Словарь по эстетике
X. Словарь по эстетике
АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ – крайнее формалистическое течение в изобразительном искусстве 20 в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен.
АБСУРДИЗАЦИЯ – художественный прием, позволяющий путем введения в художественный текст откровенной несуразности частной детали вскрыть противоестественность отраженного в нем положения вещей, расцениваемого с точки зрения здравого смысла в качестве нормы.
АВАНГАРДИЗМ – движение в художественной культуре 20 в., порывающее с существующими нормами и традициями, прерывающее новизну выразительных средств в самоцель.
АЛЛЕГОРИЯ – вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе.
Рекомендуемые материалы
АЛЛЮЗИЯ – стилистичная фигура, намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного факта, события.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – двойственный переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства.
АНТИЦИПАЦИЯ – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо.
АРТЕФАКТ – процесс или обрасование, не свойственныые изучаемому объекту, в норме и возникающие обычно при его исследовании.
АРТИЗАЦИЯ – театрализация событий политической, общественной, культурной жизни: отношение к действительности как к некому произведению искусства.
АРХЕТИП – наиболее древний - обычно неизвестный - текст письменного памятника, явившийся первоисточником для последующих копий.
БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, характерное явление действительности, сущность которой противопоставляется прекрасному.
БОДИ-АРТ – вид художественного творчества, главным объектом является тело самого художника (или статиста), а содержание раскрывается позой, жестами, покрывающими тело изобразительными образами.
ВИДЫ ИСКУССТВА – определенные способы художественного воплощения жизненного содержания в произведениях искусства, характеризующие специфичность изобразительно – выразительных средств и приемов.
ВОЗВЫШЕННОЕ – эстетическая категория, выражающая сущность явлений, обладающая большой общественной значимостью, оказывающая влияние на жизнь, судьбы человечества.
ГАРМОНИЯ – созвучие, согласие, соответствующее эстетическим законам, согласованность частей в расчлененном целом.
ГЕРОИЧЕСКОЕ – категория эстетики, раскрывающая ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению деяния, требующего от человека или коллектива людей высшего напряжения.
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения какого-либо свойства, качества предмета, явления или процесса.
ГРАЦИЯ – изящество и красота в осанке, манере держаться, двигаться.
ГРОТЕСК – художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Произведение литературы, живописи и т.п., созданное на основе такого приема.
ДАДАИЗМ (франц. dadaisme, от dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет) – авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22 гг.
ДЕКАДЕНСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д.
ДИЗАЙН – оформление интерьеров, художественное конструирование предметов и проектирование изысканного облика промышленных изделий.
ДРАМАТИЗМ (греч. Drama – действие ) – эстетическая категория, определяющая и обобщающая взаимоотношение человека с окружающей его природой и общественной средой, диалектические процессы и противоречия в общественной жизни, а также в жизни отдельной человеческой личности.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – целостный конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенной жизни и о совершенном человеке.
ИЗЯЩНОЕ – разновидность красоты, проявляющаяся главным образом во внешнем облике предметов и явлений действительности и характеризующаяся особой завершенностью, соразмерностью, лёгкостью форм, ловкостью, грациозностью движений, а в применении к продуктам человеческого труда, к произведениям искусства – тонкостью исполнения.
ИЛЛЮЗИЯ (лат. Illusion – обман, насмешка) – скаженное отражение явлений и предметов реальности в восприятии человека возникающее в силу: а) закона ощущений и восприятий, б) субъективных причин.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improvisus неожиданный, внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio), В искусстве творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой полемическим): в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
ИСКУССТВО – творческая художественная деятельность.
КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalokagathia, от kalos прекрасный и agathos добрый), в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.
КАТАРСИС (греч. katharsis очищение), термин из «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.
КИТЧ (кич) (нем. Kitsch), дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2-й пол. 19 нач. 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 1960-1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.
КОЛЛАЖ (франц. collage, букв. наклеивание), прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
КОМИКС (от англ. comic смешной), серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Появились в кон. 19 в. в газетах США. В сер. 20 в. комикс один из популярнейших жанров массовой культуры. Современные комиксы в основном утратили комический характер, их сменили комиксы «ужасов» о преступлениях в войне, псевдоисторические комиксы, а также комиксы, упрощенно перелагающие произведения классиков.
КОМИЧЕСКОЕ (греч. komikos веселый, смешной, от komos веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно самодеятельному смеху, напр. в карнавальных играх. В ходе развития культуры обособляются виды комического ирония, юмор, сатира. Различаются высокие виды комического (напр., образ Дон Кихота у Сервантеса) и забавные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи и т. п.). Для комического, отражающего противоречия реальности, важна игра на утрировке величины предметов (карикатура), на фантастических сочетаниях (гротеск), сближении далеких понятий (острота). На комическом основан один из главных видов драмы комедия.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio составление, связывание) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
КОНТРАСТ - резко выраженная противоположность.
ЛЭНД-АРТ (от англ. land art земляное искусство), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта.
МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo, от maniera – манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.
МЕРА – то, чем измеряют что-либо; мерило // перен. То, что служит основанием для оценки, измерения чего-либо или сравнения с чем-либо.
МЕТАФОРА (от греч. metaphora перенесение), перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).
НОНСЕНС (англ. nonsense, от лат. non нет и sensus смысл), бессмыслица, нелепость, несообразность.
«ОП-АРТ» (англ. oр art, сокр. от optical art оптическое искусство), неоавангардистский вариант абстрактного искусства в европейской и американской живописи и графике 1940-90-х гг. [основатель В. Вазарели (V. Vasarely) во Франции]. Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения; декоративные эффекты используются также в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.
ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
ПЕРФОРМАНС (перфомэнс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства.
ПОП-АРТ (англ. pop art, сокр. от popular art общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).
ПРЕКРАСНОЕ – центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.
СИНЕСТЕЗИЯ (от греч. synaisthesis соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., «цветной слух» звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.).
СИНТЕЗ ИСКУССТВ – сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла. Архитектурно-художественный синтез искусств образуют архитектура, изобразительное и декоративное искусства (архитектурный ансамбль, здание, интерьер). Спектакль, кинофильм синтез режиссерского, актерского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д.
ТЕКТОНИКА (от греч. architektonike строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры.
ТРАГИЧЕСКОЕ – философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы трагедии.
ФАБУЛА (от лат. fabula басня, рассказ), в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях.
ФОРМАЛИЗМ – предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу, в искусстве в признании «чистой» формы единственно ценным художественным элементом, и т. п.
ХЭППЕНИНГ (англ. happening, от happen случаться, происходить), направление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к «художественным событиям», осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану; так называют и само это произведение-событие или «акцию» (англ. action). Его предвестиями были нарочито загадочные, «заумные», порой скандальные акции художников и поэтов футуризма, дадаизма, которыми часто сопровождались их публичные выступления.
ШОУ – яркое эстрадное представление.
Бесплатная лекция: "7 Национально-освободительные движения в Казахстане" также доступна.
ЭКСПРЕССИЯ – выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей.
ЭМПАТИЯ – способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.
ЭПИГОНСТВО – в искусстве нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля: его ходовые образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители якобы «уже готовой» поэтичности.