Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Конспект лекций по философии » Справедливость в структуре человеческого бытия

Справедливость в структуре человеческого бытия

2021-03-09СтудИзба

9.2. Справедливость в структуре человеческого бытия

  • 9.2.1. Справедливость в структуре человеческого бытия
  • 9.2.2. Справедливость и природное неравенство
  • 9.2.3. Справедливость и социальное неравенство
  • 9.2.4. Идеал справедливости и его современная конкретизация

Справедливость (хрестоматия 9.2) - образование многомерное, в ней много различных уровней, слоев, граней. И все они в общем-то важны - одни больше, другие меньше - для составления целостной картины этого феномена.
Описание: рис. 9.2Надо сказать, что отношение к справедливости в философии неоднозначное (рис. 9.2). Амплитуда колебаний в ее оценке самая что ни на есть широкая. Одни исследователи склонны считать справедливость основополагающим принципом, фундаментальной ценностью человеческого бытия, средоточием и в этом смысле синонимом морали, нравственности. Быть моральным существом для них - значит, обладать чувством справедливости и руководствоваться им во всех своих делах и поступках. Другие же вслед за Юмом полагают, что никакой возвышенности, силы и благородства в справедливости нет, да и быть не может. В действительности она изобретена для компенсации недостатков (слабостей и ограниченностей) человеческой природы, для нейтрализации дефектов общественного устройства, социальной жизни людей. Словом, с этой позиции справедливость предстает в качестве инструмента и формы исправления какой-то серьезной "недоделки" мира, средства поддержания и укрепления мотивов к моральной жизни. По Фрейду, например, чувство справедливости питается энергией зависти и ревности. Еще дальше в этом направлении идут те, кто, следуя Ницше, видят в справедливости сплошную деградацию, упадок жизненных сил, оружие и ухищрение слабых в их защите от сильных, способных, удачливых, ловких.
В данной разноголосице мнений несколько особняком стоит религиозная концепция справедливости. Для человека верующего справедливость совпадает в известном смысле с Богом. Вернее так: Бог нужен как раз для того, чтобы справедливость все-таки восторжествовала. В этой, земной, жизни ее, по сути, нет, не хватает. Здесь правит бал несправедливость права сильного. Но в той, другой, загробной, жизни все предстанет в истинном свете, свете справедливости: каждому воздастся по заслугам его. Бог - гарант того, что в единстве земной и загробной жизни несправедливость будет уравновешена справедливостью, что в конечном счете добро возьмет верх над злом.
Различия в осмыслении и оценках справедливости ставят вопрос об ее источниках, объективных основаниях или корнях. Юм, видимо, прав: отпала бы всякая необходимость в справедливости, само это понятие никогда бы не попало в каталог человеческих добродетелей, если бы в обществе было всего в изобилии, не было недостатка ни в материальных, ни в духовных благах, если бы отношения между людьми строились только на основе взаимопомощи, дружбы и великодушия. Иными словами, речь идет о том, что справедливость вырастает из определенной социальной и антропологической необходимости. Причем вырастает в двояком смысле: в смысле "питается соками, получает жизненную силу, опирается как на свое основание" и в смысле "перерастает", то есть становится чем-то иным, более высоким, сильным, важным. Здесь перед нами не столько привязанность к необходимости, сколько духовное и морально-практическое возвышение над ней.
Справедливость, на наш взгляд, возникает как одна из форм социализации человека, как средство формирования и развития культурного потенциала общества. Она обладает замечательным свойством выхода за пределы собственного Я, в жизненный мир Другого (Других). Эгоизм, нарциссизм и тому подобные Я-центризмы ей противопоказаны по определению. Отсюда такой мощный социальный заряд справедливости, отсюда ее цивилизующая, "окультуривающая" роль. Справедливость незаменима в становлении подлинно человеческой коммуникации между людьми, а подлинно человеческой она оказывается лишь тогда, когда вовлеченные в нее стороны видят и признают друг в друге равноправных субъектов, свободных и ответственных личностей. Наряду с другими факторами, справедливость удерживает человека в его субъектно-личностной определенности. И это вытекает из самой природы справедливости: ее "юрисдикция" не распространяется на объекты, мир вещей, она действительна только в пространстве социально-субъективного, в мире людей. Справедливость удачно накладывается на социальные институты - это ее организационное закрепление, структурная материализация. И совершенно прав поэтому американский социальный философ Джон Ролс (Rawls J.) когда пишет, что "справедливость так же необходима для социальных институтов, как истина - для научной системы". Какими бы эффективными ни считались социальные институты, если обнаружена несправедливость, их следует заменить.

9.2.1. Справедливость в контексте "неравенство - равенство"

У справедливости как социально-нравственного образования много сравнений и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство и т. д. Чаще всего, однако, ее сопоставляют с равенством. Сопоставляют по-разному, но принципиальных подходов два: отождествление и противопоставление. То есть философская концепция справедливости может разрабатываться на основе как равенства, так и неравенства.

9.2.2. Справедливость и природное неравенство

Природное, а фактически природно-генетическое неравенство людей не нуждается в доказательстве - оно самоочевидно. Разнообразие, дифференциация исходно-генетического человеческого материала налицо. "Нет ни одной естественной черты, - отмечает в данной связи Дж. Ролс, - по отношению к которой все человеческие существа равны, т.е. которой обладает каждый (или достаточно многие) в равной степени". Генетики, психологи, представители других наук единодушны в том, что люди приходят в мир уже разными, неравными, с неодинаковым жизненным потенциалом (задатками, талантами). Общество развивает, но не создает задатки человека. Они - фактическое обстоятельство, данность, с которой остается лишь считаться (хрестоматия 9.2). Люди бессильны здесь что-либо изменить. Природно-генетические основания человеческого неравенства определяют то, что принято популярно называть потолком в развитии, культурном росте человека. Конечно, можно сказать, что эти основания не актуальны, не релевантны рассматриваемой проблеме, поскольку в создаваемый ими потолок люди в общем-то "не упираются". Не реализуют, не развивают они до конца всех заложенных в них задатков (предрасположенностей, потенций, возможностей). Любой человек может якобы неограниченно, неисчерпаемо развиваться.
В подобных рассуждениях есть резон, и даже не один.
Первый: ни одно из современных (не говоря уже об исторически прошедших) обществ не создало и не имеет реальных условий для действительно всестороннего, исчерпывающе-полного развития всех своих членов или, по крайней мере, их большинства. Что касается меньшинства, то это особый вопрос. У него много преимуществ и льгот, к тому же "темный" фон большинства не стимулирует его "идти до конца", выбирать свои, судьбой данные пределы. Конечно, надо быть реалистом и понимать, что конкретно-историческое общество (уровень развития его институтов) может позволить себе лишь вполне определенного человека, добавим - в массовом, множественном его представлении. В таких условиях люди, как правило, не видят и не оценивают свои собственные пределы, наоборот, пределы и ограничения они оправданно видят на стороне общества. Поэтому чаще всего человек вправе винить общество в том, что оно не обеспечило надлежащих условий для раскрытия всего его внутреннего потенциала-богатства. Но сам этот потенциал, заметим, ограничен в каждом конкретном случае.
Второй резон известной неактуальности природно-генетических оснований человеческого неравенства, людского "многообразия" следующий: человек - существо многостороннее, и какие-то затруднения в одном плане могут компенсироваться неиспользованными резервами в другом. Иными словами, исчерпал себя, свои силы и возможности в одном деле - займись другим. Целостность и внутренняя взаимозависимость различных сторон человеческого существа свидетельствуют именно об этом - о неисчерпаемости, неограниченности его возможностей.
И все же, как нам представляется, приведенные резоны не снимают вопрос об ограниченности или "потолочности" дискретно-индивидуального развития человека. Кроме того, нельзя оставить без ответа и вопрос о тех направлениях или планах деятельности, которые человек почему-то исчерпывает. Как ему относиться к своему пределу-потолку? Тихо согласиться или же всю жизнь бунтовать, к чему призывал А. Камю (правда, в несколько ином плане). Вопросы далеко не банальные, если как следует в них вникнуть. Некоторые, по своему одаренные люди их очень остро переживают.

9.2.3. Справедливость и социальное неравенство

Итак, человек (как индивид) приходит в мир с неравными задатками. И что же дальше? Увы, эстафета неравенства продолжается: мир в свою очередь встречает его тоже "неравно". Новорожденные попадают, как правило, в разные, неравные социальные ниши, создаваемые и охраняемые существующими институтами общества. Главный среди них - институт наследства, наследования. Он очень понятен для родителей: надо же побеспокоиться о своем потомстве, помочь устроить жизнь своему ребенку, - но вызывает много вопросов со стороны "незаинтересованного наблюдателя". Новорожденный субъекта из себя еще не представляет, есть только смутная субъективная перспектива. А социальный статус во многом уже предопределен: социально-культурная среда, в которой (и в которую) рождается человек, становится "повивальной бабкой" всей его последующей жизни.
Речь идет, таким образом, о своеобразных социальных задатках ("социальной породистости") индивида. Как и природные, они просто данность, оказавшаяся в человеке (у человека) без всяких личных усилий или заслуг с его стороны. Определенно не его это достоинство. По верному замечанию Дж. Ролса, "мы заслужили нашего места в распределении природных дарований не в большей степени, чем заслужили свое стартовое место в обществе. … Понятие заслуг здесь неприменимо".
Дальнейшая судьба этих задатков (станут ли они полнокровными социальными качествами) зависит, конечно, от индивидуально-жизненной активности человека, но это уже другой, самостоятельный вопрос. Нас же интересует сам по себе факт стартового неравенства социальных условий, социальной среды индивидов. Можно ли изменить эти условия и добиться большего равенства, большей справедливости? Не только можно, но и должно. Опыт истории не подтверждает, в частности, известного пророчества, что богатые будут становиться богаче, а бедные - беднее. Бедность - увы! - не искоренило ни одно из ныне существующих обществ. Развитые страны здесь тоже не исключение. Но у бедности, единой в своей сущностной определенности, есть значительная уровневая дифференциация. Скажем, бедность в XVIII и в конце XX в. - вещи далеко не одинаковые. Разной оказывается бедность и в различных странах.
Выравнивание стартовых социальных условий осуществляется с помощью особых налогов на наследство, поощрения многообразной благотворительной деятельности, разработки и реализации разного рода социальных программ и т. д. Под выравниванием стартовых социальных условий следует, конечно, понимать некую тенденцию, асимптотическое приближение, но отнюдь не состояние "выравненности", т. е. фактически полного равенства. При нынешнем типе общественного развития, при данной человеческой природе равенство начальных социальных условий практически даже вредно, ибо таит в себе опасность убить стимулы к созданию и, особенно, к преумножению самих этих условий. Будет ли смысл напряженно трудиться, создавать богатую инфраструктуру жизни, если известно, что наследникам достанется лишь куцая часть накопленного, что им по существу придется начинать все с нуля, с начала. Такое равенство мешает, во всяком случае - пока, развитию и обогащению социальной связи между поколениями в том или ином роду, ведет к застою и деградации всей общественной жизни.
Казалось бы, неравенство стартовых социальных условий снимается или нейтрализуется равенством возможностей, предоставляемых индивиду (индивидам) демократическим обществом. Но и здесь не все так просто. Возможности действительно могут быть равными - как предложение, открывающийся горизонт, видимая перспектива. Но, как мы уже успели убедиться, люди-то неравные. Равенство, приложенное к неравенству, оказывается в конечном счете тоже неравенством. Для равных в принципе субъектов желательны и справедливы равные возможности роста, жизненного продвижения, карьеры. А для неравных? Надо полагать, неравные… Может быть, ситуацию "спасет" равенство результатов - "каждому - по заслугам (трудам) его"? Вряд ли. В труд непременно вовлечены и факторы, самим индивидом как субъектом не созданные, а как бы положенные судьбою. У каждого человека свои, индивидуально разные силы, но напрягаться, быть задействованными они могут одинаково, в равной степени или мере. Но может быть и наоборот: один трудится, что называется, с полной отдачей, другой - с прохладцей, а результаты оказываются одинаковыми, равными. Иначе говоря, одному все дается легко и непринужденно, а другому любой успех достается крайним напряжением всех сил и возможностей. Как тогда быть с оценкой? Кому как воздавать? Ясно, что проблема здесь не только и не столько в напряжении всех или не всех (и в разной степени) сил человека, сколько в их наличии, в том, откуда они, из чего растут. Если даже все способности, силы являются благоприобретенными, что сомнительно, то и тогда они своими корнями уходят в природно-генетическую почву, неподвластную сознанию и (в меньшей степени) воле человека. Как абсолютный слух у музыкантов, например.

9.2.4. Идеал справедливости и его современная конкретизация

Идеал справедливости играет ничем не заменимую роль в общественной жизни людей. Он помогает налаживать гуманное, нравственно ответственное общение между людьми. Без справедливости того или иного рода человеческие связи, человеческие отношения просто распались бы или так никогда и не вышли бы из состояния дикости, зоологического индивидуализма.
Описание: рис. 9.2.4В данной связи примечательна этимология слова "справедливость". Исконно-корневое значение "справедливости" на санскрите можно трактовать как "соединение", "связывание", направленное на обеспечение безопасности и благосостояния людей. Латинское ius, от которого образовано слово justice или justitia, семантически расшифровывается как объединение или сплочение людей посредством соответствующего (в соответствии с законом, должного, адекватного) отношения друг к другу. В английском языке один из этимологических корней слова just (более древняя форма joust), входящего в justice ("справедливость") тоже означает "интегрироваться" или "соединяться".
Без справедливости действительно не бывает эффективного объединения людей, то есть мира и согласия в обществе (рис. 9.2.4). "Будь справедлив к ближнему своему" - эта "заповедь" гораздо ближе и понятнее языку жизни, практики, нежели "Возлюби..."
В отличие от любви, всецело идущей как бы изнутри индивидуального субъекта, справедливость имеет более широкий, общественный горизонт, включающий признание изначальной ценности всех и каждого. Здесь нет и не должно быть любимых и нелюбимых. Справедливым надо быть даже по отношению к преступнику. И если любовь утверждает неповторимость существования Другого, то справедливость ищет форму и меру совмещения индивидуально неповторимого существования людей. Это - базовое условие для раскрытия индивидуальной неповторимости человека, исторически определившееся в качестве фундаментальной ценности человеческого бытия. В форме данной ценности равенство внедряется и реализуется в условиях природного и социального неравенства людей.
Лучшая конкретизация идеала справедливости применительно к современным условиям (куда входит и достигнутый уровень постижения этого феномена) принадлежит, на наш взгляд, Дж. Ролсу. В общем плане звучит она так: "… считать распределение естественных талантов в некоторых отношениях общим достоянием и разделять бульшие социальные и экономические выгоды, ставшие возможными за счет взаимно дополняющих аспектов этого распределения. Те, которые одарены от природы, кем бы они ни были, могут пользоваться этим только на тех условиях, что улучшат ситуацию тех, кому не сопутствовала удача. Преуспевающие по природе своей не должны получать просто потому, что они более одарены… Никто не заслуживает ни больших по сравнению с другими природных способностей, ни привилегий в получении более предпочтительного стартового места в обществе" (http://www.cimla.ru/~ethics/Biblio/B1.html).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5231
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее