Разум божий и его свойства
Разум божий и его свойства
Бог обладает совершеннейший разумом. Откровение называ Его «Богом разумов» (1 Цар. 2, 3), утверждает, что «разума Его несть числа» (Пс. 146, 5), т. е. что разум Его непостижим. Он есть начало разума и ведения существа сотворенных: Господь дает премудость, и от Лица Его познание и разум» (Притч. 2, 6) Ап. Павел говорит: «Кто бо разуме ум Господень» (Рим. 11,34). В Боге «глубина премудростн н разума» т. е. ведения (Рим. 11, 33).
Разумность нашего духа, имеющего образ Божий, выражается в том, что он познает самого себя и окружающую его действительность; приобретая эти познания, человек разумно пользуется ими для достижения своих разумных целей, целесообразно использует свои знания, что может быть названо и обыкновенно называется мудростью; человеческому разуму, следовательно, свойственны: знание, или ведение и мудрость. Такие же свойства усвояются Открвеннем и разуму Божию, только, конечно, в совершеннейшем виде: это 1) всеведение Божие и 2) премудрость Божия.
1) ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ
Под всеведением Божиим разумеется знание Богом всем наилучшим, совершеннейшим образом. Первым предметом Божественного ведения является самое Существо Божие. Спаситель учит: Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф.11, 27). Здесь говорится о Божественном ведении в пределах Самого Существа Божия или о самосознании Божественном. Та же мысль выражается Апостолом: «Кто бо весть от человек, яже человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2, 11) . «Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (там же, 10 ст.). Здесь указывается на свойство личного духа - самосознание.
Бог совершеннейшим образом знает и все внешнее, действительное и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее, будущее.
Бог знает все действительно существующее. Он знает порядок мира физического: «Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров вес и воде меру» (Иов. 2$, -25). Он «исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй» (Пс. 146, 4). «Несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» (Евр. 4,13). У человека же «и власи славы вси изочтени суть» (Лк. 12, 7). Знает Он и порядок мира нравственного: «на всяцем месте очи Господни сматряют злыя же благия» (Притч. 15, 3). Бог знает и внутреннее существо и жизнь человека: «Господи, - восклциает Псалмопевеи. - пред Тобою все ,желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися» (Пс. 37, 10).
Бог знает и все прошедшее в мире. Это видно из тех мест Писания, где говорится, что Бог некогда будет судить вселенную в правде (Деян. 17, 31), что Он тогда во свете приведет тайная тьмы и объявит светы сердечныя» (l Кор. 4, 5) и воздаст поемуждо по делом его» (Рим. 2, 6).
Бог знает и все будущее - как будущее необходимое, таки случайное. Будущее необходимое для Бога есть ничто иное, как осуществление во времени Его вечных идей, и это будущее уже поэтому самому не может быть скрыто от Него. Бог знает неведомые нам причины, и поэтому все неожиданные для нас явления являются внезапными, случайными только для нас. «Огнь, град, снег, голоть (туман), дух бурен, - являются по словам Псалмопевца, - творящая слово (волю) Его (Пс. 148,8 т. е. не случайно возникагот, а являются по предопределению Божию. Знает Бог и действительно случайное будущее - в мире нраственном, - все действия свободы человека. Бог открывает проркуо Иеремнии: «Прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя» (Иер. 1, 5). Псалмопевец исповедует: «Господи, Ты разумел е помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал, и вся пути моя провидел еси (Пс. 138,.2-3). То, что Бог имеет предведение неограниченное, подтверждается многочисленными предсказаниями будущих событии и действий человеческой свободы; многие из них были изрекаемы за сотни и даже тысячи лет, исполнение их мы видим в истории человечества, например предсказание Спасителя о распространении Евангелия, умножении неверия и др.
Рекомендуемые материалы
Та сторона всеведения Божия, которая относится к свободным действиям нравственных существ, наз. предведением Божиим. Бог предвидит свободные действия человека и предрекает их, как несомненно Ему известные. Такое предведение может быть до некоторой степени уяснено нашим разумом из того соображения, что для Бога нет времени и для Него будущее - это то же, что настоящее. Поэтому для Него все, что после будет, - уже бы и есть. Предведение Богом свободных действий человека можно уподобить нашему знанию поступков других людей; не от то человек так или иначе поступает, что мы предвидим его действие - наше знание не стесняет его свободы, а только предвидит ее направление. Как предведение человека не есть предопределение или назначение событии, так и предведение Божие. Разница толькр в том, что наше предведение - естественное, а Бога - сверхестественное.
Рекомендуем посмотреть лекцию "3 Культура первобытной эпохи".
2) ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ -
Означает такое свойство Божие, которое показывает, что Бог обладает знанием самих совершенных целей и наилучших средств к достижению этих целей. Премудрость Божия выражается также в способности совершеннейшим образом прилагать необходимые средства к намеченным целям и обнаруживается в делах творения и промышления. Мудрость Божественная не зависит ни от чего постороннего или внешнего, как мудрость человеческая: она самобытна, как самобытно Существо Божие, а потому вечна и неизменна всеобъемлюща и всесовершенна.
Так и изображает Откровение это свойство Божие. Действия премудрости Божией проявляются во времени, но сама премудрость вечна и самобытна, как Бог. Искупление и усыновление нас Богу Иисусом Христом, по слову Апостола, предопределено Богом прежде сложения мирам (Еф. 1,4-5). О явлении премудрости в делах творения свидетельствует Бытописатель: «И виде Бог вся, велика сотвори: и се добра зело. (Быт. 1,31). Создание звездного неба привело в восторг ангелов. «Егда сотворены быша звезды, - показано в книге Иова от Лица Бога - восхвалиша Мя гласом вся ангелы Мои» (Ион. 38, 7). Священные писатели единодушно выражают глубокое благоговение к Создателю, взирая на мудрое устройство мира. «Благослови, душе моя, Господа, - воспевает Давид, созерцая устройство мира, - Господи Боже мой, возвеличился еси зело... Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, I, 24).
II. ВОЛЯ БОЖИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА
С совершеннейшим разумом в Боге внутренно и нераздельно соединяется совершеннейшая воля. Св. Писание во многих местах говорит о воле Божией. Спаситель научал в молитве предавать себя воле Божией: «Отче наш,... да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» (Мф. 6, IO) ; равно и Сам, молясь, чтобы «мимонести чашу сию» от Него, говорил: «Обаче не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42-43). Св. писатели свидетельствуют, что Бог действует «по совету воли Своея» (Еф. '1, 11; Пс. 113,11 и др.).
Понятие о свойствах воли Божией можно составить по аналогии со свойствами нашей воли, являющейся хотя и слабым, но действительным отображением воли Божией; сродство между ними показывает само же Писание, когда поставляет волю Божию образцом или идеалом и для человеческой воли (Мф. 5, 43; Рим. 12, 2 ). Воля человеческая по естеству своему является свободною, при правильном и нормальном своем проявлении определяется и руководится в своих намерениях и действиях стремлением к осуществлению в жизни идеала нравственного совершенства, а в осуществлении своих идеалов или целей является обладающей известной степенью силы или могущества. Эти свойства воли в самой себе - свобода, нравственное состояние и степень могущества или проявляются и во внешних ее действиях. С подобными свойствами, только в отрешении от всякого несовершенства и ограниченности, должна быть представляема и воля Божия. Такою изображается и в Откровении, именно, изображается по существу своему в ы с о ч а й ш е с в о б о д н о ю, по нравственном своему направлению - в с е с в я т о ю, по силе или могуществу всем о г у щ е ю, по отношению к тварям свободно-разумным -требующею от них святости и потому наказывающею зло и награждающею добро или в с е п р а в е д н о ю.