Философия римско-эллинистической эпохи
1. Философия римско-эллинистической эпохи.
(литературное отступление: В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовлад.системы, борьба школ АФ вновь обостряется (наиболее интенсивна между эпикурейцами и стоиками, в учения которых, материалистические в своей основе, все более проникали элементы идеализма). На 1-е место среди вопросов Ф. выдвигаются вопросы этики (опирающейся на учение от природе и теорию познания и мышления). Ф.школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересам к вопросам этики и воспитания. Изменяется соотношение между Ф. и спец.науками, появляется новый тип деятеля и новый тип литературы – специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозному утешению. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов, учений, мистерий. Отсюда сама Ф. становится религиозной, а иногда и мистической (неоплатонизм, неопифагореизм – первое оказало влияние на развитие христианства).
Великий поход Александра Великого (334-323 гднэ) -помимо крупных политических перемен , привел к радикальному перевороту в греческом духовном мире, закрыв классическую эпоху. Закат полисов, эллинистические монархии, возникшие на обломках Александровой империи, в своей нестабильности породили понятие «подданный» вместо прежнего классического греческого «гражданин» + в 147 гднэ Греция стала римской провинцией – в силу чего греческая мысль, не найдя позитивной альтернативы полису, нашла убежище в космополитизме, объявив отечеством весь мир, включив в него не только людей, но и богов. Тождество человека и гражданина было нарушено – необходимо было искать новую идентификацию.
Новая реальность была найдена – индивид. В эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих – каждый из подданных, понимая, как мало от него зависит, оказывался перед необходимостью создания своего мира. Человек с обретением собственной персональности становится свободным. С открытием индивидуальности проступил эгоизм, индивидуализм, соц. индифферентизм. Духовная революция была глубока – сохранить нравственное и интеллектуально равновесии становилось сложнее. Эллинская культура, защищавшая себя от других народов, рас и их влияния, переросла в эллинистическую (ассимиляция новых элементов).
Основные направления, черты:
- Расцвет кинизма, распад сократических школ
Основатель – Антисфен, символ – Диоген. Выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетели считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности.
- Эпикур, эпикурейцы
341-270 гднэ – греческий философ – отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа – Демокрита, вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного отклонения атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания сенсуалист: ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности, ошибки же возникают из истолкования ощущений (возникновение ощущений – от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей). Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике он обосновывает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа – наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой (атараксия).
Рекомендуемые материалы
- Стоики
Представители ф.учения, которое возникло в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Главные представители – Зенон и Хрисипп (далее Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий). Место и роль наук, разрабатывавшихся стоиками: логика – ограда, физика – плодоносная почва, этика – ее плоды. Главная задача ф. – в этике, знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить (жить сообразно природе). Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой (того, кто этого хочет – судьба ведет за собой, того, кто сопротивляется – волочет насильно). В понимании природы – материалисты (в мире имеются лишь тела различной плотности – следует отличать истину и истинное: воистину существуют только тела, истинное бестелесно и не существует – это высказывание). + материализм сочетается с номинализмом: чувства воспринимаются как нечто единичное. Наука стремится познать общее, но в мире оно, как таковое, не существует. Признавали 4 категории: 1-сущее; 2-качество; 3-состояние (находиться); 4-относительное состояние (находиться направо от ч.л.). Создали логику высказываний, развили теорию вывода.
- Скептицизм, эклектицизм
Скептицизм – ф.концепция. подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Продолжает традиции софистов – первые скептики (Пиррон, Аркесилай, Карнеада, Секста Эмпирика) указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние органов чувств, влияние традиций и привычек и т.п.). Проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного равновесия.
Эклектицизм – соединение различных, иногда противоположных взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений. Характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире. В древности эклектиками считали философов, которые не принадлежали к известным школам и не создавали своих систем, но отбирали нужные идеи из разных школ.
Новая эпоха: неопифагореизм (христианство), неоплатонизм (начиная с 3 внэ).
Первые века христианской эры характеризовались:
- жизненностью эпикуреизма (первые два века)
- неостоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
Основные черты: интерес к этике – доминирующий; интерес к логическими физическим проблемам заметно охладел + теология обрела спиритуальную окраску; индивид, утративший связи с государством и обществом, искал собственной реализации во внутреннем мире, создавая особую атмосферу интимности, никогда прежде не встречавшуюся в ф. так явственно; сильное вторжение религиозного чувства.
- пирронизм, неоскептицизм (Энезидем, Секст Эмпирик)
- возрождение кинизма
- возрождение аристотелизма
- медиаплатонизм (Гай, Альбин, Апулей, Теон, Плутарх и т.д.)
Основные черты: восстановил понятия сверхчувственного, нематериального, трансцендентного, разрушив мост, связывавший их с материализмом; новая постановка теории идей – попытка интегрировать позиции Платона и Аристотеля – трансформация структуры бестелесного мира; центральное положение занимает этика, выстроенная на новом основании (ранее – следуй природе – теперь – следуй Богу).
- неопифагореизм (Фигул, Квинт Сестий)
Основные черты: новое открытие бестелесного (отл. от медиаплатоников ) и нематериального – числа представляли собой нечто монуметрическое (глубокое, сложное), теория числе понималась теософским образом, в отношении концепции человека – тезис о бессмертии души; ф. – это откровение, философ – существо. Близкое к демону или Богу, пророк, сверхчеловек.
- Плотин, неоплатонизм
Школы:
"16 Кормление" - тут тоже много полезного для Вас.
Первая Александрийская - Аммоний, Плотин + Школа, основанная Плотиным – метафизико-спекулятивная тенденция (выдерживается ф.дискурс в его самостоятельности по отношению к позитивной религии)
Сирийская школа – Ямвлих + Афинская школа – Плутарх – комбинация ф. и мистико-религиозно-теургического подходов.
Школа Пергама – религиозно-теургический момент, отбрасывается философско-спекулятивный.
Вторая Александрийская школа – опрощение неоплатонизма.
Суть: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала, которое делится только нисходя в смертные тела, не убывая в тоже время от этого деления; тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между Богом и телесными объектами.
Конец – 529 – император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит иметь школы и преподавать.