуштунские лидеры не скры­вали недовольства политическим доминированием Северного Альянса в Переходной администрации.

Важным шагом на пути нормализации межэтнических отношений в Афганистане явилась начатая властями кам­пания по разоружению полевых командиров и населения. Решение этой задачи должно привести к прекращению меж­доусобных войн и укрепить центральную власть. При этом Переходная администрация приступила к созданию совре­менной армии и полиции, за рамками которых в стране не должно остаться никаких вооруженных формирований. Ос­трота этой проблемы связана с тем, что группы разгромлен­ных боевиков талибов и «Аль-Каиды» еще сохраняли свой военный потенциал в 2004 году. Лидер Исламской партии Афганистана Г. Хекматияр, объединившись с остатками фор­мирований «Аль-Каиды», объявил джихад любому иностранному присутствию в Афганистане и включился в воору­женные столкновения с коалиционными силами. Его анти­американские призывы все жестче звучали по мере изоляции боевиков-террористов.

За годы гражданской войны и вооруженных конфликтов экономика Афганистана окончательно пришла в упадок. Пострадали практически все объекты промышленности, энерге­тики, инфраструктуры, сельского хозяйства, транспорта и связи, что отбросило страну на последнее место в мире по уровню доходов на душу населения. Переходное правительство Карзая пыталось создать условия для развития эконо­мики. Составлен список приоритетных проектов восстанов­ления экономики страны. Сделать это оказалось непросто. Ситуация усугублялась отсутствием инвестиций и возвращением из соседних стран большого количества беженцев. Привлечению капиталов из-за границы мешала внутренняя не­стабильная обстановка и междоусобная война между этни­ческими группами. Хотя правительством был принят закон о защите иностранных инвестиций, но это не очень помогло росту капиталовложений иностранных инвесторов.

Что касается структуры экономики Афганистана в нача­ле XXI века, то ее основу по-прежнему составляло сельское хозяйство. В ходе междоусобиц уровень сельскохозяйствен­ного производства постоянно снижался. Остановка объек­тов ирригации стала основной причиной паралича афганс­кого агропромышленного комплекса и невиданного роста производства опиумного мака, не требующего больших про­изводственных затрат. Постепенно четко обозначилась тенденция перехода отрасли полностью на наркотические рельсы. Решение проблемы производства наркотиков в Афгани­стане должно иметь комплексный характер, включающий экономическое обустройство страны и распространение цен­тральной власти на регионы.

Что касается России, то министр иностранных дел И.С. Ива­нов, после визита в Афганистан в 2003 году, отметил, что Россия поддерживает администрацию X. Карзая и готова всемерно содействовать восстановлению афганской экономики и строительству национальных вооруженных сил. В России и Афганистане считают необходимым использовать накопленный опыт совместной работы по восстановлению объектов бывшего советско-афганского сотрудничества. Рос­сия приняла участие в восстановлении прежних объектов построенных в советские времена, как, например, завода азотных удобрений в Мазари-Шарифе, который был пере­дан в концессию местному предпринимателю. Подписаны контракты на восстановление кабульского хлебокомбината, цементных заводов в Пули-Хумри. Обеспечено участие России в восстановлении крупных ирригационных комп­лексов, малых электростанций. Создано совместное предприятие «Роснефть-Афганистан» по строительству сети бен­зозаправочных станций и поставке горюче-смазочных ма­териалов. Россия участвует в строительстве и восстановле­нии дорожной сети, без которой невозможно говорить о нормальном функционировании афганской экономики. Рос­сия сегодня имеет хороший шанс для того, чтобы вернуться в Афганистан, но уже с финансовыми ресурсами, новыми

технологиями, специалистами, с тем чтобы помочь обеспе­чить стабильное развитие страны и не допустить исходившую с ее территории террористическую угрозу.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее