Духовность существа божия
Духовность существа божия
Говоря о Боге, как совершеннейшей Сущности, мы необходимо мыслим Его Существом духовным, бесконечным Духом, со всеми существенными свойствами духовного бытия: сознанием, разумом, свободою.
Откровение, действительно, и учит. что Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух. Так, Бог изображается в Ветхом Завете как Существо, обладающее сознанием, разумом, волею. Ему усвояется всеведение, премудрость, святость, благость, правосудие и другие свойства духовно-личного бытия. Моисей дважды называет Его Богом духов и всякой плоти (Числ. 16, 22; 27, 16), а о допотопном человечестве Сам Бог говорит: «Не имать Дух мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3).
Огонь, дым, мрак, под образами которых в Ветхом Завет описаны Богоявлення, были только символами, в которых Богу угодно было являть Свое присутствие людям, и не выражали собою самого Существа Божия.
В Новом Завете учение о духовности Божества раскрывается еще яснее. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в беседе с женою самарянкою сказал: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4,24). Указывая на время повсеместного поклонения Богу, Спаситель тем самым выражает мысль о том, что Бог есть Дух личный, не ограниченный просгранством, вездесущий, бесконечный. Спаситель тем самым выражет мысль о том, что Бог, как Дух, имеет нечто сходное с духом человеческим, обладает теми же духовными свойствами, только сообразными с его бесконечной природой. Это ясно из тех изречений Спасителя, в которых усвояется Богу знание, воля, деятельность, любовь и другие свойства, принадлежащие духовно-разумному личному существу. Таково же учение и апостолов о духовности Божества. Ап. Павел, например, говорит: «Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3, 17). Соединением мысли о духе с мыслию о свободе ясно показывается, что Бог есть Существо личное, свободно-разумное. Та же мысль преподается апостолам когда Он называется ими Отцом духов (Евр. 12, 9), невидимым единым, имеющим бессмертие (1 Т им. б, 16), а также, когда говорят о его разуме, воле, любви и других свойствах, принадлежащих только личному духу.
СВОЙСТВА СУЩЕСТВА БОЖИЯ КАК ДУХА
Понятие о духовных свойствах Божиих может быть составлено на основании наблюдения над природою человеческого духа, сотворенного по образу Божию. Существенные свойства, характеризующие духовно-личное бытие в конечных разумно-свободных существах, суть: разум, воля и чувство. С этих же сторон, конечно соответственно с бесконеччостию природы Божией, можно рассматривать и проявления Духа Божественного, тем более, что с этих же сторон Он, как дух, изображается и в Откровении. Следовательно, свойства Бога как Существа духовного, могут быть по разделены на свойства: I - разума Божия, II - воли Божи и III - чувства или чувствования Божия.