Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Богослужение будних дней Великого Поста

Богослужение будних дней Великого Поста

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 16. Тема: Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона.
Вечерня, повечерие, полунощница, часы, изобразительны

Мы уже разобрали Литургию Преждеосвященных Даров и утреню Великого Поста. Давайте теперь ознакомимся вкратце с остальными службами. Начнем с вечерни. Великопостная вечерня, поскольку речь идет о богослужении будних дней поста понедельника, вторника, Среды, четверга, Пятницы, соответственно вечерня эта будет в воскресенье вечером, в Понедельник вечером и т.д. - накануне. Возможно 3 варианта. Утреня во все эти 5 будних дней, если не случается полиелейного праздника, имеет один и тот же порядок, который мы на прошлой лекции рассмотрели. Вечерня в воскресенье вечером имеет ряд особенностей. Мы ее разберем в последнюю очередь. Просто вечерня накануне буднего дня не в воскресенье, т.е. в Понедельник, Вторник, среду, Четверг вечером. Вот эта вечерня накануне, - она может быть соединена с Преждеосвященной литургией, например, в среду, а может быть не соединена. Вот отсюда получается 3 случая:

- вечерня в воскресенье вечером,

- вечерня в любой другой день вечером с Преждеосвященной литургией (этот порядок мы уже разобрали) и

- вечерня без Преждеосвященной литургии.

Постовая вечерня не в воскресный день - не накануне понедельника, а накануне вторника, Среды, четверга, Пятницы. Вечерня накануне постного дня, кроме воскресенья вечера, без Преждеосвященной Литургии. Когда нет Преждеосвященной литургии? В Понедельник, Вторник, Четверг - хотя можно совершать ее, а в некоторых случаях даже нужно: при полиелейном святом, например, при каких-то других случаях: в Четверг 5-й седмицы ради Великого канона совершается Преждеосвященная Литургия. Но Преждеосвященной Литургии может не быть и в среду, например, если нет священника или нет Даров.

Постовая вечерня без Преждеосвященной Литургии. Откройте схему и мы сравним порядок постовой вечерни с порядком будничной вечерни. Самая яркая особенность будничной Великопостной вечерни заключается в том, что вечерня теряет статус самостоятельной службы. Вспомните состав служб суточного круга. Суточный круг начинается вечерней, далее по вечерне полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, 9, Изобразительны или после 9 часа или после 6 часа (в зависимости от того постный день или нет). После 9 часа, когда нет поста, как правило, - в составе Литургии. Рисунок. Заканчивается цикл суточных служб. Если мы совсершаем все-таки Преждеосвященную Литургию, то после Изобразительных будет отпуст, и затем с возгласа “Благословенно Царство” начнется вечерня, и она уже будет относиться к следующему дню. Но если Преждеосвященной Литургии нет, то вечерня теряет статус самостоятельной службы, а именно: после изобразительных, без отпуста, без всякого начального возгласа - это важно - вечерня начинается без возгласа. Вечерня - не отдельная служба, а вставка в изобразительны: совершается вечерня целиком, и в конце произносится отпуст изобразительных. Вечерня совершается в составе изобразительных: начинается без возгласа, а оканчивается так, как кончаются изобразительны. Как мы выяснили, вечерня начинается без возгласа, т.е. после поклонов в конце изобразительных (каждая служба Великим Постом напоминаю вам, оканчивается земными поклонами 16 = 4 земных + 12 поясных. Патриарх Никон начал свою реформу тем, что разослал по московским церквам память о сокращении числа поклонов. До Никона делали 17 земных поклонов, старообрядцы кладут земных 17 поклонов. С этих поклонов начался русский раскол. Типикон интересно пишет о чтении этой молитвы, как нужно читать эту молитву: воздевши руце, станем молящеся в себе, глаголюще молитву преп. отца нашего Ефрема, разделяюще ее якоже... и т.д. Т.е. читается они по уставу с воздетыми руками и про себя. Это соответствует древнейшим монашеским правилам. Если вы откроете правило преп. Пахомия Великого, то увидите, что именно так молились монахи в древности, читался псалом, во время которого сидели, потом все вставали с воздетыми руками про себя молча молились, и когда предстоятель делал поклон - все за ним вслед тоже делали поклон. Именно такой образец должен был быть у молитвы Ефрема Сирина. Сейчас это покажется странным, если все молящиеся в храме станут руки поднимать, хотя у византийцев это было нормально: например, Отче наш на литургии именно так читалось. Я вовсе не призываю вас так делать, а только обращаю внимание, что священник, который молитву возглавляет - ему бы вообще приличествовало руки воздевать, хотя бы священнику, а что касается тайного чтения молитвы, то в Типиконе Афонском отмечено, что эту молитву в миру читают вслух, потому что миряне не все знают на память, а у нас на Афоне мы читаем ее про себя, потому что монах, имеющий постриг, может все-таки ее запомнить. Этой молитвой Ефрема Сирина заканчиваются все суточные службы, в том числе и Изобразительные. После поклонов Изобразительных сразу начинается вечерня без возгласа со слов «Приидите, поклонимся». Это вы видите в схеме. Обратите внимание, в схеме указано: вечерня начинается без возгласа,

- 103 псалом, Светильничные молитвы

- Мирная ектения, все как обычно

- Рядовая кафизма

Рекомендуемые материалы

Процесс взаимодействия Русской Православной Церкви с органами государственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке (во II половине XIX – начале ХХ вв.)
Управление цепями поставок
Определить величину оборотных средств в производственных запасах по i– тым комплектующим, если годовой объем выпуска изделий, в каждом из которых применяются i– тые комплектующие на сумму 3 д. е., составляет 36000 шт. Договора с предприятиями-поставщ
Определить величину годовых амортизационных отчислений при средней норме амортизации 10%, если стоимость основных средств на 01.01.ХХ составляла 10210 д.е., 01.03.ХХ было введено в действие оборудование стоимостью 2013 д.е., а с 01.09.ХХ выбыло основ
В-233 Вентиль
-33%
В-233 Вентиль

- Малая ектения

- Господи, воззвах и стихиры на Господи воззвах.

Давайте вспомним гимнографический формуляр Постной Триоди на каждый будний день, вспомним, какие песнопения, какие тексты содержит Постная Триодь на каждый будний день. На вечерне:

- 3 подобных на Господи воззвах

- прокимен

- чтение Бытия

- второй прокимен

- чтение Притчей

- Стихиры на Стиховне: Самогласен, Мученичен…

Что мы поем на Господи воззвах, раз у нас есть 3 подобна? + 3 стихиры святому из Минеи к 3 подобнам.

Что у нас есть в Минее, при самом маленьком знаке, т.е. не при знаке, при службе с Аллилуйя, минимальный набор песнопений из Минеи: 3 стихиры на Господи воззвах и несколько песнопений на утрене, вот поэтому поется на Господи воззвах 3 стихиры Триоды, 3 стихиры Минеи.

Вспомним, как поют стихиры, когда есть Преждеосвященная Литургия. Когда служится Преждеосвященная Литургия, то после паремий начнется сама Божественная служба, т.е. не будет стиховных стихир, т.е. после паремий на Преждеосвященной Литургии, поэтому при Преждеосвященной Литургии, чтобы эти стихиры не пропали... поют, сначала Самогласен, дважды Мученичен, 3 подобны и 3 стихиры из Минеи с повтором, получается 10 - при Преждеосвященной Литургии. Понятно, что если в среду нет священника и мы не можем служить Литургию, поэтому самогласен, который здесь напечатан для удобства, он переносится на стиховне.

Как быть, если 2 святых? Когда 2 святых, у них у каждого есть по 3 стихиры: 3 стихиры одному святому, 3 стихиры второму святому. Как мы поступаем при будничной службе дней Великого Поста? Как мы поем стихиры на Господи воззвах при двух святых? Как мы поем стихиры при одном святом? Давайте сначала вспомним, при службе без знака в обычное время года: 3 Октоих, 3 святому. Как мы поем стихиры при двух святых? 3 одному святому, 3 - другому святому - здесь так поступить нельзя, тогда мы не сможем спеть подобных Триоди. На тот случай, чтобы стихиры не пропали, мы их поем не на Господи воззвах, а на Хвалитех. Отсюда это правило, если 2 святых, т.е. на Хвалитех поется стихиры второму святому.

Затем: Слава святому, если есть, И ныне - Богородичен или Крестобогородичен

- Свете тихий по уставу поется. В отличие от будничной службы вне Постной Триоди, когда Свете тихий читается по Уставу  Великим Постом поется: род торжественности. Затем возглашается

- Прокимен: вместо прокимна как в обычное время года (поется на гласы) - из Триоды. Каждый день 4 прокимна: взятые из всех псалмов по порядку: в Понедельник первой седмицы, поста прокимен из 1 псалма, 2, 3, 4-го. 4 прокимна в день - в субботу, нет прокимна, 30 дней - 120, псалтирь прочитывается Великим Постом 2 раза за седмицу в виде кафизм - число кафизм увеличивается Великим Постом, 3 кафизмы на Утрене, кафизма на вечерне, кафизма на часах - 7 кафизм в день - плюс еще 17 кафизма на полунощнице - 8 кафизм. Но, кроме того, псалтирь еще в виде прокимнов пропевается за весь Великий Пост, т.о. псалтирь самым разным образом прочитывается за весь Великий Пост полностью. Прокимен - это остаток от древнего псалма. Когда это был не просто прокимный стишок, а прокимен и целый псалом.

Затем читается Бытие. Почему читается Бытие, вы уже, наверное, знаете. Почему читаются эти паремии каждый день. Мы уже обсуждали, что Великий Пост - это время подготовки ко крещению. Крещаемые должны выслушать всё самое главное о христианской вере, то, что касается Символа Веры, заповедей Господних, молитвы Отче наш - это им говорили священники во время дневного поучения. Но, кроме того, оглашенным прочитывались все важнейшие книги Ветхого Завета, важнейшая законоучительная книга Бытия, важнейшая нравоучительная книга Притчи и важнейшие пророчества книги Исайи, а на Страстной седмице Исход, Иов и Иезекииль - 6 важнейших книг Ветхого Завета прочитывалась и Псалтирь в виде прокимнов и кафизм - 7 книг Ветхого Завета прочитывались. После чтения Бытия поется

- 2-й прокимен

- Затем читаются Притчи; вслед за этим

- Сподоби, Господи, как обычно, читается

- Просительная ектенья и

- Стихиры на стиховне. Место стихир Октоиха занимают стихиры Триоди: Самогласен дважды поется с повтором и Мученичен, Слава святому, если есть, и ныне - Богородичен или Крестобогородичен

- Ныне отпущаеши, читается

- Трисвятое по Отче наш.

Теперь взгляните на схему будничной вечерни и вы увидите, что Великопостная вечерня в своем порядке практически ничем не отличается. Разве что нет возгласа и есть паремии. А так все отличия сводятся к тому, что часть песнопения заменена другими - вместо Октоиха поется Триодь, вместо прокимна дня поется прокимен Триоди - порядок тот же самый. После Отче наш начинается постовое окончание вечерни. Как оканчивается будничная вечерня? Тропарь, сугубая ектенья, возглас “Сый благословен”, краткое многолетие “Утверди, Боже”.

Теперь посмотрим, как оканчивается Великопостная вечерня. Место тропаря занимают особые Великопостные тропари - Богородице, Дево, радуйся. Слава. Крестителю Христов, всех нас помяни, И ныне. Молите за ны святии апостоли.

3 тропаря сопровождаются земным поклоном. 3 земных поклона. К ним прибавляется 4 дополнительный тропарь “Под Твою милость”, вместо сугубой ектеньи, читается 40 раз “Господи помилуй”, Слава и ныне.

Вместо дьяконского возгласа “Премудрость» и “Благослови”, говорится “Честнейшую Херувим” “Именем Господним благослови, Отче”. Священник произносит заключительный возглас: “Сый благословен Христос Бог наш”. И вместо многолетия “Утверди, Боже” произносится постовое многолетие “Небесный Царю, веру утверди”, вслед за чем священник читает молитву Ефрема Сирина, 16 земных поклонов. На этом вечерня заканчивается и следует окончание Изобразительных, о котором уже шла речь. После поклонов сразу произносится конечное Трисвятое, конечная молитва Изобразительных. Пресвятая Троица, затем “Буди имя Господне”, 33 псалом, “Достойно есть” и Отпуст: Окончание Изобразительных.

Повечерие. В Понедельник, Вторник, среду, Четверг, пятницу вечером совершается великое повечерие, в воскресенье вечером - малое повечерие. Великое повечерие должно быть вам знакомо по службам Рождества Христова, состоит из 3-х частей, каждая часть начинается с “Приидите, поклонимся”; в состав 1-ой части входит шестопсалмие вечернее, в отличие от утреннего шестопсалмия, песня пророка Исайи “С нами Бог”, еще некоторые песнопения.

В состав второй части входит псалом 50, 101, некоторые покаянные тексты, в состав третьей части входят те же псалмы, что и в состав малого повечерия - по сути это и есть малое повечерие - третья часть великого, кроме того песнь “Господи Сил с нами буди, далее следуют поклоны, конечное Трисвятое, заключительные молитвы повечерия. Ничего сложного в составе великого повечерия нет.

Во время третьей части великого повечерия должен петься канон одного из рядовых святых, тех, которые попадут на Страстную или Светлую седмицу, поскольку в Страстную или Светлую седмицу службы святым отменяются, отменяются службы святым также и в особые дни Великого поста, которые мы уже записывали. Вот эти отмененные службы должны петься по Уставу на повечериях в 3-ей части за исключением повечерия первых четырех дней Великого Поста, когда вместо канона рядовому святому поется канон Андрею Критскому. По новому уставу он читается сразу, а по старому уставу и по афонскому он читается во время третьей части. То, что его читают вначале - это на самом деле ошибка, но она настолько укоренилась, что уже не ошибка, а русская особенность.

Полунощница. Великим Постом полунощница почти ничем не отличается от будничной полунощницы, разве что дополнительные земные поклоны, а перед Двупсалмием читается дополнительное Трисвятое - фактически конечное Трисвятое полунощницы.

Часы 1, 3, 6, 9. Порядок часов тот же, что и в обычное время года, но после трех начальных псалмов читается кафизма рядовая, на всех часах, кроме 1 часа в Понедельник и 1 и 9 часов в пятницу. В пятницу на 1 и 9, а в Понедельник на 1 часе кафизмы нет. Во всех остальных часах кафизма есть. После кафизмы поется тропарь часа, на каждом часе свой, поется трижды, сопровождается земным поклоном, перемежается стихами. Вам должен быть знаком, например, тропарь третьего часа: “Господи, иже Пресвятого Твоего Духа”, который очень поздно в XIV в. был включен в состав анафоры православной литургии. Называется он тропарем 3-го часа, потому что на самом деле это тропарь 3-го часа - к анафоре отношения не имеет. А на 3-м часе он совершается на месте

- затем Богородичен

- затем стихи часа, на всех часах, как обычно, стихи читаются, на 1 часе стихи поются. Стихи 1 часа - “Стопы мои направи по словеси Твоему” не читаются, а поются. В этом особенность стихов 1 часа. Поются специально с повторениями. 3 первые строчки по дважды, последняя 4-я строчка трижды. Это рассчитано на 2 клироса;

- на 6 часе после Богородична вставляется тропарь пророчества и паремии. Тропарь пророчества поется по уставу дважды: 1 раз его поет чтец, который читает паремии, Слава и ныне, хор.

- затем Прокимен

- чтение Исайи

- второй Прокимен

- после этого стихи 6 часа.

Наличие чтений на 6 часе обусловлено следующей причиной: в Византии Великим Постом вместо часов по уставу великой церкви совершается особая служба - тритоекти (3-6). Так во время этой службы священники произносили огласительные поучения. Это не что иное, как паремии на тритоекти. После стихов часа Трисвятое по Отче наш, вместо кондака - специальные тропари из Часослова, на каждом часе - свои. На 1 и 6 часе тропари варьируются в зависимости от дней недели. В Понедельник, Вторник и Четверг; в  среду и пятницу, - разные тропари. На 3 и 9 часе не варьируется.

- 40 раз “Господи, помилуй”

- Иже на всякое время

- Слава и ныне

- Честнейшую Херувим

- Именем Господним благослови, Отче

- На всех часах возглас: Боже, ущедри ны (в отличие от обычных часов).

Затем 16 поклонов (кроме 9 ч, где 3 поклона).

Затем заключительная молитва часа.

Если, например, после 1 часа будет отпуст, то перед молитвой прибавляется конечное Трисвятое, когда будут поклоны, конечное Трисвятое, молитвы и отпуст; если отпуста нет, то конечное Трисвятое не прибавляется.

Изобразительны Состоят из поющихся нараспев

- заповедей блаженства, с припевом “Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Своем”, затем 3 стиха:

- Помяни нас, Господи

- Помяни нас, Владыко

- Помяни нас, Святый с земным поклоном.

Затем тропари “Лик небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф

- Верую

- Ослаби, остави, прости, молитва. Когда-то она была древнейшей разрешительной молитвой. Считалась когда-то священнической.

- Отче наш.

Древнейший известный чин изобразительных по одной из синайских рукописей после этого содержит некоторые песнопения, посвященные Евхаристии, и после этого следует причащение. Изобразительные - это не что иное, как служба на келейное причащение, из-за этого в них присутствуют эти тексты “Ослаби, остави” - покаянные молитвы перед причастием Отче наш, до сих пор в составе Изобразительных в Часослове печатается текст “Да исполнятся уста наши” хотя вроде бы эта связь давно утрачена. Вообще, эта служба актуальна, например, в деревнях, где священник ездит причащать в далекие села, не имея там возможности служить Литургию; как ему причащать - можно воспользоваться чином причащения больного, но это немножко нелогично - чем отличить здоровых людей от больных. Можно воспользоваться древним чином Изобразительных. Некоторые священники так и делают: во время Изобразительных после кондаков устраивают причащение.

- Затем кондаки, которые выбираются по дню недели, зависят от храма, от празднования святого

- Слава - Со святыми упокой

- И ныне - Храм Богородицы или общий кондак Богородице

- Господи, помилуй, 40 раз

- Слава и ныне -

- Именем Господним благослови, Отче

- 16 поклонов.

Затем, если будет Преждеосвященная Литургия, то конечное Трисвятое - окончание Изобразительных “Достойно есть”, отпуст. Если Преждеосвященной Литургии не будет, то мы возвращаемся к тому, с чего начали - к вечерне следующего дня: после поклонов - сразу “Приидите, поклонимся” и вечерня. Вот это круг будних дней Великого Поста.

Вечерня в неделю вечером. Такие вечерни совершаются 7 раз: В неделю сыропустную (Изгнания Адама) и затем во все 6 воскресений подряд. Вечерня в неделю вечером совершается как самостоятельная служба, т.е. начинается с возгласа “Благословен Бог наш и далее обычный порядок вечерни.

- На “Господи воззвах” 10 стихир, не 6, а 10. За счет чего получается 10? - Кроме стихир Триоди и Минеи поются еще стихиры Октоиха (покаянные).

- Бывает Вход - вечерня со входом. После Входа и “Свете тихий” поется

- Великий прокимен, их 2 (великопостных). Остальных великих прокимнов больше. Первый Великий прокимен поется в Неделю сыропустную вечером (в Прощеное воскресенье вечером), во 2, 4 воскресные дни поста. 3 раза поется другой прокимен 1, 3, 5 воскресенье поста вечером.

- Великий прокимен, четных недель 0, 2 и 4: “Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю”.

- Великий прокимен нечетных недель 1, 3 и 5. “Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи”. Вот эти 2 прокимна. Поскольку они великие - у них 4 стиха - не 1, а 4. После Входа Царские врата закрываются, читается

- Сподоби, Господи

- Просительная ектенья

- Стихиры на стиховне поются

- Ныне отпущаеши

- Трисвятое по Отче наш

Обычное постовое окончание дальше следует

- Постовые тропари “Богородице Дево”

- 40 раз “Господи помилуй” Слава и ныне. Честнейшую

- Именем Господним, “Сый благословен”

- Небесный Царю

- Вместо 16 поклонов бывает только 3 земных поклона (16 земных ради воскресенья заменяются 3-мя). Конечное Трисвятое не читается.

- Сразу после 3 поклонов священник говорит:

- “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава тебе, и бывает

- отпуст.

Чем отличается такая вечерня от обычной постовой вечерни, давайте еще раз посмотрим:

1) она имеет возглас

2) 10 стихир

3) на ней есть Вход и Великий прокимен

4) нет паремий

5 Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

5) не 16, а 3 поклона и нет конечного Трисвятого, сразу после поклонов - отпуст.

В воскресенье нет изобразительных. Мы рассмотрели Великопостное богослужение фактически полностью.

Вопрос про неделю Ваий. Там будет вечерня такого же типа, неделя Ваий вечером там будут петься стихиры недели Ваий специальные, а вместо великого прокимна - прокимен обычный дневной “Се ныне благословите Господа».

Ну, вот мы рассмотрели, в общем, великопостное богослужение фактически полностью. Вопросы есть какие-нибудь? Следующая тема. Записываем следующую большую тему.

Тема: Праздничная служба во время Великого Поста

Давайте вспомним ещё раз об особых днях Великого Поста. Такими днями являются все воскресенья, первая, пятая, шестая суббота, то есть суббота Феодора Тирона, акафиста и Лазарева, все дни страстной седмицы особыми являются. Что такое особые дни великого поста? Те дни, когда отменяется минея. Во вторую, третью, четвертую субботы минея не отменяется, минея отменяется только во вселенские субботы, которых всего две – мясопустная и Троицкая. Кроме того, это ещё среда и пятница крестопоклонной седмицы, четвёртой седмицы поста, крестопоклонной, среда и пятница и четверг пятой седмицы – Мариино стояние. В эти особые дни минея не поётся, а если случится праздник в эти дни, в воскресенье или вот в эти субботы, или в крестопоклонную среду, то в типиконе будут специальные Марковы главы, как соединить службы этого особого дня с праздничной службой благовещения или там сорока мучеников. Нужно ли что-то отменить или перенести куда-то, это всё в минее в соответствующих Марковых главах в минеи, в типиконе разъясняется. О воскресеньях мы уже говорили достаточно, о субботах тоже мы говорили. Или не говорили? Субботы великого поста мы обсуждали? В субботу Феодора Тирона какая служба служится, со славословием или будничная? Нет. В субботу Феодора Тирона – будничная утреня. Служба особая, но будничная.

Суббота Акафиста - совершается славословная утреня в этот день - на этой утрене поется акафист Божьей Матери. Что это за Акафист? Мы разбирали в прошлом семестре тему кондак. Кондак состоит из икосов, проимия - вступительного текста. В Триоди полный кондак - в службе сыропустного воскресенья. “Седе Адам прямо рая” и рыдая и плакася с рефреном “Милостиве, помилуй мя, падшего”. Там не 20 икосов, там их всего порядка 5, но это полный кондак. “Чем отличается Акафист от полного кондака? - В кондаке икосы имеют равную длину, а в акафисте икосы имеют неравную длину: один длинный, один короткий. В русской традиции они называются кондак и икос. Нечетные икосы имеют прибавку “Радуйся”, четные - не имеют. Припевы «Радуйся» называются от слова «Хэрэ», «Хайрэтизмы». История византийской гимнографии знает только один Акафист до 12 в. Акафист - неседален. Кафизма - седален. Теория возникновения Акафиста такая: когда-то это был кондак на Благовещение Алфавитный – это значит, что у него все икосы начинаются с разных букв алфавита: альфа, бета, гамма, дельта. Это был древний Благовещенский кондак. Он действительно алфавитный, вы можете сами в этом убедиться. Первый икос как начинается? «Ангел предстатель послан бысть с небеси рещи Богородице…». Ангел. А. Заканчивается как акафист? «О, всепетая Мати». О. Звательная частица. Омега. От альфы до омеги. Вот это был древний якобы древнегреческий кондак. А затем к нему некто приписал вот эти хайрэтизмы. Предполагается, что автором хайрэтизм является патриарх Сергий. Тот самый, да, Сергий. Сергий, который придумал монофелитство. Существуют даже иконы. Висит в монастыре Дионисиу, я помню, перед которой, по преданию, Сергий акафист в первый раз и спел. Небольшого размера, такая келейная икона. Проимием Акафиста был по-видимому первоначально текст - “Повеленная тайно прием в разуме в крове Иосифове тщанием предста бесплотный”. Как это перевести? «Повеленное тайно прием в разуме…». Приняв в помышление то, что ему было велено, тайно приял, таинственно. «В крове Иосифове» - понятно: «под крышей Иосифа». «Тщанием», что значит «тщанием»? По-русски что такое «тщание»? Это усердие. А вот ничего подобного. Тщание – это спешка. Тщатися – это спешить. Например, знаете о Закхее. Ему Господь говорит: «Закхее, потщався слези». Как это по-русски переводится? «Закхей, слезай скорей». Написано по-русски. Поэтому «тщанием предста бесплотный» – это значит, с поспешностью бесплотный предстал. Кто такой бесплотный? Ангел. Верно. «Глаголя неискусобрачной». Говорил он неискусобрачной. «Преклонивый схождением небеса вмещается неизменно весь в тя». То есть, Тот, Кто преклонил Своим схождением небо, неизменно, то есть, не изменяя Божеское Своё существо никак, неизменно вмещается целиком в тя, то есть, по человечеству полностью в тебя вмещается. «Его же и виде в ложеснах твоих, приемша рабий зрак…» – это понятно, да? Или непонятно? «Ужасаюся звати тебе «Радуйся Невесто неневестная!» Но затем, проимий Акафиста заменили византийским военным гимном “Взбранной Воеводе победительная”. «Взбранной Воеводе» в Византии был строевой песней. Солдаты шли воевать и пели. «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшихся от злых благодарственная восписуем ти раби твои Богородице». Переводится как это? «Взбранной Воеводе победительная». Какой по вашему это падеж: «Воеводе»? Звательный или дательный? Да. Там стоит, если вы посмотрите славянский текст, там стоит не е, а ять, то есть падеж это дательный, ну также и по-гречески, естественно. Подразумевается переносно. А что такое «победительная»? По-гречески это «Тетрофейя». С трофеем по-русски надо перевести. А «взбранной» что значит? «Гипермафо» по-гречески. «Мафо» – это значит «бить», «гипер» – значит «выше бить». Вот что значит «взбранной». Не очень понятно, что это значит. «Взбранный» значит выше битв, превыше всяких битв. Той, Что превыше всяких битв мы приносим трофеи. Вот, что доносит этот текст. Ну и дальше там. Там интересно тоже «Яко избавльшеся от злых восписуем ти раби твои, Богородице». Это по-русски «раби Твои». А по-гречески они «гратии полисус Феотокеи». Полис – это город. Восписует город Твой, Богородице. Что за город? Не просто полис, а о полис, тот самый город. Это константинопольский военный гимн. Константинополь приносит Богородице трофеи. Другими словами, из отнятого у персов золота льют оклады, например, для иконы. Вот, что это такое. Всё вполне конкретно. Не какие-то абстрактные там «Победительная», а вполне конкретные материальные ценности. Этот военный гимн стал проимием Акафиста, потом он превратился в тропарь Субботы Акафиста. Сам Акафист поется разделенный на 4 части по 6 икосов - в начале и в конце - проимий - “Взбранной Воеводе”. Сначала одна часть, потом 2, 3, 4, поется после 1 кафизмы, после 2 кафизмы, после 3 песни канона, после 6 песни канона. Совершается славословная утреня. Эта служба в субботу Акафиста. Почему установлена такая служба. Во-первых, в 626 г. как раз при патриархе Сергии Константинополь был чудно избавлен от нашествия персов и аваров; во-вторых, мы знаем, что например, память преподобного Иоанна Лествичника и Марии Египетской в воскресенье Великого Поста появляется как результат перенесения служб этих святых на близлежащее воскресенье. Так же точно и Суббота Акафиста - это служба Благовещения, перенесенная на эту Субботу. Двояко сложилось: с одной стороны, празднуем Благовещение, поскольку Благовещение Великом Постом, оно переносится на субботу Акафиста, получается, хотя оно и самостоятельно теперь празднуется, но оно также и переносится отчасти на субботу Акафиста. Также Федор Тирон празднуется - он и в свой обычный день празднуется и в субботу. Также и Иоанн Лествичник - он и в календарный день празднуется и переносится. С одной стороны - это праздник избавления Константинополя, с другой стороны - это служба Благовещения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее