Особенности византийской философии
1. Особенности византийской философии.
(литературное отступление: для Западной Европы началом средневековья принято считать 476гнэ – год завоевания Западной Римской империи германцами. Восточная Римская империя – Византия – избежала варварского завоевания, поэтому в ее истории трудно провести черту между античностью и средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока сохранялись там не прерываясь. + Византию отличало единство – языковое, конфессиональное и государственное. В стране господствовала христианская религия в ее православной форме.)
1. В согласии с античной традицией все науки объединились под именем философии. Иоанн Дамаскин (675-753): 1-ф. есть знание природы сущего; 2-ф. есть знание божественных и человеческих дел, т.е. всего видимого и невидимого; 3-ф. есть упражнение в смерти; 4-ф. есть уподобление Богу (мудрость, справедливость, беспристрастие в суждении); 5-ф. есть начало всех искусств и наук; 6-ф. есть любовь к мудрости, поскольку истинная мудрость – это Бог, то любовь к Богу и ест подлинная философия.
2. В Византии не прерывалась античная ф.традиция – именно византийские философы и богословы усваивают и сохраняют мысли греческих философов. В частности, неоплатонизм – учение об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики. Псевдо-Дионисий Ареопагит – изложил христианское вероучение в терминах неоплатонизма. +разрабатывали Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский.
Вместе с этой лекцией читают "72 Интеграл Фурье".
3. В отношении общих вопросов – естествознание, космология, астрономия, физика, математика – византийская наука ограничилась изучением и интерпретацией античных теорий.
4. Для решения собственных богословских вопросов разработаны оригинальный теории в рамках тринитарных споров (спор о единстве Бога в 3-х лицах) – философская онтология (учение о бытии), в рамках христологических споров – антропология и психология, учение о человеческой личности, душе и теле; позднее в иконоборческих спорах – учение об образе и символе.
5. Расцвет логики является следствием п.4 – построение догматической системы требовало знания логики.
6. Начиная с 9-11вв. в развитии богословско-ф. мысли можно проследить две тенденции: рационалистически-догматическую (интерес к внешнему миру и его устройству – физика, астрономия, астрология, оккультные науки, истории, политике), мистически-этическую (исихазм – покой, безмолвие, отрешенность – внимание сосредоточено на внутреннем мире человека, практических приемах его усовершенствования в духе христианской этики смирения, послушания, внутреннего покоя и тишины – Иоанн Лествичник, Григорий Палама). Борьба между ними обострилась в последние века существования Византийской империи. В 14-15 вв. побеждает рационалистическое направление в философии и науке, обнаруживая идейное родство с западно-европейским гуманизмом (Георгий Плифон – платоник, солнцепоклонник и утопист; Мануил Хрисолор Виссарион Никейский – проповедь индивидуализма, духовной самодостаточности человека, преклонение перед античной культурой – черты их мировоззрения).
Михаил Пселл – разделил ф. на высшую (теология – изучает вечность) и низшую (изучает изменичвую и непостоянную природу). Иоанн Читал – его ученик.
Византийская богословская и философская литература во многом определила склад древнерусской духовной культуры.