Основные понятия морали
ТЕМА 5. Основные понятия морали
Среди нравственных чувств особое место принадлежит чувству любви. В самом широком смысле этого слова любовь — это нравственное чувство, характеризующееся высокой степенью эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов. Примером таких чувств может быть любовь мужчины к женщине, любовь к матери и т.д.
Однако немецкий философ Людвиг Фейербах справедливо считал, что любовь между мужчиной и женщиной является исходной для всех других ее видов. Поэтому при рассмотрении любви мы будем отталкиваться от этой базовой формы любви. В этом смысле любовь предстает как чувство, обусловленное сексуальной потребностью и характеризующееся интенсивностью, напряженностью, относительной устойчивостью и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленными своими многозначными чертами в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Любовь как нравственное чувство не может быть сведено к биологическому влечению полов, сексуальному чувству. Половой инстинкт — это естественный фундамент любви, ее начало. Но для того, чтобы это влечение выросло до настоящего чувства, необходима целая система взаимосвязей и взаимодействий.
Т.е. любовь к другому человеку — это утверждение его бытия. Кроме того, любовь — это утверждение другого как уникального, неповторимого, единственного существа. В этом смысле любовь свободна (нельзя заставить себя полюбить кого-то, кто вовсе не нравится) и не свободна (нельзя умственно-волевым усилием заставить себя разлюбить, если уж сердце заговорило).
Любовь — это принятие другого таким, как он есть, переживание его как абсолютной ценности.
Любовь это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому.
Истинная любовь стремится давать, а не получать.
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития.
Рекомендуемые материалы
Любовь как нравственное отношение наряду с заботой предполагает и ответственность.
Любовь это также активное проникновение в любимого с целью познания, но без нарушения его права иметь тайны и оставаться личностью.
Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу.
Братская любовь — это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей.
Материнская любовь — это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему.
Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве.
Любовь к Богу в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель, и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе.
Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствуem наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения.
Счастье заключается в полноте удовлетворенности жизнью на протяжении жизненного пути, в единстве разных сторон жизни как образа жизни и в этом смысле: жизни в целом. И это будет качественная характеристика жизни.
Представления о счастье в различные исторические эпохи, в различных этических системах менялось. Так, в древнегреческой этике сформировалось направление гедонизма, которое в качестве цели человеческой жизни рассматривало достижение счастья как переживания удовольствия, наслаждения. К гедонизму примыкает и другое направление — эвдемонизм, который в качестве главной жизненной цели человека провозглашает стремление к счастью.
В христианской этике истинным счастьем считается быть приобщенным к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия.
В этике эпикуреизма счастье состоит в обладании благом невозмутимости — идеального духовного состояния, достигаемого избавлением от страха перед богами, смертью, загробным миром, необъяснимыми природными явлениями и другими тревогами мира. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен и взирает на людскую суету с высоты своей холодной отрешенности.
Счастье — хоть и очень желанное состояние, но достаточно редкое. Для его осуществления необходимо благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов. Объективные факторы — те, которые в основном не зависят от сознания и воли человека. Субъективные факторы — те, которые в значительной мере созидаются самим человеком.
К объективным факторам относят, прежде всего, естественные условия (климат, географическое положение, отсутствие природных катаклизмов и др.). состояние общества (мир или война, наличие элементарного порядка, справедливости и др.).
К субъективным факторам относят миросозерцание индивида, его убеждения, круг интересов и т.д.
Подводя итог рассмотрению понятия счастья, можно сделать вывод, что в самом общем виде понятием счастья обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах.
Понятие счастья тесно сопряжено с понятием смысла жизни.
Смысл жизни — это генеральная линия жизни индивида на базе определенных нравственных ценностей. Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Это трансцендентные ценности: представления о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Это ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история, этнонационалъные ценности (традиция, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального мира народа) и т.д. Ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности: здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перепетиям судьбы, определенная деятельность и успех в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношения с окружающим миром и т. д.
Бесплатная лекция: "4.4. Концепции Ж. Маритена и С. Хантингтона" также доступна.
Следует отметить, что смыслы, задаваемые обществом через ценности, — это еще не вся полнота смысла. Для каждого конкретного индивида эти ценности должны приобрести личностный смысл. Каждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Личностный смысл — это результат интериоризации, внутреннего освоения ценностей, которые сопровождается положительным эмоциональным переживанием.
Поскольку смысл жизни всегда носит личностный характер, то, может быть, вполне справедливо утверждение: сколько людей, столько и смыслов жизни. Однако это многообразие может быть сведено к нескольким обобщающим тенденциям. Выделяют эгоистическую и альтруистическую концепции смысла жизни.
Эгоистическая концепция смысла жизни эгоцентрична, замкнута на собственном «Я». Существование человека, выбравшего такую направленность, посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному благосостоянию, личному самоусовершенствованию, личному «спасению» и т.д.
Альтруистическая концепция смысла жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида и понимается как служение Богу, обществу, Родине, великой идее, науке, делу и т.д. Сам индивид рассматривается при таком подходе лишь как средство достижения этой внешней цели.
Эгоистическая и альтруистическая позиция хотя и встречаются в жизни нередко, но все же представляют собой крайности, которых избегает большинство людей. Оно в своей реальной жизни стараются держаться «золотой середины», формулируя для себя смысл жизни с ориентацией на личное благополучие, но это благополучие связывается с благополучием других: близких, родных, соотечественников. Вероятно, одна из самых распространенных версий смысла жизни состоит в служении семье. Семья рассматривается как главная ценность в жизни: сохранение и укрепление семьи, благополучие семьи, оказание помощи всем членам семьи является смыслом жизни обыкновенного человека. В кругу семьи индивиду дана возможность обрести признательность, благодарную память о себе. Он продолжает жить в памяти людей, в своих детях, внуках, в более дальних потомках.
Контрольные вопросы к теме 5.
- Назовите и охарактеризуйте основные понятия морали.
- Дайте философскую трактовку в рамках этических формулировок, что такое смысл жизни.
- Охарактеризуйте такое нравственное чувство как счастье в трактовке этических философских учений.
- Любовь как нравственное чувство в трактовке Л.Фейербаха.
- Что понимается в христианской этике под основными нравственными чувствами?