Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Философия техники » Философия техники как область исследований

Философия техники как область исследований

2021-03-09СтудИзба

Философия техники как область исследований.

  1. ФТ в структуре философского знания.
  2. Проблема определения Т.

Ответить на вопрос, что такое ФТ, можно с двух сторон: показав, как он выделяется из философии вообще, и рассмотрев, что такое Т как основной объект ее изучения. Это определило включение в план обозначенных двух вопросов.

ФТ в составе философии – это т.н. конкретная философская дисциплина, так же, как ФН, ФР, этика, эстетика, логика. Т.е. это, с одной стороны, локальная, с др. – достаточно самостоятельная область исследования.

Распространено высказывание: ФТ сравнительно поздно появилось в составе Ф. Но это не случайно: ФТ  возникает, когда Т становится достаточно важным для жизни фактором, изменяющим социальное и индивидуальное бытие, превращается в среду обитания человека (т.е. из того, что использует человек – в то, в чем он живет). Характеризуя изменение роли техники в ХХ в., Ж. Эллюль пишет: «Мы живем не в обществе с технологией, а в технологическом обществе»; «Техника сама становится средой в самом полном смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон… Внутри технической среды человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, полученные им, приходят от техники»; «Решающим фактором становится заполнение нашей мысли, как и нашей чувственности, механическими процессами». Превращение Т в некую самостоятельную силу и особую реальность отражают понятия «техносфера» - техническая оболочка Земли и «вторая природа».

Техногенная цивилизация, в которой Т занимает именно такое место, начала формироваться в начале 17 в. и устойчиво существует около двух столетий (с начала 19 в.). Примерно такой же (чуть меньший, т.е. с небольшим сдвигом) возраст имеет ФТ.

Первую наметку ФТ обнаруживаем у Ньютона, в такой идее: он говорит, что понятие «механика» всегда связывали только с изделиями человеческих рук, но на самом деле это общий принцип природы и всю Вселенную можно рассматривать как «мощную машину». Это еще не исследование техники (в некотором смысле как раз наоборот, здесь нет самостоятельности Т), но появилось первое связанное с Т философское обобщение: машина, техническое устройство приобретают, кроме прикладного значения, еще значение универсальной метафоры, прообраза всей реальности, через них начинает осмысливаться мир в целом. В философии 17 - 18 вв. было распространено рассмотрение живых организмов, природных объектов, природы в целом как «естественных автоматов» - т.е. машины как совокупности простых частей, у каждой из которых своя функция. Например, Лейбниц пишет: «Всякое органическое тело есть своего рода божественная машина, или естественный автомат… Машина, сооруженная человеком, не есть машина в каждой своей части; например, зубец латунного колеса состоит из частей или кусков, которые уже не представляют более для нас ничего искусственного… Но машины естественные, т. е. живые тела, и в своих наименьших частях до бесконечности продолжают быть машинами. В этом и заключается различие между природой и искусством, т. е. между искусством божественным и нашим»[1]. Различие существенное, но не абсолютное; принцип подхода к объектам исследования един. Ср. у Декарта: «Между машинами, сделанными руками мастеров, и различными телами, созданными одной природой, я нашел только ту разницу, что действия механизмов зависят исключительно от устройства различных трубок, пружин и иного рода инструментов, которые, находясь по необходимости в известном соотношении с изготовившими их руками, всегда настолько велики, что их фигура и движение легко могут быть видимы, тогда как, напротив, трубки или пружины, вызывающие действия природных вещей, обычно бывают столь малы, что ускользают от наших чувств»[2]. Мир в целом рассматривался как «мегамашина»  –  совокупность  частей,   связанных   жесткими   функциональными связями.

Еще две концепции, в которых ФТ присутствует «в латентном состоянии», обнаруживаем в 19 в. у Маркса и Бергсона.  Ф Маркса характеризуется как исторический материализм, поскольку определяющей стороной общества Маркс считает практику (а не сферу чистого мышления), материальное производство. В связи с этим, во-первых, производство специально изучается и структурируется: Маркс использует (и различает) такие понятия, как производительные силы, вещественный элемент производительных сил, орудия труда (в отличие от средств труда, но в широком смысле, не только как собственно ручной инструмент – это П наиболее близко к понятию Т). Т.е. техника является ключевым элементом базисной стороны общественной жизни; над этим базисом «надстраиваются» и от него зависят политика и идеология. У Маркса есть формулировка: ручная мельница дает нам общество с сюзереном во главе (средневековый тип), а паровая мельница - общество с промышленным капиталом. Т.е., логически заострив, можно сформулировать его тезис: какова техника, такова и вся организация общества. Немаловажно также, что у Маркса Т – наиболее динамично и непрерывно развивающийся элемент п.с. Кроме того, Т рассматривается как фактор формирования человека: Маркс признает определение Б. Франклина: человек – это «животное, делающее орудия». Вместе с тем Маркс еще не задается вопросом о том, что такое техника, в чем специфика технического отношения к миру.

А. Бергсон рассматривает не столько общество, сколько «жизнь» как некую первичную реальность и силу. Жизнь – это знергия, мощный поток, в котором разум играет роль эволюционного приспособления. Разум рассматривается как инструмент, как новый ресурс по сравнению с присущим животным инстинктивным реагированием. И разум, по Бергсону, проявляется наиболее ярко в орудийной деятельности человека, направленной на расчленение объектов (анализ) и создание новых, искусственных тел (синтез). Т.е. техника оказывается соотнесенной, во-первых, с существенной особенностью человека, во-вторых, с общим потоком эволюции. Вместе с тем разум у Бергсона рассматривается как ограниченный: он фиксирует всегда статику, «останавливает» действительность для ее познания (можно сравнить с отдельными кадрами кинопленки). Длительность жизни, ее процессуальность невозможно постичь с помощью разума, тут нужна интуиция. Т.е. способность, с которой связана техника – это ограниченная способность. Орудия и орудийная деятельность образуют специфическое отношение человека к действительности, лежат в основе интеллекта, но не исчерпывают сущность жизни: самое важное в ней внетехнично и надтехнично.

Рекомендуемые материалы

Ни у Маркса, ни у Бергсона еще нет термина «ФТ». Можно проследить почти параллельную по времени традицию формирования этого термина, первоначально – без такого глубокого содержания.

В 1835 г. шотландский инженер Эндрю Юр предложил термин «философия производства». Он считал, что в предмет ее входят «общие принципы, которыми производственная индустрия должна руководствоваться, используя самодействующие машины». Соответственно Юр обозначил проблемы, позднее вошедшие в ФТ: теория изобретательства, классификация машин, социальные последствия технического прогресса.

Первым, кто вынес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техни­ки», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Капп и считается родоначальником ФТ. Его ключевой идеей была идея «антропологической Т» или «органопроекции». Он опирался в п.о. на учение Фейербаха: тоот показал, что люди  создают богов по своему образу и подобию. Капп цитирует утверждение Фейербаха: человеческие творения являются не чем иным, как объективированной человеческой сущностью, - и придает ему прямой физический смысл применительно к орудиям: Т создается по образу и подобию организма, моделируя человеческие органы и их функции.   «Возникающее между орудиями и органами  человека хотя и является скорее бессознательным, чем сознательным изобретением, заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого…. Множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки  - чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев»[3]. Развитие культуры заключается в том, что человек постепенно себя осуществляет, и завершится тем, что Т станет законченной и исчерпывающей проекцией во внешний мир всех возможностей, которые заключены в человеческой природе. Капп поэтому заканчивает свою книгу фразой: «Из орудий и машин, которые мы сделали, из букв, которые мы открыли, явится сам человек»[4]. При этом идея моделирования имеет у Каппа, кроме очевидной связи, еще несколько метафизический налет: насос и сердце (хотя роль сердца поняли позже, чем изобрели насос, но Капп считает, что его смогли изобрести потому, что эта связь была уже заложена). Так же – кости и некоторые элементы строительных конструкций, телеграф и нервная система, паровоз и преобразование пищи в тепло и энергию в теле человека: аналогия здесь неявная (не случайно он говорит о бессознательном). Энгельмейер с ним спорит и приводит контрпримеры: стрела, колесо. Но проблема сущности техники будет проблемой № 1 в ФТ.

В конце ХIХ – начале ХХ в. появляется ряд работ, в которых используется понятие «ФТ» и намечаются проблемы ФТ. Наиболее известные: Франц Рёло «Техника и культура» (1884), А. Эспинас «Возникновение технологии» (1897),  Фред Бон -  глава «ФТ» в книге "О долге и добре" (1898 г.), российский инженер П. К. Энгельмейер «Технический итог XIX века» (1898) и «ФТ» (1912), Фридрих Дессауэр «Техническая культура» (1908), В. Ратенау – глава «Механизация мира» в книге «Критика эпохи» (1912). Почти все работы (кроме Эспинаса) опубликованы по-немецки, в т.ч. Энгельмейер. Большинство авторов – непрофессиональные философы, кроме Каппа и Бона. Напр., Франц Рёло был теоретиком машиностроения, разрабатывал кинематическое учение о механизмах и пытался придать научный характер изобретательской конструкторской деятельности. Главный его труд – «Теоретическая кинематика», а «Т и культура» - лекция, прочитанная в Вене перед нижнеавстрийским промышленным обществом. Рёло выделил два направления в развитии культуры. Первое из них, традиционное, он назвал «натуризмом»: от сил природы лишь обороняются, безотчетно подсматривая у природы кое-какие рецепты. Второе он назвал «манганизмом», от древнегреческого «манганон» - механизм магов. Первоначально греки так называли искусственное устройство, приспособление, с помощью которого могло производиться что-нибудь необыкновенное, а потом – все умно и искусно придуманное, например, метательные военные машины. Манганизм, по Рёло – это использование сил природы на основе знания ее законов. Прогресс в Европе, говорит Рёло, произошел на основе манганизма, и «те нации, которые не захотят перейти к манганизму, должны заранее помириться с постепенным своим подчинением и исчезновением»[5]. Т.о., он ставит проблему № 2 сущности, содержания и направлений НТП, связи НТП и социального прогресса и обращает внимание на разделение культур в связи с техническим прогрессом на два типа – традиционную и техногенную. Сам он безусловно верил в преимущества манганизма и НТП.

В контексте исследований этого исторического момента обозначена также проблема № 3 - специфики технического отношения к миру. У Эспинаса это в п.о. практическое отношение, Т – действие, а отнюдь не знание, и ФТ входит в состав праксеологии как области Ф-исследований. У Бона Т и практика разграничены: практика – это любая профессиональная деятельность, техника –  средства для достижения цели. Основной вопрос техники: «Что я должен делать, чтобы…? Т должна указать средства, поэтому в Т входит не только практическое, но и познавательное отношение.

Широкую программу технических исследований наметил Петр Климентьевич Энгельмейер  (1855 – 1940). Программное заявление: «Т есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в обществе. Эту задачу может выполнять только ФТ»[6]. Он обозначает вопросы: Что представляет собой Т – с биологической, анропологической т.з. и сама по себе? Какие методы применяет Т? Где границы ее применимости? Как связана Т с другими сферами социальной деятельности – наукой, экономикой, политикой, искусством, этикой? «Мы должны выработать определенную общую картину Т, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности».

Т. о., при формировании ФТ обозначились следующие направления ее исследования: сущность Т, специфика Т, Т и прогресс, Т и человек, этика Т.

В ХХ в. были созданы развернутые профессиональные концепции Т. Наибольший интерес в этот период представляют работы О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, К. Ясперса, позднего Ф. Дессауэра, Л. Мэмфорда, Н. А. Бердяева. (Сохраняется германская традиция, там в 30-е гг. выходил журнал «Т и культура»). Эти концепции будут рассмотрены специально. Завершая очерк формирования ФТ, выделим ее направленность.

Техника в XX столетии становится предметом изучения различных дисциплин,  как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Всё возрастающая специализация в техни­ке стимулирует противоположный процесс развития общетехни­ческих дисциплин. Однако все они – и  частные, и общие – концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на от­дельных аспектах, определенных «срезах» техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дис­циплин.

В силу про­никновения техники практически во все сферы жизни совре­менного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники тради­ционно является предметом изучения истории техники как осо­бой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным от­раслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития совре­менной техники.

Философия техники, во-первых, исследует фе­номен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историчес­кую перспективу.

Однако, если предметом философии техники является Т в целом, она должна начинаться с исходного определения: что такое Т?

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни – дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это – лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его техничес­ких усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях дей­ствий. Поэтому уже Фред Бон придает понятию "техника" пре­дельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, прида­вая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении ру­ководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

При обзоре всей традиции определения Т, при всем многообразии вариантов, можно выделить четыре основных способа определения значения понятия.

Исторически и «генетически» первое восходит к древнегреческому «технэ», что первоначально означало искусство или мастерство плотника и строителя, а в более общем плане – искусство во всякого рода производстве. Основное содержание техники как искусства образует «мехос» - специально выработанная «уловка», позволяющая разрешить сложную ситуацию и обратить ее себе на пользу (отсюда пошли термины: «механика», «махина», «машина», «махинация»). Фактически следуя античной традиции, в наши дни непосредственную деятельность, подобную дыханию, движению, принятию пищи, не называют техникой, но, если для того, чтобы выполнять их правильно, применяются преднамеренные действия, вырабатываются специальные приемы, тогда говорят о технике дыхания, технике бега и т.п. Прием деятельности является техническим, если он а) выработан специально; б) может быть многократно применен с одним и тем же результатом. Итак, первое значение техники - совокупность приемов деятельности, шире – совокупность средств самосохранения  человека как культурного индивида.

   Технические приемы деятельности отличаются эффективностью и относительной простотой, а потому допускают овеществление, воплощение в некотором материале. Так мы приходим ко второму значению понятия и таким определениям: техника есть совокупность материально-вещных средств деятельности; комплекс инструментов и средств преобразования природы; искусственная среда обитания человека. С этой т.з. Т – это совокупность предметов особого рода, предметов, созданных специально человеком и использующихся в создании других предметов того же рода (в отличие от случайных приспособлений, с одной стороны, и остальных артефактов, с другой). При этом в технических предметах воплощаются, опредмечиваются стороны и способы человеческих действий. Можно сослаться на Каппа; аналогично у Маркса машина определяется как такой механизм, который, получив соответственное движение, совершает своими орудиями те самые операции, которые раньше совершал рабочий подобными же орудиями. Воспроизводство функции нередко (но не всегда) приводит к внешнему сходству машинного движения и человеческого действия, вплоть до, напр., логических процедур и приемов интеллектуальной деятельности человека в ХХ в. Итак, средство деятельности считается техническим, если оно а) носит искусственный характер, б) опредмечивает некоторую деятельностную функцию. Средство деятельности, будь то станок в заводском цехе, кухонный комбайн или компьютер, сохраняет признак повторяемости действий человека: раз созданная вещь задает приемы ее применения.

   Следует отметить, что «произрастание» средства деятельности на почве простого и эффективного приема – типичный, но не единственный вариант создания техники. Так называемые неантропоморфные технологии не имеют ничего общего с действием человеческой руки, вооруженной инструментом, но овеществление трудовой функции имеет место. 

   Третья группа определений – это характеристика техники как овеществленной силы знания, прикладного естествознания. Техника м.б. рассмотрена как совокупность знаний особого типа, как особый вид знания, сопрягающий духовные и производственные навыки и умения. Т в широком смысле слова есть «знание, как» (в отличие от общенаучного «знания, что»), направленное в конечном счете на осуществление эффективного действия, а не на поиск истины. Оно включает а) знание о приемах деятельности и способах их применения; б) знание о вещных средствах деятельности, их строении, функционировании и взаимосвязи строения и функционирования. Этот аспект Т отражен также в понятии технологии. Технология характеризуется как функционально-деятельностное наполнение техники, способ и система правил соединения человека и техники с целью получения желаемого результата, т.е. технология – это знание о способах применения знания.

   Наконец, под техникой понимается специфический, культурно обусловленный процесс деятельности (отличие от (2), где речь о средстве). Это деятельность проектно-преобразующая, т.е. осуществляющая преобразование на основе проекта, и материально-предметная, т.е преобразование это вещественное. По М.Хайдеггеру, техника – это в п.о. волевое начало. В технике постоянно присущая человеку воля к активному воздействию на внешний мир получает вещественное выражение. Более того, наличная техника в известном смысле сама способствует расширению сферы активности человека, постановке новых целей, требующих технического воплощения (т.е. не только выражает активность, но и создает ее).

Выделенные версии определения понятия техники носят сущностный характер, определяя в своей совокупности систему «техника».

Итак, техника должна быть понята

- как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических си­стем;

- как совокупность различных видов технической деятельно­сти по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производ­стве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

как совокупность технических знаний — от специализиро­
ванных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

В этих трех аспектах она должна быть изучена в ФТ.

Кроме того, с т.з. общей структуры Ф можно выделить онтологию, гносеологию, антропологию, СФ и аксиологию Т.



Ещё посмотрите лекцию "Творчество Бродского " по этой теме.

[1] Лейбниц Г. В. Монадология // Соч. М., 1982. Т. 1. С. 424, 425.

[2] Декарт. Избр. произведения. С. 539.

[3] Митчем К. Что такое ФТ. М., 1994. С. 15.

[4] Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 394.

[5] ФТ: История и современность. М., 1997. С. 15.

[6] Там же. С. 34.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее