Виды благодати и ее действия
Виды благодати и ее действия.
Как указывалось ранее, Божественное Откровение не поясняет вполне сущности Благодати, потому что это невозможно для постижения разумом человека, как действие Бога, но дает основание для различения образов этого действия, излагаемых в богословии под рубрикой "Виды Благодати".
Учение о "видах Благодати" является одним из наименее оформившихся разделов Догматического богословия, ибо оно не дано в виде догматической формулы. Потому здесь наблюдается наличие различных мнений о количестве этих "видов", наименований и их действий. Мы остановимся на учении о видах и действиях Благодати, кратко изложенном в символической книге Православной Церкви "Послание Восточных Патриархов";
Рекомендация для Вас - Лекция 1.
«…Благость Божия даровала Божественную и просвещающую Благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех: желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей) и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную Благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Бохсией, т.е., в тех благих делах, которых требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая Благодать), оправдывает их и делает предопределенными.
Как можно видеть, "Послание" различает два вида Благодати:
1) Благодать предваряющую – просвяещающую,
2) Благодать особенную или оправдывающую.
О благодати предваряющей или просвещающей "Послание" учит, что она "подобно свету, просвещющему ходящих во тьме, путеводит всех, "поспешествует ищущим ее", доставляет им познание Божественной истины, и указывает "повеления, необходимо нужные для спасения", "учит делать добро, угодное Богу". Она названа Благодатию предваряющей потому, что ее действие предваряет человеческую свободу, предшествует начальному исканию ее Просвещающее действие этого "вида" Благодати стоит, таким образом, в призывании человека ко спасению и указании пути к его достижению. О наличии действия Благодати на этой ступени духовной жизни дает понять апостол Павел, в своем обращени к "человеку", т.е. ко всякому человеку: "Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет» (Рим.2,4) .
При свободном склонении человека к призыву просвещающей Благодати ему подается дальнейшая помощь в виде Благодати "особенной", которая может быть названа так не только потому, что на этой ступени спасения ее действия и проявления в душе человека отличаются особенностями, несвойственным предшествовавшему виду Благодати, но и потому, что она подается только тем, кто, осознав необходимость следования внушениям Благодати просвещающей ищет ее, подчиняется ей и духовно цествует по пути указуемому ею. Действие Благодати особенной, как учит "Послание", состоит в том, что она "содействует укрепляя и постоянно совершенствуя (верующих) любви Божией, оправдывает их и делает предопределенными (ко спасению) . Другими словами, особенное (ибо оно осуществляется в Таинствах) действие ее заключается: а) в "оправдании" человека, как действительном внутреннем очищении его от грехов, и б)"освящении", как искоренении всех греховных навыков и склонностей и возведении верующего на высшую степень нравственного совершенства.