Популярные услуги

Поздняя схоластика

2021-03-09СтудИзба

Поздняя схоластика

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV-XV ВВ. И СИТУАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ

     Если  XIII столетие  было столетием образования  больших философских  и

теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением

и  упадком.  Иногда  это время  называют  "столетием  потрясений".  Основной

причиной  этих потрясений было углубление классовой дифференциации общества,

расцвет городской цивилизации, возрастание роли мещанства в обществе.

     В  политической  сфере  происходит   заметное  укрепление  национальных

государств,  отступает на задний план средневековая концепция монархического

Рекомендуемые материалы

универсализма.  Между  церковью  и  светскими  правителями   разворачивается

жестокая борьба  за политическую власть. Светская  власть папства постепенно

ослабевает. Кризис церкви проявляется в  великом расколе (1378). Еретические

движения усиливаются, они появляются  не  только в Южной Франции и  Северной

Италии,  но и в  Германии, Чехии  и Испании.  В критике церковных неурядиц и

беспорядка  содержится  критика феодализма, оппозиция  народных  движений по

отношению к феодализму выступает как оппозиция церковному феодализму.

     В связи с развитием  городов,  ремесел и  торговли возрастает интерес к

научным  исследованиям как в области естественных наук (физики, астрономии и

т.  д.),  так  и в  области наук  гуманитарных  (экономических).  Духовная и

культурная жизнь постепенно становится все более светской. Выдающуюся роль в

этом  движении  в  области  культуры,  науки и  философии  играют  в  XIV в.

университеты,  которые  вновь образуются  в  различных  европейских  городах

(например,  в  Праге  - 1348  г., в Кракове - 1364  г., в  Вене - 1365 г., в

Гейдельберге-1381  г.,  в  Кельне-на-Рейне-1385  г.,  в  Эрфурте-1378  г., в

Лейпциге-  1409 г.  и  т.  д.),  причем  старые  университеты  (Парижский  и

Оксфордский) теряют свое монопольное общеевропейское положение и значение.

     Весь XIV век ознаменован  новыми  тенденциями  в  философии. Характерно

возрастание  критического  духа  философии,   который  проявляется  в  новых

взглядах,  в  новом отношении  к  традиционным средневековым  темам.  Внутри

схоластики,  из ее системы  и  метода,  рождается  критика  схоластики.  Эта

критика  направлена  против  крупнейших   схоластических   систем  церковной

феодальной философии, вершиной  и классическим продуктом которой был томизм.

В эпоху углубляющейся  классовой и  социальной дифференциации  и  в связи  с

недовольством  масс  значение томизма  для католической  церкви  ослабевает.

Аквинатово религиозно-теологическое  освящение  феодального неравенства было

подвергнуто  критике  и   нападкам.  В  рамках  критики   томизма,   которая

преследовала собственно религиозные интересы, начали  проявляться, некоторые

новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и

исподволь  выражающие антифеодальные  идеи.  В  границах  этого философского

движения (период поздней схоластики) в эпоху разложения и упадка  схоластики

происходят конфликты и  столкновения различных  школ,  представители которых

отстаивают как модернизацию, так  и традиционную схоластику. Так как поздняя

схоластика тоже  открывает возможности для дальнейшего прогресса философии и

естествознания,  различные авторы характеризуют эту эпоху  скорее  как новый

"кризис роста", чем упадок или закат философии.

     В  XIII  столетии  постоянно  происходили столкновения между томизмом и

августинизмом. Новая форма этих  споров  родилась в  английских  условиях  в

связи с учением Дунса Скота  и  возникновением  скотизма.  Иоанн  Дунс  Скот

(1270-1308)-проницательный мыслитель и  философ,  и, хотя сам  схоластик, он

был  основным противником Фомы Аквинского.  Его  философия  является по сути

философией августинианского  толка, хотя в  некоторых случаях  он и "терпит"

томизм.

     Короткая  жизнь Дунса Скота  была полностью  посвящена науке. Уже в  23

года  он  становится профессором теологии в Оксфорде, позже в Париже. Был он

прославленным учителем  и плодотворным ученым. Снискал себе славу одного  из

величайших  философов  средневековья. Его  интересы относились  к  тончайшим

вопросам средневековой философии, церковь называла его doctor subtilis.

     Главным  трудом Скота  являются  комментарии  к "Книгам  сентенций"  П.

Ломбардского,  названные "Opus Oxoniense". В Париже он создает другую, более

краткую  версию- "Opus Parisiense". В Оксфорде он написал также "Комментарии

к Аристотелю", в частности к его логике, метафизике и психологии.

     Дунс  Скот был критическим  мыслителем. С критическими  замечаниями  он

выступал  прежде  всего  против  Альберта  Великого  и  Фомы Аквинского. Его

исключительно  глубокое   знание  Аристотеля  предполагало  скрупулезное   и

терпеливое изучение. Однако, чем больше он погружался во  внутренний идейный

мир Аристотеля, чем полнее его познавал, тем больше осознавал пропасть между

пониманием  мира  и  природы этого "языческого"  философа  и принципиальными

положениями христианской  веры. Это вело Дунса к выводу, что полная гармония

между   теологией   и   (аристотелевской)  философией,   которую   стремился

восстановить Фома Аквинский, невозможна. О тех, кто  слишком тесно связывает

теологию и философию, Дунс отзывался весьма критически. Он не считал эти две

области  противоположными  в  том случае,  если  теология  использовалась  в

практических  целях.  Он  не  стремился  заменить христианскую  веру  некоей

нехристианской философией, однако своей позицией  готовил  предпосылки,  для

разделения этих двух областей, которое осуществилось позже.

     Дунс   Скот   был   представителем  метафизического   (онтологического)

индивидуализма.   Индивидуальность  не   является   чем-то   второстепенным,

наоборот, она  является  существенной  чертой,  стороной бытия. Эта  позиция

выражена у него аристотелевско-схоластическим языком. Родовая форма не может

быть  единой,  в каждой вещи существует  индивидуальная форма, или  в каждой

вещи кроме соответствующего "что" (quiddites) существует единичное и частное

"это", "здесь и сейчас"  (haecceitas).  Дунс воспринимает понятийный реализм

Аквината, но преодолевает его тем, что в  отличие от Аквинского более высоко

оценивает  значение  индивидуального. Он  ясно  указал,  что  индивидуальное

является совершенной и истинной целью природы, последней реальностью (ultima

realitas).  Этим  самым  он  не  только  делает  шаг  к  номинализму,  но  и

одновременно  предвосхищает индивидуализм  эпохи Ренессанса с его упором  на

человеческую исключительность, индивидуальность.

     Философия Дунса Скота стояла в оппозиции к средневековому  рационализму

и  в другом вопросе - вопросе волюнтаризма Августина. Взаимосвязь мышления и

воли, которую Аквинат понимал в смысле[ ]доминирования интеллекта

над  волей Скот переворачивает. По Скоту, воля следует за разумом потому что

разум  определяет,  что  нужно ей сделать как  наилучшее.  Воля  подчиняется

разуму.  Она  свободна  и  свободно  находится  в  распоряжении  разума. Это

понимание  значительно для  теории  познания,  в которой  Дунс  подчеркивает

активность  мышления вопреки[ ]пассивному, рецептивному пониманию

его у Аквината.

     Аналогична его  позиция  и в представлении о  боге.  Подобно  тому, что

можно  найти  у  человека  как образа  божьего,  можно  предположить, что  и

божественная воля  является первичной и господствующей.  Мир сотворен таким,

как он есть, потому, что так хотела божественная воля. Ничто необходимое или

доброе  не  существует  само  по себе  (считал  Аквинат). Нечто суть  доброе

потому,  что бог так  хотел. Если бы он  хотел иначе, было бы "добром" нечто

иное.  Это  относится  и   к  этической  ценности  человеческого  поведения.

Поведение  выражает  добро  потому,  что  бог   так  хочет  и  предписывает.

Человеческая  воля   является  доброй,   если  она   полностью   подчиняется

божественной воле.

     Таковы некоторые  основные различия  между  учениями Дунса  и томистов.

Однако для дальнейшего исследования более важное значение, чем эти различия,

имеет общая  направленность их интересов.  Исходным  пунктом  Аквината  было

христианское учение  о  боге, мире и человеке. В философии он видел средство

поддержания этого учения и его доказательства. Скот не  опровергает  то, что

хотели доказать другие  (ибо он с  ними согласен в основных принципах веры),

но он критикует их  способ рассуждений и метод доказательств. Можно сказать,

что  Дунс  в  отличие  от  других  схоластов  задачу философии  видит  не  в

размышлениях о мире. По его  мнению, ее предметом .должно быть  исследование

воззрений других, исследование способов рефлексии о  мире. Таким образом, он

относится к философам,  предметом  исследований которых были формы, методы и

возможности мышления сами по себе.

Информация в лекции "19 Романтизм и реализм как основные течения искусства" поможет Вам.

     Тем,  что  Скот перенес внимание от содержания схоластического учения к

философскому методу, он  подготовил  решающий  поворот  в  оценке  отношения

философии к теологии, изменение в видении мира.

     Дунс Скот является представителем  новой школы  августинизма. Он сделал

некоторые  уступки томизму,  но в сущности стоял на других  позициях. Давний

спор августинизма и томизма превратился в спор томизма и скотизма.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее