Популярные услуги

Этносоциология

2021-03-09СтудИзба

Тема 6. Этносоциология

Трудно дать определение «этнической культуре». Для нашей темы наиболее актуальными представляются ценностный (аксиологический), символический (культура – система символов), организационный и деятельностный подходы.

Известно, что так называемая этничность – это, прежде всего, и главным образом культура этноса, именно ею определяются  “границы” этноса, отличия каждого  из них от других. И аксиологический подход дает возможность сопоставить этносы с позиций доминирующих, приоритетных или наиболее укорененных, устойчивых  ценностей в их культуре (1),  отличительных, своеобразных ценностей и норм данного этноса (2), наконец,  особенностей “сцепления”,  структуры и взаимосвязи ценностных элементов в культуре конкретного этноса (3). В свою очередь символический подход позволяет увидеть уникальность восприятия каждым этносом окружающего мира, Природы и Космоса и соответственно своеобразие его мышления и  чувственной сферы. Организационный подход обнаруживает специфику устройства коллективной жизни этноса в экономической, политико-правовой, бытовой сфере. Наконец,  деятельностный подход ориентирует на изучение поведенческой стороны этнической культуры и связан, в частности, с такими понятиями, как характер нации, этос культуры, которые проявляются в способе поведения, особенностях поступков типичных представителей конкретного этноса.

Все только что выделенные аспекты культуры – аксиологический, символический, организационный, деятельностный – тесно взаимосвязаны. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект) и в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему - со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект). Наконец, типичные формы поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям  (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не дает ей ослабеть и угаснуть).

Иначе, чем через аспекты, этнос можно описать через уровни. Наиболее типовыми являются «сознательное/бессознательное», «явное/латентное». Утверждается, что различия между внешними и внутренними культурными проявлениями наблюдаются у всех народов.    «Образ себя »,  имеющийся у любого народа,  может быть представлен тремя составляющими: «образом для себя », «образом для других » и «образом в себе ». При этом «образ для себя» вполне осознается этносом, он представляет собой набор характеристик, которые этнос считает желательными для себя.

НАРОД, 1. Население государства, жители страны. Российский н. 2. Нация, национальность или народность. Русский н. Северные народы

НАРОДНОСТЬ, Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Малые народности Севера.

НАЦИЯ (от лат . natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.

ПОПУЛЯЦИЯ (от лат. populus - население, народ), группа людей, населяющая определённую территорию и связанная более тесным родством между собой, чем с представителями других групп.

НАЦИОНАЛИЗМ, доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.

Рекомендуемые материалы

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (в этнографии), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин "этническая общность" близок понятию "народ" в этнографическом смысле.

Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка,  моделей поведения и  групповой идентичности, которые транслируются через поколения.

более 6 млрд. жителей, более 220 государств, 1360 этносов (народностей)

общее число языков (с диалектами около 6000) Есть страны, где до 900 языков. Следовательно, язык не может лежать в основании определения нации – политические и языковые границы не совпадают. Нельзя говорить, что малые языки уступают глобальным (английскому, французскому, русскому…), возрождение языков, поглощение ими глобальных.

Типология языков по языковым семьям (географич. – индоевропейская, афразийская…). 12 языковых семей – 96% всех языков. У каждой семьи – подсемьи (романская, германская, славянская и т.д.). Письменных языков – немногим более 100

До сих пор сохраняет свою значимость данное Максом Вебером определение этнической группы: эта такая группа, члены которой "обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции".

Если немец переселится на территорию Мексики, выучит язык и будет следовать обычаям, после этого он не станет мексиканцем.

Представителей различных наук вопрос о нации привлекает различными сторонами: психологов – менталитетом – эмоциональными, мыслительными и поведенческими особенностями; культурологов и историков – преданиями, легендами, происхождением традиций, сложившимся укладом и особенностью развития; философов – диалектикой ноосферного  (общих законов разума) и социально-этнического (природой национальных особенностей). Для социологов вопрос о нации прежде всего интересен особый социальный континуум, имеющий свои границы и специфику.

Предмет этносоциологии, ее междисциплинарные связи и специфика

Таксономия этносоциологии: область социологии; относится к теориям среднего уровня. Похожий процесс – в истории, - как было введено понятие «этнос», так появилась этнография. Стремление перейти от накопления и систематизации эмпирического описательного материала (простого коллекционирования фактов) к его теоретическому осмыслению привело к формированию в этнографии культурологического подхода, поскольку одним из базовых понятий этнографии было понятие «культуры» .

Этносоциология отличается от этнографии прежде всего тем, что не изучает формирование и содержание культурных, лингвистических отличий народов, а кладет их в основу образования этнических общностей. В этом отношении этносоциология опирается на результаты этнографических исследований, исходит из них как из предпосылки выделения своей предметной области.

Культурная антропология делает акцент на описание  культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии и др.  А в поле зрения этнологии находятся также проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы,  «изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов, вхождение одних этносов в состав других».

В 20 в. обостряется интерес к этносам. Это может быть объяснено с помощью 2-х гипотез:

процесс глобализации мира, благодаря резким темпам развития промышленности, транспорта и коммуникаций (подробнее см на стр. 16 про постиндустриализм). В этих условиях формируются мировые рынки, транснациональные  производства, требующие перемещения больших потоков людей.  Адаптация мигрантов к новой социокультурной среде эффективнее протекает на групповом уровне, особенно для  представителей традиционных культур. Групповая этническая солидарность выступает механизмом социальной защиты.

концепция суверенного протеста, - в условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными процессами,  у ряда этнических групп возникает потребность к  сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение к истокам – этнокультурной традиции.

Предметом этносоциологии является преломление  социальных процессов в разной культурной среде, влияние этнического фактора на  общесоциальные процессы и функционирование социальных институтов.

Этнографические школы

Эволюционизм. Классическая этнография,  которая  рассматривала этнос как систему культурных различий  группы, определяла культуру как целостный объект, который можно  полностью и подробно описать и объяснить, объединив представления о разрозненных культурных элементах в некоторое целое, а затем проследить эволюцию изменения культуры народа во времени (Э.Тейлора).

Диффузионистский. Для каждого элемента культуры ученые находили географическую привязку и на этом основании отслеживали его историческое распространение на другие географические ареалы, рассматривая сами культуры с точки зрения преобладания в них самобытных или заимствованных культурных элементов.  Исходя из этих идей, источник развития заключался не в постепенной эволюции ее элементов, а в постоянном смешении, заимствовании элементов других культур (Ф. Ратцель). На определенной стадии развития культурный опыт нации вырождается в цивилизацию – мертвую, окостеневшую культуру, неодушевленный интеллект, творчески бесплодное массовое общество. Некоторые авторы (см стр. 13 Данилевский) допускают  возрождение нации через мощных лидеров, события национального масштаба или культурную революцию.

Функциональный подход. Этнология вскрывала систему «социальных институций», под которыми понимались социально признанные нормы и модели поведения. Эти институции стоят над человеком и скрепляют общество. В результате взаимодействия индивидов, которые регулируются социальными нормами, возникают социальные «структуры» – устойчивые модели поведения, предъявляющие индивидам определенные роли (Т. Парсонс).

Психологическая антропология. Ученых перестало удовлетворять объяснение как модель теоретизирования,  они перешли к пониманию, интерпретации наблюдаемых явлений (Ф. Боас). С этого периода этнография плавно трансформируется в дисциплину, которая в европейской традиции получила название культурной антропологии (в современной российской транскрипции – этнологии). С точки зрения Ф. Боаса любая культура представляет собой свод ролей и моделей поведения, которыми руководствуется на протяжении жизни индивид, культура определяет становление человека. Другая идея классической этнографии, отвергнутая Ф. Боасом, – тезис о возможности механического заимствования культурных элементов вследствие  контактов культур, ведь даже при заимствовании  привнесенный элемент получает совершенно новое значение в заимствующей культуре. Это утверждение следовало из убеждения Боаса в том, что любая культура, представляет собой целостную систему, где каждый элемент точно «пригнан» к другому. Поэтому и не может быть общих законов культурного развития. Культуру следует понимать из нее самой.

Второй этап – постмодернистский К. Леви-Стросс – ищет в элементах культуры бессознательные образцы поведения. Соответственно языковая структура отражается в мышлении, и на ней же  базируются мифы. Созданная теория мифов выступает ключом к созданию теории общества. При этом подходе культура выступает неким совокупным текстом, а антрополог – интерпретатором этого текста. Отсюда – один шаг до выводов постмодернистов:  не нужно стараться создавать единый и целостный текст, поскольку самой культуре он не свойственен, здесь существует масса «разрывов» и противоречий. Антрополог должен отказаться от подобного теоретизирования и выведения целостной культурной системы. Описание культуры должно быть полифоничным, разноголосым.

Постмодернистский подход в этнологии получил активное развитие в 80-е гг. ХХ в.  Его  видные представители Дж. Клиффорд и П.Смит отмечали, что этнологи изучают культуру с помощью индивидов, социализированных в этой культуре. Поэтому она предстает как система кодов и представлений, имеющих субъективное содержание.  Более того, культура это  не статическая комбинация культурных элементов и моделей, а постоянно изменяющийся процесс смены этих моделей, в том числе и в зависимости от политической ситуации, в которой оказалось этническое сообщество. Предлагаемый подход трактует этнос не как изначально данную,  развивающуюся во времени субстанцию, а скорее как явление, производное от динамики социальных отношений. Ядро содержания «этнического» перемещается в сферу осознания этнической группой своих отличий. Одно из наиболее развернутых определений этого феномена в конце 80-х гг. дал американский ученый М. Неш. Он считал, что этничность наиболее ярко  проявляется в трех формах: 1) самоназвании; 2) наборе культурных  элементов, включающих систему родства; 3) особенностях питания и религии. Конкретная же конфигурация элементов культуры ситуативна и зависит от взаимодействия носителей культуры с конкретным внешним окружением. 

Подходы к определению природы этноса

Для формирования этнических общностей и вычленения их из социальной среды можно  выделить следующие черты:

1. географическую, климатическую, ландшафтную близость условий жизнедеятельности людей (потенциальная предпосылка);

2. общность потребностей людей, определяемая как организацией человека, так и  условиями его жизни в  данных  природных условиях;

3. формирование близкого комплекса поведенческих норм, норм взаимоотношений и ценностей жизни;

4. наличие непосредственных или опосредованных форм взаимодействия, которые транслируются во времени.

Подходы к определению феномена этничности

Выявление сущностной природы феномена этничности предполагает фиксирование форм его проявления. Их систематизация была дана петербургским ученым Н.Г.Скворцовым, выделившим три формы проявления этничности:

Атрибутивный аспект фиксирует проявление культурных качеств,  которые выступают основой для формирования общности, к ним относят язык, этноним, историческая память, особенности материальной культуры, ритуалы, модели поведения, религия и др. Культурные атрибуты и поведенческие модели (стереотипы) обусловливают формирование групповой идентичности, коллективного «мы».

Субъективно-символический (идентичность) аспект проявления этничности фиксирует ее как переживание индивидом своей принадлежности к определенной (референтной) группе. Такая идентичность формируется на основе осознания общности происхождения, традиций, ценностей, межпоколенной преемственности культуры и пр.

Интеракционный аспект возникает в системе межгруппового взаимодействия различных этнокультурных групп. Именно в ситуации, когда члены групп осознают свое отличие друг от друга, в качестве маркера,  выступает их культурная спецификация. Поэтому этничность производна от межгруппового взаимодействия, имеет символическую природу и часто бывает спровоцирована политическим контекстом.

Проблема происхождения этноса

В связи с вопросом о происхождении этноса возникли методологические споры внутри антропологов, разделив их на два течения – приверженцев примордиализма (первозданности этничности, ее биосоциальной или социально-исторической укорененности) или приверженцев конструктивизма, отстаивающих концепцию сознательного конструирования социальной группы на почве культурной общности.

2 типа межэтнических отношений. П.Л.  Ван  ден  Берге, используя конструкцию идеальных типов (М.Вебер), он рассматривает межэтнические отношения в категориях двух иде­альных типов патриархального и конкурентного. Патриархаль­ный тип межэтнических отношений возникает в системе господства более развитого (индустриально и культурно) этноса по отноше­нию к менее развитому («незрелому», «примитивному»).

Конкурентный тип межэтни­ческих отношений развивается в современных урбанизированных обществах, которым свойственен отбор не по этническим (расо­вым) или родовым связям, а по профессиональным качествам. Дис­танция между социальными группами уменьшается, и поэтому для сохранения своего статуса доминирующая группа опирается на эт­нические различия.

Российская этносоциология. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. и Л.Н.Гумилев – примордиалисты, этнос – самобытная структура.

Собственно, такой подход несложно объяснить с т. з. православия на происхождение наций: после потопа дети Ноя – Хам, Сим и Яфет получают различную степень Божьей благодати. Язык и территория – вторичные признаки в отношении наций. Разделение языков - наказание за гордость человеческую (Вавилон).

Исследователи, стоящие на объективистских позициях, при­ходят к выводу, что ни один из выделенных признаков этноса (язык, культура и пр.)  не является необходимой его принадлеж­ностью. Не является ею и стереотип, выделенный Л.Н.Гумилевым, ведь в ходе социально-экономического развития он вообще стирается. Ему на смену приходят универсальные технологии (ес­ли речь идет о стереотипах производственной и экономической деятельности) и общемировые нормы нравственности и права (если говорить о поведенческих нормах). Не специфично для этноса и формирование этнического самосознания, поскольку его главный компонент – противопоставление «Мы – Они», – присущ самосозна­нию любого типа общности, классового или демографического, например. Субъективистские концепции также не разрешают этот вопрос, поскольку в них не объясняется,  в силу чего люди принимают сконструированную этническую идентичность и тем самым образуют общность.

Этатистский подход – разновидность конструктивизма. Анализ этнической идентификации привел ряд исследователей к выводу о том, что она является не природным фактором, а социальным конструктом, в создании которого большую роль играют ритуалы, обряды, имею­щие символическое значение, и идеология. Представителем этого можно считать Маркса с т.н. логикой общественно-формационного подхода. До феодализма – только национальности (территория, язык, культура, нравы). Во время борьбы против феодализма, колонизаторства, появляется национальное самосознание. Т.о. нация – прежде всего особая, исторически сложившаяся форма самознания, духовной жизни – где важную роль играет экономическая и культурная жизнь. Нация – форма буржуазного сознания (подчеркивается роль социальных, исторических оснований наряду с биологическими или географическим). Но в буржуазной нации – две идеологии – поработителей и демократическая, собственно народная. Социалистическая нация снимает противоречие, тенденция к интернационализму. Коммунизм стирает национальные границы.

В данном русле развивает свой подход профессор Корнеллского университета (США) Б. Андерсон, трактуя этнос как «воображаемую  общность»,  которая  конструируется для достижения каких-либо политических интересов. Он считает, что открытие книгопечатания и распространение грамотности имело следствием нивелировку языковых и  культурных  различий.  Именно с развитием книгопечатания возникают и массовые национальные движения. Одним из его организаторов выступает само государство: оно  предлагает символику (герб, гимн), формирует национальное сознание и пр.  Андерсон утверждает,  что без сознательной и усиленной пропагандистской работы в этой сфере этнические общности не формировались бы как активные политические единицы. При этом  организатор национально-идеологической работы (государство или партия, лидер) в соответствии с национальной идеей, как правило, манипулирует  историческими фактами,  отбирая из прошлого лишь те, что работают на эту идею.

Инструменталистский подход, - синтез примордиализма и конструктивизма

Методологический экскурс позволил выделить две ключевые категории, которыми пользуются теоретики примордиализма и   конструктивизма  для объяснения природы этнической консолидации –  привязанность и солидарность. Первая объясняет этот феномен в эмоционально-чувственном плане, вторая – в рациональном, - инструменталистский подход. Его разделяет и ряд отечественных исследователей. З. Сикевич: «Под этничностью мы понимаем особое константное (примордиальная черта), хотя и различное по интенсивности (инструментальная черта), переживание (примордиальная черта) групповой идентичности и солидарности (инструментальная черта), формирующееся первоначально на  основе биогенетического и биосоциального единства (примордиальная черта) и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не-нами» в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве ». Некоторые ученые оценили такой синтез как выражение кризиса в этнографии.

Критерии этнической общности

На протяжении большей части человеческой эволюции сообщества людей организовывали свои группы на основе родственных отношений. Цель родственных отношений - разделять людей согласно их особым обязанностям, правам и привилегиям по отношению к другим людям и общественным функциям. Родственные отношения строятся на двух основных принципах: через кровное родство, когда индивиды имеют общего биологического предка и через союз, или брак, создающий отношения свойства между соответствующими группами по линиям супругов. Третий тип родственных связей называется фиктивным родством, когда индивид становится родственником через приёмного родителя (родителей), крестничество или товарищество.

Помимо семейно-родственного уровня социальной организации имеются политические формы социальной жизни. Политические системы обычно разделяют на четыре крупные категории по степени их сложности и характеру отправляемых функций.

Сорокин - концепция многофункциональной нации. Нация состоит из индивидов, которые:

являются гражданами одного государства;

имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей;

занимают общую территорию.

Марксистская материалистическая парадигма выделяла в нац. структуре в качестве решающей ее экономическую общественную основу.

По поводу национальных конфликтов

Распад СССР не решил глубокие проблемы между нациями, межэтнические противоречия лишь усилились, конфликты обострились в различных регионах (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье). Россия - страна, где проживают представители более 120 народов. Из 21 республики лишь в 5 титульное население превышает 50%, в целом во всех республиках оно составляет 32%, а в автономных округах - 10,5%. Русские составляют более 80% населения всей страны.

Главная особенность межэтнических конфликтов в стране - именно соотношение русских и нерусских на всей территории федерации. Но конфликт порождает не этнополитическая, а общая кризисная политическая, социально-экономическая и духовная ситуация, в которой оказалась русская нация.  

Рассредоточенность русского этноса по государствам бывшего СССР и его униженное положение в некоторых регионах (Прибалтика) - также источник многих конфликтов и агрессивно-наступательных настроений. Катализаторами таких настроений становится и поток выходцев из других государств СНГ, нелегально переселяющийся в поисках заработка или местожительства. В разных регионах страны создаются свои "общины" (грузинская, узбекская, азербайджанская, армянская и т.д.). Выступая на рынке как носители торгово-посреднических отношений они олицетворяют собой все негативное. Что связано с этим видом деятельности, а основная масса таких общностей прямо или косвенно связана с "теневой" экономикой. Именно такие структуры приводят к взрывоопасным ситуациям в различных регионах России и вызывают национальную неприязнь.

Отличие русского человека от советского

Тип традиционной русской личности

Идеальный тип советской личности

Теплый, экспансивный

Формальный, контролируемый

Правдивый, отзывчивый

Лживый, упорядочиваемый

Идентификация с первичной группой (личная лояльность)

Лояльность к вышестоящим (безличностная)

Основан на «зависимой пассивности»

Основан на «практической активности».

Проблема глобализации

Современное мировое сообщество весьма чутко реагирует на различные изменения в развитии основных планетарных систем, которые можно разделить по ряду признаков. Глобальные экономические системы: развитые индустриальные страны; страны с интенсивно развивающейся экономикой; отсталые в экономическом развитии страны. Глобальные политико-экономические системы: страны с рыночной экономикой; страны с плановой экономикой; страны с переходным типом экономики. Глобальные культурно-языковые системы: англосаксонская, германская и скандинавская, латинская, славянская, тюркская, арабская, финно-угорская, иероглифическая (Китай, Южная и Северная Корея, Япония), индо-азиатская (Индия, страны Юго-восточной Азии) и другие. Мировые религиозные течения: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм. Глобальные региональные системы: Северная Америка; Центральная и Южная Америка; Западная Европа; центральная Европа; Восточная Европа и Евразия; Дальний Восток; Юго-восточная Азия; Центральная Азия; Ближний Восток; Северная Африка; Центральная Африка; Южная Африка; Австралия и Новая Зеландия; Океания.

Мировые цивилизации создают миф о превалировании всего европейского. В то время как в арабских странах низкий уровень преступности и насилия, высокая рождаемость и трудоустроенность граждан.

Особенности современного исторического этапа общественного развития

Следует заметить, что одной из главных характеристик особенностей современного этапа общественного развития является глобализация. Пока этот процесс идет наиболее заметно в сфере экономики и технологической модернизации производства. Под глобализацией часто понимают общемировой процесс развития и распространения мета технологий и их влияние на развитие других сфер жизни мирового сообщества.

Примерами мета технологии являются:

1. глобальные компьютерные сети;

2. современные технологии контроля, позволяющие перехватывать все сообщения в электронной форме на территорий всего мира;

3. организационные технологии и технологии формирования массового сознания.

Развитие и распространение мета технологии имеет ряд глобальных последствий.

1. Происходит утеря значения суверенитета территорий. Становится даже возможным с помощью перемещения информации, капитала и технологий использование интеллектуального и финансового потенциала любой страны не только без ее ведома и согласия, но и в ущерб ее интересам.

2. Осуществляется трансформация института собственности. Уже сегодня моральный износ собственности наступает гораздо быстрее ее смерти. Единственным объектом собственности останутся мета технологии.

3. Наблюдается деградация и распад локальных цивилизаций. Этнический геноцид становится одной из массовых форм самоуничтожения локальных цивилизаций.

4. Идет процесс превращения человечества в часть функционирующей метасистемы, не гуманоидной по своей природе.

Глобальные проблемы современного мира

"Пределы роста" сформированы Римским клубом. Ресурсы и условия жизнедеятельности человечества на нашей планете носят ограниченный характер. Делается вывод: для преодоления затруднений глобального масштаба неизбежным является переход мирового сообщества от состояния роста к состоянию равновесия как внутри человеческой системы, так и во взаимодействии между ней и мировой экосистемой.

Обычно выделяют три основные группы общечеловеческих проблем:

1. Проблемы, связанные со сферой международных отношений (часто их называют интерсоциальными), отражают присущие данной сфере противоречия и объективно необходимые преобразования.

2. Проблемы взаимодействия человечества и природы отражают присущие данному взаимодействию несбалансированность, а также настоятельную потребность оптимизации. Важное значение для их решения приобретают научно-технические предпосылки.

3. Проблемы взаимоотношения личности и общества требуют для своего преодоления таких многоплановых действий, как борьба с голодом и недоеданием, негативными последствиями научно-технического прогресса; решение ряда насущных вопросов здравоохранения, образования; защита от загрязнения духовной среды человечества.

В лекции "СКОТТ Вальтер" также много полезной информации.

Решение или не решение глобальных проблем человечества, несомненно, окажет сильнейшее воздействие на тенденции его развития в будущем.

Основные тенденции современного мирового развития

  1. ограничивать свои численность и жизнедеятельность, не превышая возможностей "хозяйственной емкости" биосферы;
  2. компромисс между научно обоснованными рекомендациями международных организаций и национальными интересами;
  3. собственные научно разработанные программы и широко развернутую образовательно-воспитательную работу с населением.

Социальные аспекты отражаются в другой части тенденций развития перовой цивилизации. Среди них основными являются:

  1. гуманизация и демократизация общества на всех уровнях (но с учетом национальных, религиозных, исторических и т.д. традиций);
  2. уменьшение вероятности глобальных военных столкновений между народами (правда, возможно возрастание религиозных конфликтов);
  3. переход цивилизации в постиндустриальную фазу развития на базе информационных средств и технологий;
  4. интеграционные процессы в мировом сообществе (возможен рост национализма).

Переход цивилизации в постиндустриальную (или информационную) фазу развития (о чем также см. стр. 16  данного конспекта) на базе информационных средств и технологий характеризуется тремя формальными признаками:

  1. более половины трудовых ресурсов общества переходит в сферу производства и обработки информации с помощью компьютеров;
  2. создается система глобальной комбинации для оперативного обмена и компьютерной обработки информации;
  3. получает приоритет "культ знания", который может быть противопоставлен культу денег и материального потребления, свойственных индустриальному обществу.

По мнению некоторых западных ученых (А. Тоффлер и др.), страны мира в ближайшем будущем разделятся на три типа:

  1. Страны с наивысшей производительностью труда, в основе экономики которых лежат информационные технологии. Главные предмета производства и экспорта - знания и новые технологии, их информационные коммуникации охватывают весь мир.
  2. Страны индустриального типа с производительностью труда выше среднего, производящие промышленные товары для всего мира.
  3. Отсталые (не развивающиеся) страны с низкой производительностью труда, преимущественно мускульной рабочей силой, выполняющие аграрно-сырьевые функции, а также являющееся местом размещения вредных производств и сброса вредных отходов мирового производства.

Уже ближе к середине века во избежание катастрофы возможен только полный переход к новому укладу жизни и жизнедеятельности человечества на основании других экологических, экономических и прочих стратегий, перехода к новым - неиндустриальным, информационным, экологическим, космическим и т.п. технологиям.

Можно увидеть и серьезную опасность в возможном столкновении передового "Севера" и отсталого "Юга", вызванном продолжающимся демографическим взрывом на "Юге", в увеличивающемся разрыве между странами по уровню жизни.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее