Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Священство клириков и мирян

Священство клириков и мирян

2021-03-09СтудИзба

Тема: Священство клириков и мирян. Богослужебное облачение

Какова роль священника при богослужении? В чем его функция?

Католическое понимание (неправильное): священник - посредник между Богом и людьми. В Послании к Римлянам мы читаем иное: “У нас один посредник между Богом и людьми - Иисус Христос”.

Обратимся сначала к Ветхому Завету. В Ветхом Завете священники как раз играли роль посредников.

- Был неумолимый, страшный Бог в Ветхозаветном представлении

- грешные люди, которые никак не могут приобщиться к Богу

- священники приносили жертвы (были как бы посредниками) и сами же эти жертвы съедали потом (народ эти жертвы не ел). Жертвы были только образом жертвы Христовой.

В Новом Завете мы имеем совершенно иную картину: Господь Иисус Христос принес Себя в Жертву и к этой Жертве все христиане причастны - через крещение (“спогребение Христу”) и через причащение Святых Христовых Таин. Все христиане едят в равной степени от этой жертвы; как говорит Иоанн Златоуст: “по отношению к Телу и Крови Христовой все христиане - и священники и миряне - равны между собой”. Т.е. в Ветхом Завете только священники могли есть от жертв и хлебов предложения, в Новом Завете все равны между собой в участии в Крестной Жертве Христа. Но, тем не менее, мы имеем в Церкви иерархию, т.е. Церковь имеет определенную структуру, порядок. В Церкви кто-то должен быть на месте Христа: как на Тайной Вечери собрание апостолов возглавлял Иисус Христос, так же и на литургии кто-то должен предстоятельствовать - воссылать Богу молитвы от лица всей Церкви.

Католическое учение о священниках: они совершают службу от person Criste - от имени Христа. Отсюда возникает учение о тайносовершительной формуле: священник читает молитву - это от себя он молится, но когда он произносит формулу (“Приимите, ядите” или “Я крещая раба Божия”) - она всегда от 1-го лица, в этот момент он является Христом.

Православное учение: священник действует in persono Eclecsia - от лица Церкви. Бог даровал Церкви Таинства, они установлены Христом. Из этого следует, что, когда Церковь попросит, Бог всегда дарует плоды этого Таинства (т.к. Он обещал это). Священник возглавляет Церковь, просящую Бога о чем-то, и Бог в ответ дает. Поэтому у нас нет учения о тайносовершительной формуле: ни в какой момент анафоры (молитвы) священник не является Христом. Поэтому важны не какие-то слова молитвы, а вся молитва в целом. В этом отличие православного учения от католического.

Рекомендуемые материалы

Есть некая молитва - анафора: перечисляет всякие разные благодеяния Божия, потом просим Его, чтобы Он ниспослал Святого Духа на Церковь и на святые Дары. дальше молимся о разных нуждах Церкви. Вот это некая единая молитва.

И по молитве Церкви Бог дает просимое: когда Церковь помолится о том, чтобы Дары освятились, Бог их освящает. Здесь нет учения о формуле: в любой момент священник действует от лица Церкви. Есть просто молитва к Богу (формулы как таковой никакой нет). И отсюда вытекает то, что мы, с одной стороны, все являемся священниками (в Ветхозаветном понимании), т.к. все мы причастны жертве Христа, все мы в ней участвуем. С другой стороны, есть иерархия - те люди, кто как бы изображают присутствие Христа (действует от лица Церкви, но он находится на месте Христа, на месте Предстоятеля): это или епископ, или (по его поручению) священники, а диакона им помогают (диакона являются служителями). Вот священная иерархия. Таким образом, согласуется учение о служебном священстве клириков, которое не является наследственным, а даруется в Таинства рукоположения, и всеобщем священстве всех верующих - крещенных во Христа православных.

Выражением особого дара, который почиет на клириках, служит священное облачение (необходимо знать эти облачения!).

Облачения появились не сразу. Хотя апостол Павел в одном из Посланий упоминает фелонь, забытую им, и просит некоего христианина привезти ему его фелонь, скорее всего, имеется в виду не богослужебная фелонь, а просто плащ. “фелонь” - это плащ. Первое упоминание об особых облачениях клириков встречается в IV веке - в “Апостольских Постановлениях”. Там говорится, что епископ, когда совершает службы, должен одеть самые лучшие - светлейшие - одежды. Как показывает история, с IV века формируется комплекс богослужебных облачений. В каждой традиции он свой: католические священники облачены не так, как православные, - не потому что они еретики, а потому, что у них своя традиция, другая. Ересь католичества не в облачении, а в догматике искаженной. Мы будем говорить только о Византийский облачениях.

Клирики: - свещеносец, - чтец, - певец. В наши дни (с XVII в.) первые 2 чина (свещеносец и чтец) слились в один.

В древних Евхологиях была 1 молитва - на поставление свещеносца, другая молитва - на поставление чтеца или певца.

Сейчас в Чиновнике написано: “Чин поставления чтеца: “Про свещеносца ничего не говорится, но при этом читаются 2 молитвы: 1-я - на свещеносца, 2-я - на чтеца, т.е. фактически молитвы сохраняются, а чина как бы нет.

При поставлении чтеца или певца читается одна молитва, но после молитвы: чтецу давали Апостол, и он оттуда читал отрывок, а певцу давалась Псалтирь, и он пел оттуда псалом.

Далее:  - диакон, - пресвитер, - епископ (- патриарх): “патриарх” - это не священная степень, но т.к. он имел (раньше) особое облачение, его включаем в таблицу, но напишем его в скобках.

Облачения:

- малая фелонь - куполообразный плащ - при поставлении чтеца до сих пор употребляется, - в настоящее время - не употребляется (только при рукоположении)

- стихарь - первое священное облачение - иподиакон (впервые) получает - в древности - только белые: символизировали чистоту (нравственную, духовную) клирика - на стихарь нашивали ленты, которые скрывали швы, - полосы (материя была узкая). Полосы символизировали: - или потоки крови, которые истекали из ребра Спасителя, - или веревки, которыми Его связали. На практике в стихарях сейчас ходят даже алтарники, которые не имеют вообще никакого посвящения. (До революции так не было: стихари носили только лица, имеющие посвящение, - чтецы). Священнический стихарь называют подризником: фелонь - риза. Стихарь в древности обязательно шили из льна.

- орарь - лента, получает диакон (в дополнение к стихарю). Этимология слова “орарь” не совсем ясна; видимо, от глагола “ораре” - “молиться”) - символизирует крылья ангелов (обычно), - служит диакону, чтобы показывать народу, что ему нужно делать, - в древности: (всевозможные) ленты были знаком отличия (сана, власти); поэтому орарь на диаконе символизирует его особое положение в общине: он не простой мирянин, а диакон (с орарем). [о поручах я потом скажу]. Иподиакон просто перепоясывает стихарь поясом (сейчас иподиакон носит орарь - в Византии так не было). Диакон - с орарью на плече, а священник орарь перекидывал с 2-х сторон, что символизировало двойную благодать священства. В древних чинах рукоположения священника говорится: епископ, рукополагая диакона в священника, берет задний конец ораря и переносит его вперед, так что епитрахиль получается. Священнический орарь - это иначе епитрахиль: потом стали спереди 2 края ораря, чтобы они не болтались, пристегивать друг к другу - получилась форма епитрахили. У католиков: епитрахиль (как и в древности) состоит из двух лент, не пристегнутых друг к другу.

Следующее облачение получает пресвитер:

- фелонь: получает пресвитер. Первоначально плащ совершенно одинаковый со всех сторон (напр. фелонь преп. Сергия Радонежского) (поэтому Типикон говорит, что в некоторые моменты службы фелонь нужно поднимать, а в некоторые опускать). На ней делались пуговицы, куда пристегивалась потом стали делать, чтобы поднимать наверх и опускать фелонь; греки до сих пор делают фелонь без выреза. Фелонь символизирует священническую благодать (как человек облекается в плаще (фелонь), так священник облечен в благодать).

- омофор: епископ одевал на фелонь. Епископ только сверху надевал омофор; омофор значит то, что лежит на плечах. По древним Евхологиям омофор должен быть изготовлен из шерсти, т.к. омофор символизирует овцу, лежащую на плечах пастыря. Епископ - пастырь, и у него на плечах овца - как Христос берет овцу на Свои плечи. Омофор носили высшие сановники и император в Византии. Считается, что оттуда омофор был перенесен в одежду священства. Хотя существует предание, что Пресв. Богородица сшила омофор Лазарю.

Вот, собственно, и все облачения в древности. Вот древний комплект облачения.

В современной практике епископское облачение включает в себя 2 омофора: большой и малый:

- малый омофор считается тайно совершительным: в него архиерей облачается для совершения (Таинства) рукоположения - во время чтения Анафоры (на Великий Вход он облачается, когда совершает Проскомидию).

- большой омофор - в него архиерей облачается в начале и в конце службы.

Со временем, со времен Юстиниана, священники и епископы уравниваются в правах со средним и высшим офицерским составом - полковниками и генералами. А офицеры Византии имели право носить пояс. Так появляется пояс: пояс имеют священники и епископы. Диаконы не имеют пояс, это как бы низший офицерский чин. Древний Византийский пояс - это настоящий пояс, с огромной золотой пряжкой. Но потом пояс приобрел символическое значение: символизирует борьбу со страстями: человек себя препоясывает, как бы обуздывает страсти. Военное значение пояс давным-давно утратил.

Люди также интересуются этой лекцией: Сюжет и композиция Горя от ума.

Еще позже, в X-XI веках патриарх Царьграда получил право царя носить царское облачение - 3 раза в году: на Рождество,  Богоявление, Пасху. В царском облачении были: саккос - большой стихарь с большими рукавами (широкими), более короткими, чем у стихаря, поручи - т.к. саккос имеет короткие рукава, нужны поручи, чтобы прикрыть голые руки. Это было императорское облачение в Византии. Итак, патриарх получил от императора право носить саккос и поручи - 3 раза в году. “Саккос” - в переводе “мешок”. Со временем патриарх начинает носить их все время. Потом (XI-XII вв.) патриарх жалует поручи архидиакону. Итак, поручи начинают носить патриарх и архидиакон. Через некоторое время священники возмутились: почему какой-то диакон (хотя и архи-) носит поручи, а мы - нет. И с XII-XIII в. поручи начинают носить и священники тоже. До ХХ в. диакона поручи не носили - в Греции (в России носили, а в Греции нет). До ХХ в. в Греции поручи носили только: архидиакон, священник, епископ. Но с ХХ в. все священные степени носят поручи.

До XVII в. саккос мог носить только патриарх. Но с XVII в. на Руси после Петра (а греки потом в подражание русским это сделали) саккос начинают носить все епископы - вместо фелони. Поэтому епископская фелонь превращается в саккос. Петр это сделал специально, когда он упразднил патриаршество, то епископы стали рассуждать о том, кто их них в большей степени патриарх, чем другой: кто-то вытребовал себе саккос и стал его носить. Чтобы епископы не ссорились, Петр повелел всем епископам носить саккос, как будто они все патриархи. С тех пор у нас епископы носят саккос, а затем и греки стали тоже носить саккос. По поводу фелони. Мы знаем 3-х святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Традиционно на иконах Иоанн Златоуст и Григорий Богослов стоят в саккосах, а Василий Великий - в фелони. Почему? Потому что Григорий и Иоанн - патриархи Константинополя - они имеют право носить саккос, а Василий Великий - не патриарх Константинополя, поэтому он изображается в фелони. Святитель Николай всегда изображается в фелони (на старых иконах). Также епископы со временем получили право носить корону (митру) и стоят на орлице после того, как турки взяли Константинополь. У православных не осталось императора, и императорские регалии (корону и право стоять на орле - орлеце) присваивается патриарху, а со временем - и всем епископам. Когда служит епископ, ему орлец постилают. В XIV в. митру на Востоке носил только один-единственный - Александрийский патриарх. Потом стали все носить. Панагия вместо креста. Украшения на всех облачениях - крест или панагия. Первоначально это была привилегия епископа, причем крест и панагия не различались между собой. Потом чаще стали награждать епископов панагиями, а священников - крестами. Но правила никакого еще не было. А потом Николай II наградил всех священников крестами - в честь своей коронации. Итак, все священники стали носить кресты, а епископы - панагии. Это у нас. У греков - не так: священники не носят кресты, это считается награда. Кресты носят только награжденные священники и архимандриты.

Еще одно облачение: палица или набедренник. У нас в России это считаются 2 разных облачения. Вообще-то это одно облачение, потому что: 1) у греков нет никакого различения между набедренником и палицей, 2) если бы это было 2 облачения, то епископ носил бы и то, и другое; а епископ носит только палицу. Набедренник обычно дают священнику очень быстро - считается, что это самый маленький подарок; а палица, наоборот, считается самым большим. Хотя на самом деле, это одно и то же. Палица (или набедренник) - это кусок ткани, украшенный, который носят на боку. Епископ носит только палицу! В древности палицу носили на боку как прокладку между мечом и телом, т.е. палица была военным облачением. Соответственно этому символика палицы: палица выражает меч духовный. Когда ее одевают говорят: “Препояши меч на бедре твоем сильне”. Это все нужно запомнить. На экзамене будут спрашивать, напр.: перечислить облачение епископа. В порядке облачения: - Подризник (его обычно называют подсаккосник) - епитрахиль - поручи - пояс - палица - саккос - омофор - панагия - митра. Это порядок облачения архиерея.

Кроме облачений, есть награды (о которых мы не говорим). Кроме того, есть монашеские облачения (о них мы тоже не говорим). Епископ, кроме того, что он имеет священничество, он еще и монах, поэтому он имеет - мантию - параман - аналав

- камилавку - скуфию.

Цвета облачения традиционные в Русской Церкви - изучить самостоятельно.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее