Единство святыя троицы в явлении благодати
Единство святыя троицы в явлении благодати
Но, именуя силою Святаго Духа, как непосредственного Подателя духовной жизни и Утешителя в спасении, Благодать есть дар Святой Троицы, вообще - дар Божий, ибо Святая Троица единосущна и нераздельна. Поэтому можно сказать, что этот дар подается по воле Бога Отца чрез Сына от Святаго Духа. Во Святой Троице источник всех даров, подаваемых человеку, - естественных и сверхъестественных. Все Лица Святой Троицы участвуют и в раздаянии Благодати, почему крещение и совершается во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В частности, Бог Отец - Первопричина всего сущего, Который "избра нас в Нем (в Иисусе Христе) прежде сложения мира,.. (и) нарек нас во усыновлении Иисус Христом в Него (Еф.1,4-5) , есть источник нашего освящения Благодатию. По Его благоволению изливается благодать в души людей. Он послал в мир Духа Утешителя. К Нему обращался Господь Иисус Христос в Своей молитве: "Отче Святый, святи их во истинy Твою" (Ин.17;11,17) . Апостол говорит, что "посла БОГ Духа Сына Своего в сердца ваши, вопиюща: Авва отче" (Гал.4,6), "Бог (Отец) даде обручение (залог) Духа в сердца наши" (2 Кор.1,22). Духа Святаго Апостол называет "Духом Божиим" (Рим. 8,6,14; 1 Кор.3,16; Еф.4,30) . Поэтому и самая благодать часто называется "Благодатию Бога Отца" (1 Кир.1,3;Еф.1,6;3,7;Кол.1,3 и др.).
Сын Божий, как Искупитель, осуществил возможность ниспослания благодатных даров Святаго Духа и есть Виновник, Причина нашего освящения. По Его ходатайству и во имя Сына послан Дух Святый в Своем благодатном действии. Без искупительного подвига Спасителя не было бы ниспослания Святаго Духа: "Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен", - говорит Евангелист (Ин.7,39). Благодать воцарилась в жизни вечной Иисус Христом (Рим. 5,21; 6,23). Поэтому и самая Благодать называется благодатию, данною "о Христе Иисусе" (1 Кор.1,4; 2 Тим.1,9), "благодатию Христовою" (Гал.1,6), "силою Христовою" (2 Кор.12,9), а Дух Святый - Духом Христовым (Рим.8,9), Духом Сына (Гал.4,6), а Сам Сын называется "освящением" нашим и "освящающим (1 Кор.1,30; Евр.2,11).
Дух Святый, посланный в мир Сыном от Бога Отца, Своею Божественною силою усвояет людям плоды Искупления, и потому собственно Он есть Совершитель освященных людей.
Излияние на спасаемых Благодати Божией - Благодати Христовой, есть действование Святаго Духа. Он совершает оправдание Им же привлекаемых ко Христу грешников, чрез сообщение правды Христовой, возрождая их в таинстве крещения (Ин.3,5), таинственно входит в самое внутреннее существо их (1 Сол.4, 8) , или, как выражено в Св. Писании, в их сердца (2 Кор.1,22; Гал.4,6 и др.), так что верующие становятся местом обитания Духа Божия; "Дух Божий живет в них (Рим.8,9;1 Кор.3,16) , а тела христиан - храмы Святаго Духа (1 Кор.6,19). Объемля Собою все существо спасаемого, Дух Святый воссоединяет человека с Господом Иисусом, а через Господа с Бого (Еф.2,18). Дух Святый, живущий в людях, и составляет основание Благодати, а явление Благодати есть действие Святаго Духа. Человек, усвоивший Дары Благодати, тем самым находится в общении с Духом Святым, ибо Сила Божия и Само Божество - неотделимы. В чем состоит сущность Благодати, как особой силы Божией, Писание не определяет; не может определить этого и человеческий разум. Для разума непостижимо до конца и существо сил естественных, тем более это должно сказать о Благодати - силе сверхъестественной. В Откровении и опытах христианской жизни даются некоторые указания на таинственные действия этой силы на человека, хотя и вполне ощущаемые, но постигаемые лишь отчасти; указываются также и орудия и средства, чрез которые Благодать сообщается и действует. На основании этих указаний различаются "виды Благодати", которые по существу являются "образами действия Благодати" в различных условиях духовной жизни. Проявление каждого "вида Благодати" имеет свои особенности как в действиях ее, так и в орудиях и средствах, чрез которые они (действуя) осуществляются в деле духовного возрождения и спасения человека. Это различение "видов Благодати" способствует некоторому уяснению явлений духовной жизни и самого понятия о Благодати (в сущности - единой).
Необходимость Благодати для Спасения
Необходимость Благодати
для начала духовной жизни во Христе.
Рекомендуемые материалы
Об этом учил Сам Христос Спаситель, говоря о Благодати, как Божественном содействии. Когда иудеи, слушая беседу Его о том, что Он есть "хлеб сшедый с небесе" (Ин.6,40,41), начали роптать, выражая свое неверие в словах: "Не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, Егоже мы знаем отца и Матерь; како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох" (Ин.6,42). Он сказал им: "Не ропщите между собою. Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день" (Ин.6,43-44) . Эту истину Он напомнил и Своим ученикам, когда некоторые из них после этого стали отходить от Него (Ин.6,60-61; 64-65).
Когда Апостол Петр от лица всех учеников Господа исповедал веру в Него как Спасителя в словах: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго" (Мф.16,16), - "отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех" (Мф.16,17) .
Так учили и Апостолы.
В разных местах своих посланий ап. Павел говорит об обращении людей к спасительной вере Христовой, об очищении их от грехов и спасении, совершающихся под воздействием силы Божией.
В послании к Титу он пишет: "Не от дел праведных ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит.3,5-7) .
В послании к Римлянам ап. Павел учит: "Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе (Рим.З,23-24).
Коринфянам он пишет: "Кто убо есть Павел; кто же ли Апполлос; но точию служитилие, ниже веровасте и комуждо якоже Господь даде. Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже насаждаяй есть что ни напаяй, но возращаяй Бог (1 Кор.3,5-7). Здесь Апостол дает основательно различить внешнюю благодать Божию, т.е. учение евангельское, от внутренней благодати, т.е. непосредственного действия Божия в людях, и представляет это последнее совершенно необходимым для успехов благовестия. Такое учение всегда содержала и исповедовала св. Церковь, как показывают творения ее отцов и учителей.
Св.Ириней учит: "Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодною для владельца по своему дикому свойству, и как бесплодное дерево посекается и в огнь бросается, таки человек, пока не примет чрез веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде; будучи плоть и кровь, он не может наслед6овать Царствия Божия, как говорит Апостол (1 Кор.15,50).
Вместе с этой лекцией читают "Резюме".
Св. Ипполит учит: "То, чрез что святые соделались чистыми, даровал им Бог Сын, потому и говорят они, что "от исполнения Его мы вси прияхом (Ин.1,16).
Св. Макарий Великий дает сравнение: "Как тело без души мертво и ничего не может делать, так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для Царствия и без Духа Святаго не может совершить ничего угодного Богу". В другом месте он говорит: «Если душа не получит в сем мире духовного освящения посредством твердой веры и молитвы, если не соделается причастною Божественного естества и не примет Благодати, при содействии коей могла бы исполнять все заповеди свято и неукоризненно, то останется неспособного к Царствию Небесному».
Церковное учение о необходимости спасающей Благодати ясно выражено в молитвах и песнопениях. Здесь Церковь часто испрашивает нам высшей, благодатной помощи для подвигов веры и благочестия, часто славословит Духа Святаго, просвещающего, обновляющего и укрепляющего нас Своими разнообразными дарованиями, постоянно исповедует пред Богом наши немощи и бессилие совершить что-либо доброе без Его содействия. Для уяснения этого достаточно вспомнить, например, молитвы: "Царю Небесный", «Пресвятая Троице», вечерние, утренние, канон покаянный и др. Эти песнопения и молитвы, неумолкающие с первых времен бытия Церкви, дают убедительное доказательство ее верования в необходимость для нас Божественной помощи.
Человеческий разум, основываясь на данных опыта и богословия, приходит к тому же выводу о необходимости Благодати. Если человек, как существо ограниченное, "не имеющее живота в себе", имел нужду в Благодати Божией еще до своего падения, как имеют в ней нужду и доселе все чистые сотворенные духи, то тем более она необходима человеку теперь, в состоянии падения. И тогда он не мог без нее жить духовно, тем более не может теперь. Тогда ему, еще более чистому и неповрежденному, надлежало только творить добро; а теперь, потерявшему крепость духовных сил, вследствие повреждения, человеку предстоит труд особый, - ему надлежит предварительно очиститься от грехов, уврачевать свои нравственные болезни, непрестанно бороться с врагами спасения и при такой борьбе творить добро.
Истина того, что без Благодати спасение невозможно, уясняется из условий обращения в христианство отдельных людей и народов. Очень часто люди иноверные, погруженные в крайнее невежество, не состоянии сами собою ни понять недостатков своей веры, ни оценить достоинств веры христианской, чтобы решиться принять ее. Другие, хотя в некоторой степени способны размышлять, но, будучи воспитаны в началах иной веры - языческой, иудейской или магометанской, естественно предубеждены против христианства, так что проповедь о Христе Распятом, сама по себе необычайная и поразительная, неизбежно должна казаться им "соблазн" или "безумие" ( Кор.1,23) . В то же время, будучи "душевны", пребывая в прародительском грехе и заглушив в себе образ Божий своими произвольными грехами, эти люди не способны понимать и вообще высокой проповеди евангельской; " душевен же человек, - свидетельствует Апостол, - не приемлет яже Духа Божия; юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется" (1 Кор.2,14).
Необходимо поэтому, кроме внешней евангельской проповеди, чтобы сердца подобных людей были возбуждены и расположены к пониманию и усвоению особенным внутренним Божественным действием необходима Благодать, о которой говорит Сам Бог "Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему" (Ап.3,20), - и которая отверзла бы умы этих людей к принятию небесного света веры.
Отцы второго Аравсийского Собора (529 г.) определили; "Должно несомненно веровать, что столь удивительная вера и разбойника, которого Господь воззвал Собою в рай, и Корнилия сотника, к которому был послан ангел Господень, и Закхея, удостоившегося принять у себя Самого Господа, зависила не от природы их, но от изобилия дарованной им Божественной Благодати".