Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Схема будничной вечерни

Схема будничной вечерни

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 7. Тема: схема будничной вечерни

По этой схеме мы видим в начале 9-й час.

В комментарии говорится, что на 9-ом часе читается тропарь и кондак уходящего дня, т.е. того дня, который заканчивается. Таким образом, 9-й час относится еще к предыдущему богослужебному дню. А следующая за ним Вечерня открывает собой следующий - наступающий - богослужебный день. Две службы (9-й час и Вечерня) совершаются подряд, таким образом, круг суточных служб замыкается: не успели отслужить 9-ый час - последнюю службу дня - как уже совершается Вечерня - служба следующего дня. Теперь мы переходим к порядку будничной Вечерни.

Вечерня вместе с Утреней является древнейшей христианской службой. Мы уже говорили, что существует 3 вида Вечерни:

- Малая (сокращенная праздничная)

- Великая (праздничная)

- Вседневная (будничная).

Запишем 2 основных типа Вечерни: - Великая, - будничная.

Рассмотрев эти 2 типа Вечерни - Великую и будничную, вы будете себе представлять Вечерню вообще. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае (напр. Великим Постом) бывают какие-то небольшие отличия, изменения, но, в целом, есть 2 типичных варианта - Вечерня Великая и Вечерня Вседневная. [Мы изучим сначала Вечерню Вседневную, затем изучим Вседневную Утреню, Всенощное Бдение изучим и закончим этот семестр, я надеюсь, изучением богослужения праздника Рождества Христова. Такая у нас программа на этот семестр].

Итак, Будничная Вечерня - начинается с возглашения “Благословен Бог наш...” - возглашение - обычное, с такого возглашения начинаются почти все службы, кроме некоторых, особенных, о которых мы потом поговорим. Мы видим: 2-е службы соверщаются подряд - 9-й час и Вечерня. Обычно, когда службы совершаются подряд, возглашение начальное говорится только единожды - в начале первой службы, по порядку. А здесь мы видим, что несмотря на то, что совершается 9-й час, Вечерня все равно начинается с начального возгласа, что говорит о важности этого богослужения: наряду с Утреней и Литургией, Вечерня - большая общественная служба, которая совершается в церкви ежедневно. Поэтому она всегда начинается с возглашения.

Рекомендуемые материалы

Вслед за возглашением предстоятель (а предстоятель в Типиконе - это игумен монастыря. Мы говорили, когда разбирали устройство храма, что в Афонских монастырях и вообще в поздне-греческих храмах монастырских всегда устраивается место для игумена. Игумен, как правило, совершает сам службу или в большие праздники, или только литургию, а все прочие службы игумен проводит в храме: не облачаясь в священнические одежды, сидит в храме на своем седалище и тем самым возглавляет общую молитву всех монахов, как бы воодушевляет своим молитвенным примером всех находящихся в храме монахов, в то время, как службу совершают рядовые священник и диакон - те иеродиакон и иеромонах, которым выпала очередь служить. Вот именно на такой порядок рассчитаны указания Типикона. Вот почему Типикон говорит, что после того, как рядовой священник скажет возглас “Благословен Бог наш”, предстоятель начинает читать: “Приидите, поклонимся” (вы видите в схеме) и Предначинательный псалом” - вы видите, что в правой колонке таблицы написано: “читается предстоятелем”, т.е. игуменом. Понятное дело, что на приходе это предписание, конечно, не применимо (это предписание вполне применимое к монастырям, мало где сейчас в России буквально применяется (соблюдается) в монастырях, хотя можно было бы). На приходе - уже совсем иная ситуация: настоятель приходского храма - это совсем не то же самое, что игумен или духовник монастыря. Соответственно, у него нет своего места в храме. Он является просто старшим священником, в храме и все. Я сказал об “очередных” священнике и диаконе. Однако, будничная служба, которая совершается по 9-й главе Типикона, не предполагает участие диакона. Оказывается, что диакон с точки зрения Устава - типикона, это - украшение службы, праздничный такой момент. И поэтому будничная служба по 9-й главе Типикона совершается без участия диакона. Опять-таки это написано в расчете на монастырь. Конечно, на приходе диакон, естественно, облачается и участвует в службе в полной мере. Потому что на приходе обычно 1-2 диакона, а в монастырях бывает десятки иеродиаконов.

Предначинательный (103-й) псалом повествует нам о Сотворении мира и о прекрасном устройстве Вселенной. Таким образом, 1-ая служба Суточного круга (цикла) начинается с описания Сотворения мира, тем самым, как бы, Суточный круг изображает собою историю нашего мира [начинаясь с описания Сотворения мира].

Во время Предначинательного псалма священник в епитрахили, с непокрытой головой выходит и перед Царскими вратами читает Светильничные молитвы (вы это тоже видите в схеме). Светильничные молитвы. Почему они так называются? “Вечерня” - по-гречески “эсперинос” - также часто называется “та лесника” - т.е. “светильники”. С чем связано такое название для Вечерни - “светильники”? Оказывается, в древности, еще даже до Новозаветного времени, в странах Средиземноморского региона был распространен обычай благодарить вечером Творца за то, что Он даровал людям искусственный свет - свет лампад и свечей. Этот обычай существовал также в иудействе в несколько иной форме - и даже до сих пор существует: например, в пятницу вечером, когда наступает Суббота, еврей идет в синагогу, а его жена должна зажечь дома свечу - такой есть обряд “Возжжение вечерней свечи”. Он наблюдался также и у христиан в первые века, например, Макрина, сестра Василия Великого, перед смертью просила принести ей лампадку, и последние слова, которые она сказала - это была благодарственная молитва над лампадкой: как раз был вечер, время возжжения лампадок. Есть множество других примеров. Таким образом, вечернее время связывается в христианской традиции с благодарением Бога за дарование светильников. Эта символика света присутствует в Вечерне многократно. Например, (мы сейчас отвлечемся от будничной Вечерни):

- в начале Всенощной диакон выходит со свечой - тем самым вносит в собрание светильник;

- в древних описаниях Вечерни, например, в Апостольском предании III века как раз так же начинается Вечерня: диакон приносит в церковь свечу и ставит ее посредине;

- также точно на Входе на Вечерне: выходят со свечами свещеносцы и после того как запоют “Свете Тихий”, священник их благословляет; если исторически разобраться с этим благословением, оказывается, что в данном случае это благословение является благословением не свещеносцев, а самих свечей, т.е. мы видим как раз благословение над свечами. Поэтому-то и называется Вечерня в книгах “Светильничным временем” и, соответственно, молитвы называются светильничными. Этих молитв 7, и все они читаются подряд, почему? Оказывается, в Константинополе в древности был принят совсем иной Устав - “Устав Великой Церкви”, или “Песенное последование”. В “Песенном последовании” все службы Суточного круга пелись, почему оно, собственно, и называется “Песенное”: пелись нараспев, и имели порядок совсем иной - совсем не такой, какой сейчас используется в Православной Церкви. Сейчас в Православной Церкви используются службы согласно Палестинскому Часослову: вспомним, что Студийский синтез, который дал начало Студийскому Уставу - а впоследствии и Иерусалимскому Уставу - являлся синтезом Палестинского Часослова с Константинопольскими традициями. В этом “Песенном последовании” Вечерня состояла из нескольких антифонов, а антифоны перемежались чтением молитв и ектений. Когда затем отказались - сначала Студийские монахи, а затем и все православные греки - от старого порядка служб - Константинопольского, тогда эти молитвы, которые переписывались по-прежнему в Требниках и Служебниках, оказались функционально не у дел: не было уже антифонов, с которыми они могли бы читаться - уже совсем иной порядок. И тогда эти молитвы стали читать все подряд, в начале службы - как они и читаются по сей день. Светильничные молитвы, некогда распределенные по всей Вечерне, сейчас читаются все подряд, с самого начала (кроме одной-единственной - 8-й, о которой мы поговорим чуть позже). Символически чтение священником Светильничных молитв - с непокрытой головою - изображает Адама, стоящего у врат Рая и плачущего. Таким образом, сначала говорится о Сотворении мира (в Предначинательном псалме), а затем священник, выходя, показывает символически грехопадение. Хотя это очень натянутое толкование. Мы это поймем, прочитав Светильничные молитвы. Домашнее задание: прочесть в Служебнике Светильничные молитвы (чтобы знать их содержание). Так вот, эти молитвы носят скорее благодарственный, радостный характер; покаянного чтения в них не так много. Кстати говоря, первые 2 из этих 7 молитв в практике современной греческой церкви входят в состав келейного правила “На сон грядущий”, т.е. их все читают каждый день (у них совсем другое правило “На сон грядущий” - совсем не такое, как у нас). После того, как закончится псалом и Светильничные молитвы, наступает Великая ектения.

Великая ектения (или правильнее говорить, Мирная ектения - по первым ее словам: “В мире Господу помолимся”. Слово “мир” в данном случае обозначает собою не космос, не Вселенную, не собрание людей, а духовное состояние: “в мире с Богом и друг с другом”. Это мир, о котором часто говорится в Библии: Бог благословляет какого-то Ветхозаветного праведника и говорит: “Будет тебе мир”, т.е. будет у тебя все хорошо. Или священник говорит: “Мир всем” - то же самое. Так что неправильно некоторые указывают, что “Миром Господу помолимся” - это значит, что все-все вместе. Это совершенно неправильно. “Миром” - значит находясь в таком благодатном, возвышенном состоянии мира. Слово греческой “ирини” переводится только так! Есть слова омонимы: одно и то же слово имеет разный смысл. Вот это как раз тот самый пример. Слово “мир” в русском языке означает: как Вселенную, так и это состояние. В греческом языке это 2 разных слова. В данном случае употребляется слово “ирини” - мирное духовное состояние. Мирная ектения: правильнее говорить просто “Мирная”, даже слово “ектения” говорить не совсем уместно (дальше я объясню почему), - по-гречески она называется просто “ириника”, т.е. “мирная”, - там собраны прошения обо всяких духовных, а также земных нуждах Церкви и верующих, - наиболее общая ектения, - исторически происходит из общей молитвы верных: в Уставниках IV века мы узнаем, что Литургия в IV веке состояла сначала из чтения Писания и проповеди, молитвы над оглашенными и их изгнания - это Литургия оглашенных, а затем, когда оглашенные удалялись, верные молились коленопреклоненно о всех своих нуждах - вот это как раз и была Мирная ектения; затем, со временем, ее переставили в начало Литургии, а потом, по подобию Литургии, ее также поставили в начало Вечерни и Утрени - вот как оказалась Мирная ектения на Вечерне: она сюда проникла из Литургии. После Мирной ектении читается Рядовая кафизма.

Рядовая кафизма. Слово “рядовая” говорит нам о том, что эти кафизмы образуют некий ряд: т.е. сегодня мы читаем одну, завтра - следующую, и так по порядку мы прочитываем все кафизмы. 103-й псалом - всегда 103-й: нам важно содержание псалма, для Вечерни важно содержание псалма. А в случае с кафизмой на Вечерне - содержание уже не важно, важно просто прочитать какую-то кафизму (по порядку), какую-то очередную кафизму. В современной православной традиции мы прочитываем, если служили по Уставу, всю Псалтирь за неделю. То есть, за неделю прочитывается вся Псалтирь, если служить по Уставу. Однако, такое предписание Устава рассчитано на монастырские условия: когда люди не очень спешат, у них не так много дел в миру, и они могут себе позволить читать по несколько кафизм, довольно продолжительных. В приходской практике, конечно, кафизмы сокращаются - и это вполне обосновано, читают, например, не всю целую кафизму, а один псалом. Возникает тогда вопрос: как следует сокращать кафизмы? В 17-й главе Типикона есть таблицы, в которых указано, в какой день недели (седмицы) какую кафизму (какой № кафизмы) читать. Следует ли прочитать псалом из той кафизмы, которая сегодня положена, или следует поступить как-то иначе? Мне кажется, следует поступить иначе. Поскольку основным принципом при выборе кафизмы является принцип чтения подряд, лучше читать подряд все псалмы: сегодня один псалом, завтра следующий и т.д. - и так - не за неделю, конечно, - а месяца за 2 всю Псалтирь мы все-таки прочитаем, и тем самым соблюдем принцип непрерывного чтения Псалтири. А если мы будем все время прочитывать по одному псалму из каждой кафизмы, то тогда у нас некоторые псалмы не прозвучат никогда. Поэтому лучше, как делают во многих храмах, читать 1 псалом, а на другой службе читать следующий псалом - по порядку. Рядовая кафизма на Вечерне стихословится без захода. [Сейчас я не буду объяснять подробно, что это значит. Вам достаточно запомнить этот момент, что:] Кафизма на Вечерне захода не имеет, в отличие от кафизмы на утрене, которая стихословится с заходом. По окончании кафизмы читается Малая ектения.

Малая ектения.

- является сокращением Великой ектении

- начинается словами: “Паки и паки миром Господу помолимся...”

- заключает в себе 1-ое и последнее прошения Великой ектении.

После этого поется: Господи воззвах

- псалмы 140, 141, 129 и 116 - “псалмы Господи воззвах” - или “Воззвах” или “воззвашные псалмы”:

- в псалмах говорится о вечерней службе: “Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою” - “Пусть моя молитва будет как кадило”. “Воздеяню руку моею жертву вечернюю” - “а воздеяние моих рук как жертва вечерняя”.

Таким образом, в псалме показывается, что молитва ничуть не хуже Ветхозаветных жертв. (В храме Иерусалимском вечером приносилась вечерняя жертва. Дважды в день приносилась жертва - утром и вечером). Собственно, Христианская молитва ничем не хуже этой самой жертвы- согласно псалму. Псалом 140: если посмотреть не только на Византийскую традицию, но также на другие литургические традиции (см. лекцию № 1), оказывается, что псалом 140-й содержится в чинопоследовании Вечерни, практически почти всех традиций - как западных, так и восточных: Сирийских, Ассирийских, Греческих, Армянских, Латинских - всяких других. То есть, вероятно, этот псалом является древнейшим ядром христианской Вечерни вообще, раз он так распространен в разных традициях. Часто в храмах поют только первые 2 стиха этих псалмов: “Господи воззвах...” и “Да исправится...”, а потом сразу начинают петь стихиры - вот это, мне кажется, делать не следует: псалмы не так много места занимают - не такие уж они продолжительные -, но эта их седая древность, освященная веками, по-моему, достаточно говорит за то, чтобы их не сокращать, чтобы относиться к ним с уважением, как к древнейшему апостольскому наследию - пение псалмов на Вечерне. Сокращать их не следует. Не так уж трудно спеть все стихи (а не только первые 2 и сразу последние потом). [103 псалом поется на Всенощной, а на будничной Вечерне читается весь. Про Всенощную мы потом поговорим]. Как выглядят псалмы Господи воззвах? Рисунок. Последние стихи этих псалмов отмечаются цифрами. На 4 там говорится при каких на стиховне, дальше - на 6, на 8 и на 10. Вот эту часть часто сокращают, а зря: я считаю, нельзя ее сокращать. А так многие эту часть отсекают и сразу стихиры поют. Лучше стихиры несколько сократить, чем псалмодию.

Стихиры на Господи воззвах:

- к последним 6-ти стихам воззвашных псалмов припеваются стихиры; на будничной Вечерне число их всегда равно 6.

Вообще число стихир на Вечерне:

- в минимальном случае = 4 (на Малой Вечерне)

- в максимальном = 30 (накануне Стояния Марии Египетской: 6 - обычных стихир и 24 - алфавитных (которые, на самом деле, являются как раз древним кондаком, скорее всего; взятые все вместе, они очень напоминают кондак).

- нормальные числа стихир - это 6, 8, 10.

На будничной Вечерне - всегда 6 стихир: часть этих стихир берется из Октоиха, часть - из Минеи.

По какому правилу? Поскольку мы говорим сейчас о будничной Вечерне, вспомним, при каких знаках Типикона совершается будничная Вечерня. Есть такое понятие “черные знаки Типикона”, а есть понятие “малые праздники”. При славословии какая Вечерня совершается? - Вседневная. Оказывается, что при всех малых праздниках месяцеслова совершается будничная Вечерня: при всех малых знаках - не только черных, но и при красных 3-х точках (славословии). В отличие от будничной Утрени, которая совершается только при черных знаках, потому что при славословиии утреня уже не будничная, а со славословием.

А будничная вечерня - при малых праздниках (т.е. еще и при Славословии):

- 2 святых

- шестеричный

- без знака

- славословие.

Соответственно, и стихиры:

при службе:

поются:

(без знака)

3 стихиры Октоиха и

3 стихиры Минеи

шестеричный

все 6 стихир из Минеи

2-х святых малых

3 стихиры 1-го святого

3 стихиры 2-го святого

Славословия (как при шестеричном)

все 6 стихир из Минеи

(это все написано в таблице, в правой колонке - с. 35).

В Октоихе всегда печатается 6 стихир. А получается, что даже при самом маленьком празднике - без знака - мы поем только 3 стихиры Октоиха. Куда девать другие 3 стихиры? Оказывается, в Октоихе еще 3 стихиры печатаются на всякий случай: если не окажется Минеи, тогда поются еще 3 другие стихиры Октоиха. В службе без знака 3 стихиры поются из Октоиха. Но в Октоихе остаются еще 3 стихиры, запасные. Это мы разобрали случай, когда у нас есть праздник, - т.е. служба с Бог Господь.

А бывает еще служба с Аллилуйя - постовая служба. Там поются стихиры несколько иначе, я не буду вам говорить, как. Найдите сами. Домашнее задание. При постовой службе Великопостной - см. в 49-й главе Типикона; при постовой службе, но не Великопостной, см. в 9-й главе Типикона (служба с Аллилуйя).

В попразднства и предпразднства - Октоих отменяется (кроме воскресных дней). В предпразднства и попразднства вместо стихир Октоиха поются стихиры предпразднства или попразднства.

Вот и все правила. Ничего сложного в них нет.

Мы воскресный день не рассматриваем никак, потому что в воскресный день будничная Вечерня не может никак совершаться: в воскресный день совершается праздничная Вечерня!

На славу: поется славник. После того как спеты все стихи на стихиры (после каждого стиха ? говорят стихиру - по ... Типикону), поется: слава Отцу и Сыну и Святому Духу и особая стихира из Минеи, которая называется Славник, Славник Минеи. “Славник” - стихира на “славу”: На будничной службе стихиры, как правило, подобны, а Славник как раз самогласен. На “и ныне” поется Богородичен. Если Славника нет, поется: Слава: и ныне: Богородичен.

Богородичны, в отличие от стихир Октоиха и Минеи и Славника, никак не связаны с праздником (или со святым), который празднуется, а выбираются из Приложения (к Минее или Ирмологию) - по определенным принципам. Богородичен берется из Приложения по определенному принципу, который не обязательно проходить. Опять-таки в попразднство (праздники): вместо Богородична поется песнопение праздника. Дальше поется, точнее читается, “Свете Тихий”.

Свете Тихий

- по Уставу, на будничной Вечерне - читается (предстоятелем) (см. табл.)

- в современной Русской практике (даже и на будничной Вечерне) - всегда поется

- один из древнейших христианских гимнов

- в Часослове написано: “Свете Тихий - творение патриарха Софрония Иерусалимского” (VII век)

- но в Греческом Часослове написано немного не так: “Свете Тихий - творение не святителя Софрония, патриарха иерусалимского, а мученика Афиногена, III век”. (у нас в Часослове просто неправильно написано).

- “Свете Тихий” судя по всему (по-видимому), цитирует свт. Василий Великий, который, когда говорит о муч. Афиногене - очень почитавшемся и почитающемся до сих пор на Кавказе, например, армянами - говорит, что многие приписывают ему авторство составления этого песнопения, но это не он написал. Т.е. еще древнее может быть был составлен этот гимн, чем в III веке.

Опять мы видим символику Света в вечерней службе. Свет оказывается весьма важным символическим элементом - это связано с Библейской традицией. Библия также большую роль уделяет символике света:

- как правило, со Светом сопоставляется повеление Божие - заповеди;

- человек, который знает заповеди, знает закон, будет ходить во Свете - это по Ветхому Завету так; - а по Новому Завету:... все время человек, который всегда молится, он, согласно святым отцам, видит помыслы и умеет их отсекать, т.е. тема Света очень характерна для библейской христианской мистики, получает свое окончательное - совершенное выражение в мистике исихазма (XIV век): Григорий Палама и все остальные. Вот мы здесь на Вечверне опять встречаемся с этим символом Света. Дальше поется Прокимен

Прокимен дня: Мы уже говорили о Прокимне о том, что он лежит сам перед собой, т.е. перед своим стихом. Поэтому, если вас будут убеждать, что после Прокина обязательно читается чтение, - это совершенно не так: Прокимен сам по себе.

- это некий вечерний псалом и перед ним - Прокимен; от псалма остался только 1 стих

- Прокимнов, соответственно числу дней седмицы - 7

- т.е. 1 из 7 Прокимнов - соответственно дню седмицы: в Часослове, Служебнике они обозначаются словами: “в такой-то день вечером”. Например, сегодня нужно было петь на Вечерне: “Прокимен Понедельник вечер”.

- в некоторые очень большие праздники поются другие Прокимны, но это бывает редко - мы об этом сейчас не говорим.

- как правило, на Вечерне поется 1 из этих семи прокимнов. После того, как спет Прокимен, предстоятель или чтец (уже здесь Типикон допускает как предстоятелю, так и чтецу читать) читает Сподоби, Господи.

Сподоби, Господи.

- в греческой современной практике и в Афонских монастырях - тоже всегда читает или игумен, или какой-то очень старший монах: т.е. это тоже очень важный текст

- в русской практике на будничной службе тоже читается. После молитвы “Сподоби, Господи” говорится ектения.

Просительная ектения:

- “Исполним вечернюю молитву нашу” (“исполним” по-греч. “плеросамом” - от глагола (греческий) “плеро” - “дополнять”, “заканчивать”, “завершать”; (указывает на то, что когда-то эта ектения была последней в службе: “исполним” - т.е. все, что мы не сказали, мы сейчас скажем и на этом закончим - вот что значит слово ”исполним” в данном случае; придадим нашей молитве полноту

- называется Просительной (греки называют ее “клеротика” - от слова “клеросом” - “исполнить”).

- в ней содержатся, в основном, прошения духовного характера: о кончине, о добром ответе на Страшном Суде;

- в частности, там есть прошение об “ангеле мирном” (“Ангела мирна, хранителя, наставника душ и телес наших Господа просим”). Оказывается, что эта молитва об ангеле мирном также является древним элементом, причем еще дохристианской традиции - еще даже Ветхозаветной традиции: уходя из храма, молящийся просил у Бога ангела, который бы его охранял.

В храме человек находится под покровом Божиим - ему ничего не страшно. Уходя из храма, он молится об ангеле, который бы его охранял, - такое заключительное прошение. В христианской традиции также это распространено: заканчивать службу прошением об ангеле-хранителе, причем, согласно святым отцам, некоторые понимали под ангелом именно ангела-хранителя, а некоторые - даже Самого Господа Иисуса Христа: Господь как Ангел человека. Сейчас, конечно, такое толкование не применимо к нашей ектении; здесь, конечно, речь идет об Ангеле-хранителе, но и сейчас есть такое толкование: чтобы Христос всегда был с человеком, всегда был в сердце христианина. После этой ектении говорится: “Мир всем” и читается главопреклонная молитва. Когда-то, в Песенном последовании службы оканчивались главопреклонными молитвами. Главопреклонная молитва. Почему она главопреклонная? Совсем в глубокой древности - в III-IV веках - в конце службы, которую возглавлял епископ, все верующие подходили к нему, и он возлагал им на голову руку, благословляя их.

Затем, когда число верующих умножилось, возлагать на каждого руку стало невозможно, и возложение руки заменили преклонением головы и чтением молитвы, в которой священник просит Бога невидимо возложить руку на каждого молящегося - невидимо благословить каждого. Вот почему важно преклонить голову во время этой молитвы. В этот момент Господь невидимо всех благословляет. Вечерня на этом не заканчивается, она продолжается далее, и эта некоторая прибавка тоже сделана в незапамятные времена. Эта прибавка к Вечерне начинается с пения стиховных стихир.

Стихиры на стиховне.

- в отличие от стихир на Господи воззвах, где стихи всегда одни и теже: берутся из псалмов “Господи, воззвах”

- стихиры на стиховне зависят от содержания стихир.

Таким образом, если это будут стихиры Октоиха, то будут стихи из Октоиха; если будет попразднство, будут стихи, соответствующие празднику: например, в попразднство Богоявления стихиры на стиховне будут “Море видения побежи, а Адам возвратися в тальмут”. То есть стихи и стихиры на стиховне, в отличие от стихир на Господи воззвах, зависят от содержания стихир; их надо смотреть вместе со стихирами: со стихирами на стиховне всегда печатаются их собственные стихи. На будничной Вечерне поются стихиры на стиховне из Октоиха (все 3 стихиры). Однако, если святой славословный - имеет великое славословие -, то стихиры на стиховне поются уже не из Октоиха, а из Минеи: хотя Вечерня будничная, но славословный святой начинает доказывать свою праздничность - уже на стиховне появлюятся стихиры святого вместо стихир Октоиха. И, естественно, в попразднства и предпразднства, как и всегда, вместо стихир Октоиха поют стихиры попразнства или предпразднства. На Славу: на стиховне поется славник святому, если он его имеет (он у него может быть, а может и не быть); на И ныне: - Богородичен из Приложения. Далее читается:

Ныне отпущаеши - песнь Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Вся Вечерня символически изображает Ветхий Завет:

- начинается она с псалма о сотворении мира,

- потом идет стояние Адама перед вратами рая,

- образы из кафизм соответствуют Ветхозаветным образам,

- псалом 140, который напоминает о Ветхозаветной жертве вечерней

- заканчивается Вечерня текстом “Ныне отпущаеши”, тем самым как бы закрывая Ветхозаветную тематика: “Ныне отпущаеши” - говорит Симеон, так и мы говорим в конце Вечерни: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...”.

Опять, как и 103 псалом, “ныне отпущаеши” читает игумен по Уставу. В практике Русской Церкви на будничной службе “Ныне отпущаеши” читается чтецом.

После “Ныне отпущаеши” сразу говорится: Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш. Это уже читает чтец. После “Отче наш” поется отпустительный тропарь святого. Отпустительный - потому что он поется перед Отпустом. Если святых 2, то:

- тропарь святого, - слава, - тропарь 2-го святого, - И ныне: Богородичен - опять из Приложения. И после тропаря произносится. наконец, сугубая ектения.

Сугубая ектения: только эту ектению греки называют словом “ектения”: “ектениус” - означает “протяженный”, “усердный” - то, что переводится на славянский словом “сугубый”; словосочетание “сугубая ектения” является немного тавтологией: оказывается, что “сугубый” - это перевод слова “ектения”. “ектениус” (по греч.) - “сугубый”. Греки называют этот текст “ектенией - просто “ектения” (по-русски мы бы сказали: “сугубая”). Здесь в ответ на прошения диакона хор поет не 1 раз “Господи, помилуй”, а несколько раз - 3 раза. С чем это связано? В Константинополе сугубые ектении, то есть собственно “ектении” - протяжные прошения - в отличие от мирной или просительной, где нет протяжного ответа: там ответ короткий - такие ектении пелись во время процессий по городу, когда совершались крестные ходы, всякие литании. В частности, такие литании в Константинополе бывали во время стихийных бедствий. И вот народ ходил по городу (потому что дома все равно нельзя оставаться: землетрясение - обрушится крыша); они ходили по городу, по открытому пространству, чтобы их не завалило; в Константинополе не было уж очень высоких зданий. Они ходили по улицам и распевали: “Господи, помилуй”. Вот так появилась сугубая ектения. На ходу не очень удобно петь; проще что-то одно простое петь протяженным напевом, чем говорить много прошений и петь всякие разные тексты. Т.е. сугубая ектения, по своему происхождению, имеет процессиональный характер. И в конец Вечерни она оказалась не случайно. Мы выяснили, что собственно Вечерня - ее древнее ядро - заканчивается Просительной ектенией, а это, как бы, прибавка такая: как бы уже даже исторически вне храма. Поэтому Сугубая ектения - в конце; обозначает как бы процессию. В отличие от Просительной ектении, здесь прошения больше не духовного, а как раз земного характера: о разных людях, нам близких и многое другое. Сугубая ектения на будничной Вечерни. Начинается словами: “Помилуй нас, Боже”. Слово “Помилуй” - 1-ое слово - усиливает просительно-покаянный характер этой ектении. Теперь отвлечемся немного от Вечерни и поговорим еще раз про ектении.

Ектении. Порядок ектении на будничной службе:

- Великая

Бесплатная лекция: "5.16 Османская империя после Венского конгресса" также доступна.

- Малая

- Просительная

- Сугубая.

Почему я обращаю на это ваше внимание? Когда мы будем говорить о праздничной службе, выяснится, что там порядок ектении несколько иной. На будничной (Вечерне) службе сугубая ектения - последняя. Запомните это правило!

Вернемся к Вечерне.

Затем диакон или священник говорит: “Премудрость”. Потом: “Благослови”. И священник говорит возглас: “Сый благословен!”. Здесь он называет Бога священным Ветхозаветным именем “Яхве” - “Сый” - “Сущий” - Тот, кто существует, - по-гречески, О Он”. На иконах Христа на нимбе пишут 3 буквы “О Он”, т.е. “Сый”, “Существующий” - это Ветхозаветное имя Божие. Когда на иконе Христа рисуют эти 3 буквы, тем самым говорят, что это и есть Бог. Этим священным именем священник называет Бога в конце службы: “Сый благословен!”. Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник только это слово произносил раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка смиренный в конце службы произносит это возглашение: “Сый благословен!”. Оказывается, это возглашение бывает только на 2-х службах - на Вечерне и на утрене - в самом конце. Это такое важное торжественное благословение в конце Вечерни и Утрени. Хор поет: “Благослови”. У нас слова “благослови” часто ассоциируется с просьбой к священнику: “Батюшка, благословите!”. И батюшка благословляет. На самом деле, если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова “благословлять” является “благословлять Бога”. И хор поет: “Благослови!”, а священник говорит: “Сый благословен Господь”, - благословляет Господа. И здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а “благослови” имеется в виду “Бога”. И священник благословляет: “Сый благословен Христос Бог наш”, тем самым исповедуя Христа Богом. Далее идет отпуст. Отпусты имеют разные формы. Мы не будем вдаваться сейчас в подробности, иначе это вас утомит - и излишне загрузит. На Вечерне во время отпуста сначала прославляется Божия Матерь, затем Христос. Потом священник произносит саму собственно формулу отпуста, где поминает всех святых этого дня. После отпуста хор поет Многолетие. И хор поет Многолетие. На этом служба заканчивается. [Царские врата на будничной Вечерне не открываются ни разу!] [В следующий раз приносите схемы - Утреню будем проходить].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5057
Авторов
на СтудИзбе
456
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее