Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » История Вселенской Церкви с элементами агиологии » Начало христианского просвещения славянских народов

Начало христианского просвещения славянских народов

2021-03-09СтудИзба

История. №29 (№1).

Начало христианского просвещения славянских народов. I период.

1. Патриарх Фотий: миссия Константинопольского патриархата на север: северное Причерноморье, хазары, Болгария, Русь.

2. Солунские братья: равноапостольные Константин Философ (в схиме Кирилл) и Мефодий, учители словенские. Создание церковно-славянского языка. Апостольские труды Константина Философа.

3. Возвращение в Рим. Венецианский поместный собор 868 года. Преставление равноапостольного Кирилла в Риме (память 14.02. 869 год).

Призванность человека к служению иногда не просто проявляется в раннем возрасте, но таланты как бы наперебой служат Божьему делу. Константин Философ уже в пятнадцать лет был употребляем по церковным делам и церковной миссии. Родился Константин в 827 году, рано лишился отца, ученик и воспитанник знаменитого профессора Фотия – будущего патриарха.

Константину было около шестнадцати лет, когда он в конце 843 года - в начале 844 года был направлен для увещания к бывшему патриарху Константинопольскому Иоанну Грамматику, бывшему известному иконоборцу. Константин должен был способствовать возвращению Иоанна Грамматика для церковного общения, то есть из раскола. (Иоанн Грамматик вернулся и умер в общении с Церковью).

В этом вопросе чувствуется рука Фотия – замечательного и вдохновенного церковного политика, друга кесаря Варды – фактического правителя империи. Но все-таки послали к Иоанну мальчика, наделенного красноречием, всяческой ученостью, умением говорить, спорить: талант, который как цветы в букете - и каждый талант, как цветок в букете, на другой талант бросает некоторый отблеск.

Константин, в отличие от своего старшего брата, был человеком почти непреодолимого обаяния. Его обаянию поддавались и хазары, и благочестивые князья западных русских земель (князь Моравский), и Ватикан (называли “мужем апостольской жизни”). Бывают люди, которые сразу к себе располагают, и это тоже талант и он тоже должен быть пущен на Божье дело и принести, хотя пять, других талантов. Именно это и делает Константин Философ – будущий равноапостольный Кирилл.

Рекомендуемые материалы

Когда Константину Философу подошло к двадцати пяти годам, то есть около 851 года – миссия в Багдад к сарацинам. Константин – главный в миссии, хотя не в священническом сане, а мирянин.

Но все эти его служения – только подготовительный этап. По настоящему его служение приходит к нему в 34 - 35 лет, то есть 861 – 863 годы – миссия Константина Философа к хазарам.

Хазары – это Крым. Но Херсонес (по-русски Корсунь) при Феофиле, последнем императоре иконоборце – административно-военный округ. Форпост военный, но и важнейший торговый узел, в который со всей Европы стекается сырье. Этот округ захватывает и низовье Днепра. Византия - империя граничит и с хазарским каганатом и со славянскими землями.

Византия с Русью то воюет, то живут мирно, но в Византии не различаются хазары и русские. Причина: Русь входила в хазарский каганат на правах вассала и сателлита.[1]

Аскольд и Дир были обращены в христианство в 863 году после нападения на Константинополь (860 г.). Богородица защитила Константинополь, но греческим войскам, которые перешли в контрнаступление, не удалось взять в плен варягов.

В смысле церковного устроения, епископ Сурожский (Сурож - Судак) носил титул Сурожский и Фулльский. (Фулла – это южнорусские племена). Таким образом, области нижнего течения Днепра входили в царство Хазарское, а по церковному устроению – это была область миссии епископа Сурожского.

Федор Иванович Успенский (начало XX-го века) путем анализа данных Паннонской легенды, то есть одного из вариантов жития Кирилла и Мефодия, и Византийских источников (переписка патриарха Фотия) обнаруживает составной характер сказания о Хазарской миссии. Ядро сказания - диспут с евреями, так как верхушка каганата уже приняла иудаизм, и диспут с магометанами, которые были при дворе кагана. Одновременно Кирилл проповедовал среди язычников каганата, то есть среди славян (русских), так как тогда Русь входила в состав каганата.

Осенью 861 года от Аскольда и Дира в Константинополь направлен запрос с просьбой прислать проповедников. Эта просьба и была учтена в миссии, главным членом которой был Константин Философ, будущий равноапостольный Кирилл.

В сопроводительном письме патриарха Фотия есть ссылки на дружбу и это, видимо, относится в каганату. Да и сама декларируемая цель: посылка мужей книжных для прений о вере с сарацинами и евреями (ясно, что к славяном это не подходит).

Но уже в это время патриарх Фотий вынашивал планы идейного покорения северных стран, не покорения силой оружия. Проповедь среди северного языческого народа, который постоянно совершает набеги и хорошо умеет партизанить.

Хазарская миссия у Константина Филосова заняла несколько недель. В результате: во-первых, христианам разрешено жить на территории каганата и пользоваться всеми правами, которыми пользуются евреи и мусульмане (христианам переселенцам и христианам новообращенным); во-вторых, греческие пленники отпускаются на волю.

Хотя миссия заняла несколько недель, но находился в Хазарии Константин Философ более 2-х лет.

Главный подвиг равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в это время – изобретение славянской азбуки. Не даром она названа “кириллицей”, то есть именно от Кирилла. Организация и разработка новой грамматики бывшего варварского языка. За основу взята древнегреческая грамматика. Поэтому в церковно-славянском языке есть и аорист и перфект, то есть глагольная система близкая греческой. Сохранились следы, например, дательный самостоятельный – это греческое “дативус абсолютус” (dativus absolutus). Пример, “Во Иордане крещающеся Тебе, Господи”. “Тебе … крещающеся”, то есть дательный падеж и переводится в придаточном времени: “Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, Троическое явися поклонение”. “Явися” - греческое аорист – “явился”.

Константин и Мефодий были родом из Салоники (северная Греция), где было довольно много славян, поэтому славянский язык знают с детства и, самое главное, проникают в его тайны. Тайны языка – это внутренние законы словообразования. Он научился понимать, что такое аффиксация, что такое корневая система, беглые гласные, хотя они есть и в греческом языке – чередование стяжения. Постепенно начинается перевод Евангелия на славянский язык - не богослужения, а пока только Евангелие.

Мефодий в это время уже монах, настоятель мужского монастыря на Олимпе, но патриарх Фотий направляет его на миссионерский подвиг.

Славяне письменность знали. Это была, так называемая, “глаголица”. От нее остались явные следы и по ним видно, что глаголица: во-первых, более древняя и, во-вторых, она более иероглифична, но она почти не пригодна для скорописи – рисование.

Церковное предание приурочивает изобретение славянской азбуки – “кириллицы” именно к 861 – 862 годам (пребывание в Херсонесе). Как начинает работать Константин Философ: В 863 году он успел на короткое время побывать в Константинополе, отчитаться перед патриархом Фотием и перед царем за хазарскую миссию и вновь отправляется в Херсонес. 863 год – время расцвета гения Константина Философа. Он изучает одновременно языки: южнославянский, еврейский, хазарский, собственно древнерусский, готский (восточно-немецкий). Он переводил грамматику древнееврейского языка на греческий и что надо, то заимствовал. И уже без поручения Фотия, но по внушению свыше, Константин занят поисками мощей Климента – папы Римского, который пострадал в Херсонесе и Господь сподобил его обрести мощи Климента. Причем, поиски он проводил в беседах с простыми людьми (местное предание) и по молитве.

В 1892 году было открыто письмо Ватиканского библиотекаря Анастасия (грека) к епископу Гавдерику (в Германии) от 875 года, в котором есть уточнение – второй приход святого Кирилла в Херсонес после хазарской миссии.

Некоторые жития Кирилла и Мефодия, переписанные Паннонской легендой, сливают эти два Херсонесских периода в один. Именно во второй период пребывания в Херсонесе Константином уже сделан перевод Евангелия, но не литургии – литургия переведена позднее. (Путем скрупулезного изучения данных Паннонской легенды, то есть одного из вариантов жития Кирилла и Мефодия, и Византийских источников и особенно обширной и сохранившейся переписки патриарха Фотия Ф.И. Успенский обнаружил составной характер сказания.)

В этом же письме упомянута некая славянская азбука, существовавшая и до Кирилла – видимо, речь идет о глаголице. Из того же письма известно, что в Херсонесе в это время жил митрополит Митрофан Смирнский, сосланный патриархом Фотием, но не запрещенный в священнослужении. Митрополит Митрофан, как старший по сану, возглавлял торжества по обретению мощей Климента Римского, хотя в Херсонесе и был еще и свой епископ.

В письме сообщается, что “в городе несколько церквей” - была соборная церковь Святых апостолов и церковь Святых мучеников: Созонта, Леонтия и Прокопия.

Хазарский каганат, повторяем, в христианство обращен не был, но христианские переселенцы получили гражданские права, как и новообращенные христиане.

864 год – равноапостольный Константин Философ (Кирилл) как бы выковывает свой плуг для будущей пахоты. Как он и скажет брату перед смертью: “Мы с тобой пахали целину, как два вола, но вот я падаю на борозде, теперь продолжать тебе”.

Для Мефодия главная служба Богу еще впереди. Но и для равноапостольного Кирилла еще предстоит большая работа – ему нужно не просто создать новое славянское письмо, ему нужно его утвердить, ему нужно получить полное благословение на него, ему нужно возвестить, чтобы народы, имеющие просветиться, желали этого просвещения.

Почти в это же время, то есть в том же 863 году (конец) пребывает посольство в Константинополь от Моравского князя[2] Ростислава – ныне прославлен (в 90-е годы XX-го века) в Церкви земель Чешских.

Князь Ростислав прослышал, что есть Евангелие на славянском языке и есть искусный учитель, имеющий добрый миссионерский опыт; и просит его прислать “дабы и другие страны, видя это, уподобились нам”. Это согласуется с планами патриарха Фотия.

В это время страна Моравия уже имела латинское христианское просвещение и подчинялась церковно немецкому епископу города Пассау. Однако, миссия Кирилла и Мефодия имеет мощное орудие – язык.

В 863 – 864 годах складывается противоположное мнение, что в качестве богослужебных языков допустимы только три: древнееврейский, греческий и латынь, ибо на этих трех языках было написано на кресте Христовом: “Иисус Христос, Царь иудейский”. Позднее такой подход получил название “трехъязычной ереси”. Неправое мнение становится ересью в том случае, когда оно бывает осуждено церковным собором, хотя бы поместным, но к которому присоединятся все кафолические церкви, или Вселенским Собором.

Последовала жалоба латино-немецкого духовенства королю Людовику Немецкому, внуку Карла Великого. Возникает столкновение уже имеющейся церковной организации западного образца и подчиненной Римскому папе и новой православной миссии святых братьев, руководимых патриархом Фотием.

С точки зрения церковного канонического права можно судить по разному: как будто есть уже церковь, церковное устроение, но нельзя отрицать и того, что латино-немецкая миссия была поверхностна. Немецкие епископы занимались главным образом оспариванием друг у друга своих церковных полномочий, потому что на те же западнославянские территории претендовала другая епископия - Зальцбургская (Австрия).

Поэтому в этом как бы просвещенном народе в тоже время оставались многие языческие навыки: обрядовые и бытовые (лешие, домовые, русалки, культ предков и так далее). То есть десятину церковную немецкие епископы брали, а вглубь не шли. Как писал впоследствии профессор Малышевский: “занято было больше доходами, да интересами епископской власти”.

Но все же, церковное устроение от немецкого духовенства Моравия получила в конце 20-х и в 30-е годы IX-го века.

Патриарх Фотий посылает солунских братьев просвещать Моравию заново, как бы и в нарушение правил;[3] но глубинно - он был прав. Поэтому и возник спор, так как затронуты интересы двух епископий: Зальцбургской и Пассавской, и разрешать спор был приглашен король Людовик Немецкий.

Однако еще в 855 году совершилось под руководством благоверного князя Ростислава освобождение Моравии государственное от немецкого протектората.

864 год – военный конфликт князя Ростислава с Людвигом Немецким. В этом случае Римский папа Николай I заявил, что благоволение святого престола на стороне Людвига Немецкого.

В эту, можно сказать, церковно-государственную брешь и вклинивается Фотий. Он готовит преемников – кому передать эстафету знаменосца православной веры. И поэтому учители словенские выступают уже как эмиссары патриарха Фотия и при поддержке государя Моравского.

863 – 867 годы славянская миссия Константина Философа (Кирилла) и Мефодия в Моравию. Ростислав и Людвиг довольно быстро заключили перемирие, а потом и мир. Но папа Римский Николай I и его преемник Адриан II живейшим образом заинтересовались – что же это за новая славянская азбука и что же это за способ произнесения проповеди на родном языке.

Написано же в посланиях и в Деяниях апостолов – о “даре языков”, о чудесно возникающей способности говорить на любом иностранном языке. Но как писал Григорий Богослов и затем и Иоанн Златоуст – “духовные дары – это предмет ныне неизвестный”, а неизвестный потому, что охладела любовь. Хотя, если охладело сердце, то еще довольно жив ум. Поэтому оба Римские папы, и Николай I и Адриан II, обнаруживают явную заинтересованность и желали бы ознакомиться с новой славянской азбукой и переведенным Священным Писанием на родной язык каких-то варваров. Во всяком случае – это было добровольное любопытство и, самое главное, что со стороны первоиеерарха, которому подчинялись епископы западных областей и в том числе и Зальцбургский и Пассавский.

В 867 году был низложен патриарх Фотий и поставлен патриарх Игнатий, которому все идеи Фотия о северных народах было абсолютно чужды. Игнатий занимался малым ареалом, то есть Константинополем и устоявшейся Византией. Поэтому дела в Моравии у славян его не интересовали.

Эти два события и предопределили – почему Кирилл и Мефодий направились за благословением не в Константинополь, а в Рим.

Характер проповеди Константина Философа и святых братьев.

Они начинают не с истин вероучения и уж тем более не с догматических проблем. То есть они не рассматривают со своими начинающими учениками вопросов: тринитарного, христологического, сотериологического – богословие не для младенцев. Но Кирилл учит грамоте сразу же по богослужебным книгам. Сказано: “научил их суточному кругу”, то есть утрени, часам, обедни (то есть обедницы – без священнических молитв), вечерни.

Обычно обучение грамоте производится или на бытовом материале, или на сниженно - культурном материале – плохие стихи, как бы для детей.

О Христе славяне какое-то понятие имели – все-таки хоть как-то, но здесь побывали немецкие латинские священники. Но позднее, после того, как равноапостольный Мефодий получил посвящение в Риме и прибыл в Моравию на законном основании – архиепископ Моравский, любимый народом, окруженный учениками, с которыми и продолжает дело просвещения. То есть, если с кем у него и могут быть конфликты, то только с государем той страны.

Святые братья проводят в Моравии 40-к месяцев, то есть без малого 3,5 года. Наконец пришла пора посвятить подготовленных учеников в священнический сан, а и сам святой Мефодий не имел еще сана (в то время игумен не обязательно - пресвитер).

Братья направляются в Рим. Их задачей было убедить самого папу в истинности и в богоугодности их апостольских трудов.

Была еще немаловажная причина, почему святые братья направились непосредственно в Рим: надо было прекратить нападки латино-немецкого духовенства, хотя и тяготевшего скорее к светской власти (королю Людовику Немецкому), но церковно подчиненного Римскому папе. И Константин Философ решается на неожиданный, казалось бы, шаг: убедить самого Римского папу; тогда и латинский клир уже не сможет вмешиваться в дело просвещения славян.

И папа Николай I (живой человек!) идет навстречу: он сам пожелал видеть этих новых апостолов у себя в Риме и в 867 году последовало прямо в Моравию приглашение: Моравским проповедникам придти в Рим – желания встретились! – милость и правда готовы облобызаться.

Святые братья, не торопясь, двинулись в Рим. Путь лежал через Паннонию (территория современной Венгрии; тогда – славянская земля). Князь Паннонский Кочел (или Коцел) захотел и у себя ввести богослужение на славянском языке – и дал от себя святым братьям 50 молодых людей для обучения славянской грамоте.

И вот Кирилл и Мефодий следуют в Рим, преднеся пред собою недавно перед тем обретенные (при непосредственном участии святого Кирилла) и торжественно прославленные мощи свящмч. Климента, папы Римского (видимо, шли в Рим вновь через Корсунь); но главу оставили в Корсуни; глава ныне в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, прославлена мироточением (истечение святого мира возобновилось в 1988 году, после открытия Киево-Печерской Лавры).

Вся депутация прибыла в Рим уже в 868 году; папа Николай I уже скончался, папский престол занимает Адриан II, человек живого ума и доброжелательного сердца.

Рим торжественно встречает святые мощи священномученика Климента. Множество духовенства, во главе с папой Адрианом II выходят навстречу большим крестным ходом. Естественно, и святым мужам, которые удостоились обрести святые мощи (Кирилл особенно) оказан радушный прием. Мощи же святого Климента вскоре же были прославлены в Риме многими чудесами.

Вскоре же святые братья приняты папой по делу о богослужебном языке и внимательно им выслушаны. И папа решил собрать для разбора дела о новом богослужебном языке и трехъязычной доктрине Собор (поместный) – в Венеции. И на него приглашают святых братьев отстаивать – не свою правоту, но убедить весь собор, что дело это есть дело Божие.

Вкратце рассмотрим ход собора, особенно, критерий, который был принят на соборе. Этот критерий – не апостольский; слишком много изменений произошло. Тогда ведь не было чина богослужений (чин литургии ап. Иакова не был известен, да и шел по-древнееврейски, против чего никто не спорил).

Рекомендация для Вас - Построение бренда рекламного агентства.

И был признан другой критерий: авторитет святости позднейших учителей Церкви. И на нем утверждается святой Кирилл; он указывает, во-первых, на прецедент святителя Иоанна Златоуста: Иоанн Златоуст благословил служить литургию на готском (восточно-немецком) языке для пленных готов в Константинополе; во-вторых, на уже существующую практику богослужения на национальном языке у армян, персов и сирийцев и до монофизитского раскола. Нечего и говорить, что святой Кирилл, имевший к тому времени солидный опыт богословского диспута, блестяще отразил все нападки. “Трехъязычная доктрина” была собором отвергнута и получила название трехъязычной ереси, каковое определение сохраняется за нею и по сей день.

Папа Римский Адриан II освятил (притом в алтаре!) священные книги на славянском языке и разрешил употребление национального языка в богослужении, не исключая и литургии. Более того, литургия на славянском языке была отслужена в главных Римских церквах.

Сам святой Кирилл (принявший схиму перед сметью с этим именем) произвел глубокое впечатление и на папу и на римское духовенство. Его и в ватиканских актах того времени и в последующих именуют мужем апостольской жизни. Святой Кирилл скончался на следующий год, 14 февраля 869 года, и был погребен в церкви святого Климента, того самого мужа Апостольского, чьим он стал и духовным наследником и ревнителем его памяти.



[1] Варягов приглашали не для управления, а как воинов и защитников и именно для того, чтобы расторгнуть эту зависимость от хазар. Русские составляли часть единого каганат. Призвание варягов было мерой народного управления Руси, то есть Русь имела местное управление.

[2] Река Морава – это приток Дуная. Моравия занимала часть сегодняшней Венгрии, всю Словакию. Словаки – это бывшие мораване.

[3] III Всел. Соб., 8; тж Ант. 9; тж. IV Всел. Соб., 20; доп. Сард. 11

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее