Популярные услуги

Главная » Лекции » Социология » Социология права » История становления и развития социологии права

История становления и развития социологии права

2021-03-09СтудИзба

3. История становления и развития социологии права.

3.1. Становление социологии права как самостоятельной отрасли социологии в конце XIX- начале XX ст.

 В конце XIX- начале XX ст. под мотивирующим влиянием социологии как новой науки об обществе в юриспруденции стали разрабатываться различные социологически ориентированные концепции правопонимания. Иначе говоря, социология права зародилась в юриспруденции. Основной вопрос: «Как определить время зарождения социологии права?» Здесь велика роль т.н. «юриспруденции интересов» Иеринга, которую он противопоставлял «юриспруденции понятий». «Юриспруденция интересов» определялась следующими признаками:

· Право понималось как совокупность установленных государством принудительных мер;

· В социологической трактовке процесс формирования права понимался как результат борьбы различных интересов в обществе, в чем отражался социологизм теории;

· Право понималось как защищенный интерес. Позитивизм отражался в том,  что этот интерес закреплялся в законодательстве.

Сложно установить определенный момент, с которого следует говорить о науке социологии права. Это- дело произвольное. Спорадические эмпирические исследования  проводились давно. О науке социологии права можно говорить  с сентября 1962г., когда члены Международной социологической ассоциации Эван и Подгурецкий предложили во время V социологического конгресса провести неформальную сессию «Предмет и метод социологии права». Позже был создан Комитет социологии права при Международной социологической ассоциации.

 3.2. Классическая социологии права.

 Классическая социология права основывается на трудах Э. Дюргейма, М. Вебера, Е. Эрлиха, О.Конта и др.

Социально-правовая мысль Э.Дюркгейма. Социально-правовая мысль французского социолога Э.Дюркгейма (1896-1913) отличается следующими моментами:

· Он являлся представителем такого направления социологии, как структурный функционализм, где общество представляется как совокупность автономных социальных институтов, где поведение индивида всецело подчинено последним.

· Кредо его социальной концепции – это «объяснение социального социальным». Суть ее заключается в том, что не индивид определяет поведение, а общество через коллективное сознание. В таком понимании общество есть ценностно-нормативная система;

Рекомендуемые материалы

· Право рассматривается Э.Дюркгеймом как социальный факт. «Социальные факты надо рассматривать как вещи». «Вещность» социальной реальности состоит в том, что общество, его институты объективно определяют поведение субъектов через социальный контроль, социальные нормы (в противовес  М.Веберу с его субъективными смыслами социального действия), и этого избежать нельзя. Но парадокс заключается в том, что и М.Вебер и Э.Дюркгейм описывают одно и то же с разных сторон: общество формирует нас, но и мы формируем общество!

· Э.Дюркгейм выступал против деления права на частное и публичное. Он считал всякое право частным и публичным одновременно. Право- частное, т.к. в конечном результате все  можно свести к действию индивидов, и публичное, т.к. имеет социальную функцию. Оно отражает состояние  общества, наиболее важные ценности, сплачивает общество. Однако защита публичного интереса предшествует защите личного интереса;

· Э.Дюркгейм разработал идею аномии. Аномия- это разрыв права с  социальной солидарностью. Право перестает выполнять свои функции, и  поэтому им перестают пользоваться. В силу этого происходит  дезориентация в обществе, разрыв между нормой (правилом поведения), ожидаемым и реальным поведением, которое, как следствие, становится  непредсказуемым;

· Э.Дюркгейм разработал мощный понятийный инструментарий (социализация, коллективное сознание, аномия, репрессивное право и др.);

· Э.Дюркгейм создал социологию уголовного права. По его мнению, в первую очередь наказание направлено не на исправление преступника и запугивание подражателей, а на  сплочение общества, успокоения совести общественного коллективного сознания. Он считал преступлением то, что общество и коллективное сознание считает таковым.

· Э.Дюркгейм  считал преступность нормальным явлением в развитии общества. По статистике за несколько столетий преступность не уменьшается. Она- вечный спутник общества, социальная боль, показатель здоровья общественного организма, предвестник будущей морали, нормальная девиация. В то время как самоубийство относил к негативной девиации;

· Э.Дюркгейм  ввел понятие репрессивного и реститутивного права или кооперативного. Оба понятия отражают виды солидарности  в обществе. Репрессивное право направлено на преследование индивидами, претерпевание ими физических мучений, возмездие, символическое восторжествование справедливости. Эта механическая солидарность отражена в уголовном праве. Реститутивное же право направлено на восстановление нарушенного порядка и кооперации между индивидами (restituotio in intergrum). Эта органическая солидарность отражается в гражданском праве, конституциональном, процессуальном, коммерческом. Он считал, что в дальнейшем  реститутивное право будет лидирующим, т.к. общество учится видеть в людях не вещи, а сотрудников, по отношению к которым у него есть обязанности.

Социально-правовая мысль Е.Эрлиха. Выдающийся вклад в развитие социологии права внес правовед Е.Эрлих (1862-1923):

· Он представляет антилегистское и непозитивистское направление школы свободного права, являющейся прототипом американской школы социологии права. Е.Эрлих рассматривал социологию права как юридическую науку, хотя сложную и противоречивую, за что критиковался современниками;

· Е.Эрлих рассматривал все социальные явления как правовые, расширяя пределы правового поля почти до бесконечности, за что фон Гирке назвал его правовую теорию «манией правового величия». Он считал классическую юриспруденцию неправдивой, т.к. она рассматривает право через призму судебных дел. А  они отражают малую толику существующих правовых споров. На огромном фактическом материале по судебной практике и по договорам Е.Эрлих доказал, что реально применяется  только треть норм. Е.Эрлих четко отличает право от морали и других социальных норм, которые тоже регулируют деятельность государства. Е.Эрлиха часто критикуют за то, что он не различает правила, нуждающиеся в государственном принуждении и нет;

·  Е.Эрлих рассматривал общество как совокупность союзов, семей, общин и других организаций, заканчивая государством, имеющий свой спонтанный, независимый от формально действующего права, порядок. Этот социальный порядок достигается через согласование коллективной и индивидуальных воль;

· Социальная обусловленность права в трактовке Е.Эрлиха заключается в том, что право надо искать в самом обществе, в социальном порядке, а не в  предписаниях. Конфликты по большей части решаются не обращением к абстрактной норме, а оценкой социальных фактов избранными судьями или арбитрами, решающими по справедливости. Случаи, когда прибегают к абстрактным нормам- это всего лишь пена на поверхности воды;

· Именно Е.Эрлих ввел понятия «мертвый» закон и «живое» право, ставшие визитной карточкой социологии права. Под «живым правом» понимаются все виды правил поведения, которые ежеминутно создаются людьми в процессе их повседневного общения;

· К источникам права Е.Эрлих относит: обычай, господство, владение, правовое волеизъявление;

· Е.Эрлих  является автором идеи свободного нахождения права судом. По его мнению, только суд успевает за развитием общества и решает споры по интуиции, справедливости. В случае пробела в законе используется метод индукции вместо дедукции, которая предусматривает обращение к абстрактной норме. Е.Эрлих справедливо отмечал, что «право юристов старше, чем право, исходящее от государства».

Социально-правовая мысль М.Вебера. В становлении социально-правовой мысли непревзойденный вклад внес также М.Вебер (1864-1920):

· М.Вебер понимал общество как антропоморфное явление, совокупность автономных индивидов по принципу «Мы, индивиды, формируем общество, вкладывая в социальное действие тот или иной смысл». Поэтому государство и общество есть социальные действия отдельных индивидов. Под социальным действием он понимал действие, с которым индивид соотносит свой субъективный смысл с действиями других лиц;

· Социальный и правовой порядок, по мнению М.Вебера, обеспечивается тем, что действия людей взаимоориентированы. Так, преступники, зная, что преступление преследуется по закону, будут стремиться скрыть его следы, то есть на нормы ориентируются, даже совершая правонарушение. Как только субъекты начинают думать, что, например, юридическая ответственность  с квалифицирующим ее принципом неотвратимости наказания за правонарушение не действует, и перестают соблюдать правовые требования,  то она действительно перестает действовать, даже если де-юре ее никто не отменял. Поэтому на действиях и связанных с ним смыслах держится право и все иное.

Говорят о «законе Вебера». Суть этого «закона» состоит в том, что прогрессивное развитие права идет по пути его рационализации, бюрократизации и специализации. Этим законом оправдывали безудержный рост числа НПА, как прогрессивное явление. Бюрократия, согласно М.Веберу, лучшая форма правления и господства права, т.к. она четко очерчивает статус, пределы и компетенцию власти, предписывает всем следовать законам и позволяет социально контролировать и поддерживать авторитет государственной власти, т.к. органы власти легитимированы обществом. Заслуживает внимания высказывание Самюэля Хантингтона: «С точки зрения растущей экономики хуже, чем общество с жестокой, сверхцентрализованной, бесчеловечной бюрократией является общество с жесткой, сверхцентрализованной честной бюрократией».

· теория господства М.Вебера выделяет виды господства и соответствующие  им виды права:

- традиционный, основанный на авторитете вечно вчерашнего, право новизной не отличается;

- харизматическое господство, основанное на личной преданности и доверии неординарному лидеру, который творит личное право;

- рациональное легальное господство, основанное на обязательности рационально выведенных законов и установлений, обязательные для управляющих и управляемых, право создается специализированным правовым персоналом. Право – логическая система абстрактных норм.

· М.Вебер ввел понятие правового персонала. Это - те представители общества, которые выдвинуты обществом, чтобы обеспечить соблюдение определенных норм и применить санкцию при их нарушении. Часто нормы, применяемые правовым персоналом, считаются правовыми  именно в силу этого;

· М.Вебер отмечал разное понимание одних и тех же норм разными индивидами. Например, в законопроект закладывался один смысл. После его принятия первоначальный смысл помнит малая группа профессиональных юристов. Обычные люди осведомлены о законах ровно настолько, насколько это необходимо для предотвращения самых крупных неприятностей в их жизни, они усваивают традиционное поведение, не задумываясь о смысле, цели и даже существовании данных порядков;

· право у М.Вебера  понимается как внешняя сила, гарантирующая легитимный порядок, особенно в силу принуждения со стороны специальной группы лиц, в чьи функции входит охрана порядка и предотвращение нарушений через применение силы. Действие права связано с  политико-институциональным его обеспечением государством, обладающим монополией легитимного физического насилия.

3.3. История развития социологии права в России.
3.3.1. Русская социологическая юриспруденция.

В России, как и на Западе, социологическое исследование правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно юристами, в рамках юриспруденции. Традиционно в развитии российской социологии права выделяют следующие периоды дореволюционный период (или русская социологическая юриспруденция) представлен правоведами либерально-демократического направления.

С.А.Муромцев понимал право как юридически защищенный общественный порядок общественных отношений, а не правовых норм. В силу понимания права исключительно как социального явления неплодотворно изучать право из самого себя. Он рассматривал суды как промежуточное звено между правом и социальной  реальностью. Для придания гибкости праву судебное правотворчество должно быть относительно свободно.

М.М.Ковалевский право рассматривал как выражение потребности общества в  социальной солидарности. В своих исследованиях права он  синтезировал историко-сравнительноый подход с методологией эмпирических социологических исследований, то есть социологию с юриспруденцией.

Н.М.Коркунов под право понимал разграничение групповых интересов, где право выражает субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений и является  одновременно формальным приказом и элементом собственного сознания. Он различал формальный  и реальный правопорядок.

Л.И.Петражицкий разработал концепцию интуитивного права, где право есть продукт человеческой психики, обусловлено социокультурной средой, индивидуальными переживаниями. Он выступал против социологизации юриспруденции, но за ее психологизацию. Л.Петражицкий считал, что поведение индивида обусловленно двумя мотивациями:

- пассивной, моральной, действующей индивидуально, реализующейся через долженствование;

- активной, правовой, действующей на индивида через коллективное сознание, реализующейся через правомочие, поощерение и принуждение.

Б.Н.Чичерин  также связывал социологию с юриспруденцией. Б.А.Кистяковский рассматривал право как правоотношение и противопоставлял писаное право, состоящее из абстрактных статичных норм, реальному праву единичному, конкретному, индивидуальному, непрерывно развивающемуся.

П.А.Сорокин  исследовал социальные аспекты наказания. Он выявил индивидуально-психологическую сущность права. Формирование права, согласно представлениям П.Сорокина, происходит из бессознательных шаблонов, которые потом закрепляется в законах. Он называл право дрессирующим и выделял такие виды поведения, как рекомендуемое, запрещенное и должное. П.Сорокин рассматривал преступление как внутреннее переживание субъектом, группой,  осознание  ими запрета на подобные действия. Он понимал, что само действие нейтрально.  Поэтому нет абсолютно точного критерия неправомерного или правомерного поведения.

3.3.2. Советский период  и пост-советский период.

В  1917-1937гг. происходит т.н. «социологизация права», обусловленная тем, что марксистское правоведение изначально социологично в силу социологического характера учения К.Маркса и Ф.Энгельса об обществе, праве и государстве. Теоретики права 20-хх годов (Пашуканис, Стучка, Разумовский) в рамках истмата сформировали самое крупное в теории права того времени, влиятельное во всей советской юриспруденции  т.н. «социологическое направление». Данное направление базировалось на предыдущих достижениях отечественной и зарубежной правовой мысли и собственно социологией права не являлось. С одной стороны, право определялось как властное предписание экономически господствующего класса, а с другой стороны, говорили о социальной обусловленности права материально-экономическим базисом. Господствующий в то время тезис, что любое право буржуазно и потому по мере приближения к социализму отмирает, и отрицание понимания права как социального явления порождали правовой нигилизм. Такое правопонимание  обусловливалось фактом, что всегда  после смены правовой системы  новая нормативная база только начинает формироваться и носит чрезвычайный характер, несовершенна и недолговечна.

В первые годы после революции в силу непринятия старой правовой системы и ее элементов первостепенное значение получил идеальный источник права - революционное правосознание. Так, Рейснер рассматривал право как классовое правосознание.

К представителям социально-правовой мысли этого периода также относят:

Стучку, отличающегося этатическим правопониманием, где право есть правоотношения, охраняемые государством. Причем в праве приоритет отдавался общественным правоотношениям перед правовыми нормами  и правосознанием;

Пашуканиса, понимавшего право как надстройку материального базиса;

Разумовского, отрицавшего догму права и пытавшегося изучать право комплексного, в социально–правовом анализе. С точки зрения Разумовского, право есть единый нормативный институализированный феномен (должное) и одновременно реальные правоотношения (сущее), обусловленные социально-экономическими факторами.

В период культа личности Сталина социология находилась под запретом. Вышеуказанные юристы были объявлены врагами народа. Право перестало восприниматься как живая человеческая деятельность. В правопонимании господствовал этатический позитивизм, нормативизм. Изучение права ограничивалось текстовым анализом. Проблема сущности права свелась к поиску наиболее удачной формулировки.

В период «оттепели». впервые в СССР начали проводится социологические исследования в области права, прежде  всего в уголовном праве. Наблюдается кратковременный всплеск социологического методов в изучении права, оставаясь однако  на позициях юриспруденции. Наиболее заметна идея Пионтковского о единстве права и правоотношений и как ее продолжение попытка соединения субъективного и объективного в праве.

 В период времен т.н. «застоя» постепенно приходит осознание необходимости самостоятельного направления исследований, которое бы реализовывало применение социологического подхода к праву. В поиске возможных вариантов ученые обращают свой взор на мировой опыт социологической науки.  Как следствие этот период отличается от предыдущих тем, что в СССР появляются первые переводные социально-правовые издания.

 Пост-советская социология права ведет поиск новой научной парадигмы, вследствие чего, оставаясь в рамках европейской школы социологии права, наблюдается эклектика и плюрализм подходов к пониманию социально-правовой действительности. Основная деятельность в области юридической социологии направлена на создание и научно-методическое обеспечения учебного курса.

3.4. Американская школа социологии права.

К предшественникам данного направления относят Иеринга, Е.Эрлиха, Росса, который первым выдвинул идею о праве как способе социального контроля. Позже этот подход в исследовании права получил развитие в скандинавской социологии права.

Американская социология права – прежде всего это школа правового реализма, т.к. искусством считалось не только судебная деятельность, но и всякое правовое мышление, как результат нерационального мышления, эмоций и интуиции. Американская социология права неоднородна и «распадается» на две подшколы:

· прагматистов-инструменталистов (Роско Паунд, Холмс), придерживающихся концепции судейского права, где право оценивается через  критерии эмпирического опыта, интуиции и целесообразности, усмотрения судьи. Судьи могут творить право по своему усмотрению, расширяя судейское нормотворчество по собственной инициативе. Правосознание основывается не на строгом соблюдении буквы закона, а на  выяснении целесообразности применения данного закона. В правоприменении прагматики-инструменталисты отказываются от дедуктивного метода, позволявшего решать дело, идя от общей абстрактной нормы к конкретной фактической ситуации.

· правовых реалистов, делившихся в свою очередь на крайних реалистов (Фрэнк, Арнольд, Оллифэнт) и умеренных (Левеллин, Гэрлэн, Кук). Представители направления правового реализма в социологии права:

· подменяют юридические категории и правовые нормы фактическими ситуациями в поле зрения суда и административного процесса;

· резко отрицательно относятся к стабильности права и законодательства;

· считают, что право находится в постоянном развитии и создается судом (право – то, что сказал судья);

· выступают против позитивизма и полагают, что надо изучать действие права, а не писаное право;

· исходят из идеи, что право неконтролируемо и не поддается предвидению, изучению в силу своей хаотичности, т.к. оно испытывает сильное влияние множества  факторов;

· считают, что право всегда отстает в развитии от  общества, поэтому требуется постоянная перепроверка его положений под углом зрении оптимизации затрат на достижение определенной социальной цели и соответствия развитию общества. Основное стремление—сократить разрыв между должным и сущим;

· право понимают как средство достижения социальных целей и поэтому необходимо вольное, дискретное обращение с правом;

· исходят из того, что нельзя доверять традиционным представлениям о праве и справедливости;

· считают, что искусство юриста состоит в подыскании логичных аргументов в пользу того или иного судебного решения.

Наиболее выдающимся представителем американской социологии права является Роско Паунд (1870-1964).

· Он рассматривал право как инструмент регулирования обществом. Поэтому оно адаптируется к условиям общества, и, если требуется для потребностей общества, то допускается дискретное обращение с правом. В силу такого прагматического инструментального подхода теория Р.Паунда называется теорией юридической социальной инженерии;

· Р.Паунд требовал исследовать право в действии, «в жизни», а не в книгах. Так как социология должна выявлять социальный результат законодательства, Р.Паунд видел задачу правотворчества в нахождении соответствия права экономическим факторам в обществе. Ведущую роль в  правотворчестве он отводил юристам.

· Широко известно понимание права Р.Паундом как высоко специализированного средства социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса;

· К элементам права Р.Паунд относил:

- общественный порядок регулирования социальных отношений, поддерживаемый систематическим и упорядоченным применением силы со стороны государственных органов;

- официальные источники, содержащие правовые нормы для вынесения судебных и административных решений;

- судебный и административный процесс, т.е. фактическая реализация правовых норм и правопредставлений.

 3.5. Современная социология права.

В современной европейской социологии права ведущее место занимают французские и итальянские социологи права. Так, в г.Онати действует Международный институт социологии права под руководством г-на Арно, в Милане – Итальянский центр социологии права, под руководством В.Феррари и Тревеса.

В рамках европейской социологии права выделяются также скандинавская, советская и польская школы социологии права.

Рассмотрим наиболее выдающихся представителей европейской социально-правовой мысли. Известна социология Ж.Гурвича (1894-1965), ученика П.А.Сорокина, француза русского происхождения.

· Ж.Гурвич  в силу влияния Л.И.Петражицкого являлся сторонником идеи правового плюрализма, то есть расширенного понимания права и социологии права. Свобода, согласно Ж.Гурвичу, есть ничем недетерминированное и неограниченное действие, а общество – совместная деятельность множества индивидов, в процессе которой сталкиваются индивидуальные интересы.  Поэтому он говорит о плюрализме детерминизмов. Его интересовало соотношение социальной детерминированности, как предмет генетической социологии, изучающей социальные факторы, закономерности, тенденции, и индивидуальной и коллективной свободы, изучающейся микро- и макросоциологией;

· Ж.Гурвич разделял право на социальное (социабельное, интегрирующее), которое стихийно творится обществом и общностями, но не государством, и право индивидуальное, разъединяющее, основанное на недоверии. Социальное право Ж.Гурвич рассматривал как особый социальный институт и организующую идею для формирования и функционирования других социальных институтов, как попытку реализации в данном обществе идеи справедливости;

Толкотт Парсонс (1902-1979), выдающийся американский теоретический социолог, преемник идей М.Вебера и Э.Дюркгейма, является  основоположником системно-функционального подхода.

· Т.Парсонс рассматривал общество как взаимодействие множества индивидов;

· Он рассматривает право как общий непротиворечивый нормативный комплекс, регулирующий действия коллективных и индивидуальных членов общества и определяющий социальные ожидания  требования для них. Только непротиворечивое и систематичное право является эффективным. Поэтому основная функция права– это интеграция общества, т.к. право генерирует ценности. Нормативная система общества, в том числе и право, должны быть легитимными в обществе, то есть одобряемыми;

· Т.Парсонс говорит об институционализации права, т.к. право нормативно,  и имеются зоны взаимопроникновения разных социальных подсистем общества и порядка (правовой системы).

Никлас Луман (1927-1999), социолог, представлял системно-функциональный неопозитивизм.

· В понимании Н.Лумана общество есть глобальная социальная система коммуникации с тенденцией к усложнению и дифференциации. Ее единство обеспечивается благодаря развитию коммуникативных связей. Эта система самой себе производит смыслы, которыми и руководствуется;

· Право рассматривается Н.Луманом как открытая информационная система, самоорганизующаяся и самовозобновляющаяся, живая, самопознающая. Открытость правовой информационной системы отражается соотношением, система-окружающий мир, а не часть-целое. Отличие от других социальных систем осуществляется по критерию «законно-незаконно»;

· Право основано не на ценностях, а на функциях. Выделяются функции  социального самовоспроизводства, стабилизации ожиданий, коммуникативная, когнитивная, мотивационная, прогнозирующая  и стабилизирующая. Стабилизация общественных отношений осуществляемой через формулирование абстрактной нормы, которая упрощает ожидания. Функция правовой системы, согласно Н.Луману, состоит в селекции возможностей, которые редуцировали бы сложность субъективных правовых ожиданий;

В интерпретации Н.Лумана право конфликтно и одновременно предлагает варианты разрешения конфликтов, тем самым их стабилизирует.

Скандинавская реалистическая школа. Это- довольно своеобразная школа социологии права, является преемницей американской школы. Ее представителями являются:

· Хагерстрем, понимающий право как психологическаую реальность, волевой импульс, императив, который не имеет ничего общего с ценностями;

· Оливекрон, выдвигающий следующие тезисы:

-  право есть обезличенный правовой императив, который моделирует воображаемую ситуацию и воображаемое действие;

- право и мораль однопорядковые явления, только право связано с применением силы;

- государство не является источником права;

· Лунстедт, утверждавший, что

Ещё посмотрите лекцию "Основные положения теории ЧС" по этой теме.

-  право возникает из потребности общественных групп в кооперации для достижения социальных целей, помимо биологического выживания и воспроизводства жизни;

- содержание права определяет социальное благосостояние, т.е. ощущение гражданами безопасности, психологического и материального комфорта, развитие индивидуальных качеств, свобода предпринимательства;

· Росс, разработавший

- концепцию действенности права. Суть этой концепции состоит в том, что правовые нормы являются ключом для интерпретации и прогнозирования социальных действий;

- идею о праве как объективной психо-бихевьеристической реальности. Бихевьеристика есть составляющая поведения по типу «стимул-реакция», где норма права есть стимул, а поведение- реакция;

- реалистическое понимание права, состоящее в том, что эффективность норм есть чисто психологический феномен признания нормы общественным сознанием.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее