Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Гомилетика » Произнесение проповеди и воздействие ее на слушателя

Произнесение проповеди и воздействие ее на слушателя

2021-03-09СтудИзба

XI.   Произнесение проповеди и воздействие ее на слушателя.

Недостаточно составить проповедь, - надо еще произнести её. Произнесение - заключительный и очень ответственный акт в работе пастыря над проповедью.

Как произносить проповедь?

Первый этап.

Читать ли по тетради, или на память (наизусть) говорить заранее приготовленную проповедь? Решение этого вопроса во многом зависит от личных качеств проповедника: от степени ее самообладания, памяти, навыка к публичным выступлениям и проч.

Первый этап. Для начинающего проповедника первые выступления лучше связывать с чтением проповеди по тетради. Это поможет преодолеть психологические затруднения, неизбежные в начале, проповеднической деятельности: боязнь растеряться, ошибиться, забыть главные мысли, их последовательность. Бывает, что при выходе на амвон мысли сразу исчезают из сознания или, наоборот, как бы беспорядочной толпой устремляются, ошеломляют, дезорганизуют дух проповедника, создавая растерянность и боязнь.

Пугает проповедника, вышедшего на амвон, раскрывшееся перед ним пространство храма и эти сотни, а иногда и тысячи, устремленных на него глаз. Придет время, когда эти глаза и лица будут вдохновлять пастыря и помогать ему находить и дополнительные мысли, и нужные слова. Но на первые робкие шаги храм с молящимися может сказать подавляющее, тормозящее воздействие.

Полезно применить к состоянию оробевшего проповедника слова псалмопевца: «Страх и трепет прииде на мя»..., «ноги сострясошася» и «прильпе язык мой в гортани моей», иными словами обычно сами же проповедники характеризуют свои первые переживания на церковной кафедре.

Этого неприятного и вредного для проповеднического дела состояния можно избежать, если начать произносить первые проповеди, опираясь на тетрадь, т.е. читая по ней всю проповедь.

Но тетрадь, однако, временный спутник и помощник проповедника. Как бы выразительно не читал по ней проповедник хорошо составленную проповедь, последняя много теряет в своем  воздействии на паству, а пастырь - в авторитете проповедника.

Уткнувшийся в тетрадь проповедник, зависящий от нее в каждой мысли и слове, производит впечатление неполноценного не владеющего своим делом проповедника.

Слушатель хочет слушать Слово Божие от проповедника, хорошо знающего Священное Писание, убежденного в истинах провозглашенной им веры, легко и свободно, живо, сердечно, излагающего их в своей проповеди.

Рекомендуемые материалы

Слушатель хочет видеть (не заступления пастыря, его победу над ними), не слабости пастыря, а его силу и власть над словами и его собственной душой. Проповедь - это движение души проповедника, пропитанной Словом Божиим и его благодатными веяниями, к душе слушателя. Эту-то душу (точнее - дух) и хочет слушать слушатель, но не только из содержания проповеди, но одновременно и от самого проповедника. Он хочет видеть проповедника, его лицо, его глаза, всю его фигуру, обращенную к нему, чтобы, со своей стороны, устремиться своим взором, всем своим внутренним существом навстречу к нему, к его благовестию.

Всему этому мешает скованность проповедника тетрадью, невозможность оторвать от нее взора. Зависимость проповедника от тетради рисуется в воображении народа гораздо больше, чем есть на самом деле. Представляется, что читающий по тетради, читает ее не только для народа, но и для себя, учит и убеждает не сам от себя, не от прочувствованного и пережитого им самим, а от написанного, т.е. откуда-то взятого, чужого, описанного  лишь по долгу прочитанного в храме.

Такова внутренняя невольная, но вместе с тем и неискоренимая предубежденность слушателя против проповедника-чтеца. Поэтому не следует долго задерживаться на пользовании тетрадью.

Устное произнесение проповеди надо начинать с того, что хорошо усвоенную заученную проповедь произносить, держа на аналое текст ее, но обращаясь к нему только в случае остановки (провала памяти).

Этот прием предохранит проповедника от могущей возникнуть опасности что-либо забыть, потерять нить рассуждений. Если это случится, то текст, лежащий перед глазами проповеди, крупно и четко написанный, поможет проповеднику выйти из затруднения.

Второй этап.

Вторым этапом в устном произнесении проповеди является такая подготовка к ее произнесению, когда из написанной проповеди хорошо усваивается план ее и основные мысли, связывающие вопросы этого плана, т.е. усваивается конспект проповеди. Этот конспект и держит проповедник перед глазами на аналое, заглядывая в него лишь в случае крайней необходимости.

Особенность этого второго этапа заключается в том, что проповедник, произнося устно всю проповедь, может вольно или невольно допустить отступления от ранее составленной проповеди в отдельных, дополнительных мыслях, сохраняя верность основных, ведущим пунктам (вопросам) плана.

Эти дополнительные мысли могут или спускаться, или видоизменяться в своей фразировке, или заменяться  другими аналогичными мыслями.

Весь этот процесс является выражением некоторой творческой свободы проповедника уже в момент самого произнесения. На этом этапе следует, как можно дольше задерживаться всякому проповеднику.

Он ценен тем, что соединяет творческую свободу и инициативу проповедника дома и в храме с явным, однако, предпочтением и преобладанием творчества домашнего.

Преобладание работы дома является необходимым условием для творческой инициативы в храме, чем больше продумано и прочувствовано дома, тем скорее и вернее все это отзовется и в храме при произнесении.

Третий этап (импровизация).

Третий этап в произнесении проповеди наступает тогда, когда проповедник выступает с импровизированной проповедью.

Импровизация - проповедь продуманная, прочувствованная и подготовленная лишь в общих чертах, главных мыслях.

Обычно записывается - и то не всегда - лишь план, реже краткий конспект, т.е. основной костяк ее. Существенное отличие импровизации от обычною проповеди заключается в том, что она, готовясь дома лишь в исходных, опорных пунктах, не связывает творческой мысли проповедника или произнесении ее в храме, предоставляя ей, возможность выражать себя в форме живого, непосредственного, из сердца выходящего поучения, переход к импровизации связан с переходом на так называемый разговорный тип мышления, нередко бывает, что при произнесении импровизированного поучения меняются и вопросы плана, и аргументация в развитии мысли, и самые мысли заменяются одни другими. В этом случае задуманная, как импровизация, проповедь переходит в ЭКСПРОМТ.

Экспромт.

ЭКСПРОМТ - это мгновенно возникающая проповедь, вызванная к жизни или необходимостью, или желанием поделиться со слушателями первыми, пришедшими в голову, мыслями и настроениями.

Нередко бывает, что опытный, привыкший владеть собою и сразу же мобилизировать все свои внутренние ресурсы проповедник встает перед внутренней потребностью выступить со словом без какой-либо предварительной подготовки.

Так слушая, литургийное евангельское чтение, проповедник вдруг ощущает в себе благодатное состояние и наплыв мыслей, порождаемых читаемым евангелием, и он сразу же, по прочтении Евангелия, выступает перед молящимися с проповедью-экспромтом.

Отчаяние родственников при отпевании умершего, может дать внутренний толчок пастырю открыть уста у гроба со словами утешения.

Это будет менее ответственный, чем за Литургией, экспромт, но все же это будет экспромт в его подлинном и чистом виде.

С каким настроением выходит на кафедру проповедник?

В  день проповеди у проповедника с начала богослужения является особое настроение сосредоточенности и известного напряжения - они должны проявляться в молитве.

Содержание проповеди и ее словесная оболочка - форма, приготовленные заранее, не должны беспокоить и мешать ему молиться. Наоборот, они усиливают и обостряют его внимание, располагая его молитвой создавать то высокое настроение у себя и у молящихся, которые столь нужно и само по себе и для великого дела благовестия. По мере приближения произнесения проповеди проповедник усиливает молитву о том, чтобы Господь помог ему открыть свои уста для произнесения проповеди во славу Божию и спасение верующих.

В волнении молодого проповедника перед произнесением и во время произнесения поучения чрезмерные большое место занимает опасение, как бы ему не провалиться, не обесславиться, не понести урона своему личному авторитету.

И после хорошего произнесения некоторый элемент тщеславия может преобладать в настроении проповедника, ему приятно слышать слова высокой оценки его проповеди, и часто бывает больше упоен радостью за свои личный успех, чем радостью о славе Божией, за содействие спасению своей паствы.

Элемент личной славы, если позволить ему развиться, скажется отрицательно и на успехе всего дела проповедничества: сила воздействия на паству тем больше будет падать, чем больше у проповедника будет желание личного успеха.

Одним из средств в борьбе с этим опаснейшим недугом молодого проповедника является работа над подготовкой к проповеди в течение целой недели.

Со дня на день размышляя над проповедью, читая Слово Божие, творения отцов церкви, жития святых, чтимых церковью на этой неделе, молясь о помощи Божией, проповедник невольно проникается сознанием своих немощей и недостоинства.

Составляя проповедь, все глубже и глубже проникая в относящийся к ней обширный материал, приспосабливая его к себе и к своей пастве, проповедник постепенно обогащает и развивает в себе те внутренние «сокровенные силы», те «грунтовые воды», которые, составляя так называемое внутреннее слово, питают и слово внешнее.

Тем самым проповедник исподволь вылечивается и от недуга тщеславия, честолюбия и гордости.

«Не мне, не мне, а имени Твоему», - вот, что должно звучать в душе проповедника и при подготовке, и при произнесении, и после произнесения проповеди.

В проповедничестве не должно быть «ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (Фес. 2:3), «ни ласкательства, ни видов корысти» (Фес. 2:5). Не должно «искать славы человеческой» (Фес. 2:9), «угодия не человекам, но Богу испытывающему сердца наши» (Фес. 2:4). «Не слово человеческое, а слово Божие» (Фес. 2:13) сообщает проповедник к спасению себя и своей паствы.

Как приступить к произнесению проповеди и какими силами голоса ее проводить?

Опытные проповедники говорят, что следует особенно хорошо подготовить первые слова проповеди и произнести их отчетливо, медленно, спокойно и торжественно. Для начинающего проповедника важна манера и самого выхода на амвон выход должен быть замедленный, спокойный, достойный того великого дела, ради которого проповедник появляется на святом месте. Также спокойно и равномерно проповедник осеняет себя крестным знаменем перед местной иконой и, повернувшись к пастве и повременив несколько, вновь осеняет себя крестным знаменем со словами медленно и раздельно произносимыми «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». В эти первые секунды появления неопытного проповедника на амвоне, в моменты первых его жестов и слов, происходит решающий сдвиг в его психологии овладев собой в первых жестах и словах, он овладевает своей волей и дальше уже без особых затруднений и замешательство ведет проповедь до конца.

Проповедь предназначается для всех слушателей, поэтому проповедник должен использовать все свои голосовые ресурсы, чтобы донести проповедь до всех и каждого в отдельности. Под этими ресурсами имеются в виду: и сила голоса, и богатство интонации, и разнообразие ритма, и сердечность, и задушевность тона.

В деле произнесения проповеди должна быть предельная естественность и искренность. Фальшь, наигранность, искусственная приподнятость голоса и тона здесь нетерпимы. Поэтому, когда мы говорим о голосовых средствах, то имеем в виду не искусство ораторского произношения, всегда содержащего в себе элемент искусственности, а естественность и полноту одушевления во внутреннем и во внешнем слове проповедника. Эта естественность и полнота одушевления, приподнятость духа, накопленная подготовкой проповеди, сами в себе находят и силы и выразительность голоса и тона.

В проповеди есть особые места, где выразительность голоса и задушевность тона поднимают проповедь на предельную высоту - это патетические места скорбного или назидающего пафоса.

В моменты произнесения этих мест проповедник всем своим голосом и существом стремится проникнуть в душу слушателя, чтобы передать ее, по слову апостола, «не только благовестие Божие, но и свою душу» (1Фес. 2:3), чтобы в самой душе слушателя тронуть и возбудить к жизни такие силы, которые иначе никак ничем не пробудить, В этом проникновении, в этой близости к душе человеческой и заключается весь смысл пафоса проповеди, если он не получается у проповедника естественно, сам собой, как выражение близости его души к душе слушателя, то искусственность в его создании будет нетерпимой формальностью и недопустимым приемом.

Как проповедь воздействует на слушателя.

Проповедь тем успешнее достигает своей цели, чем больше затрагивает духовно-моральное состояние человека, чем более опирается на религиозный опыт самого слушателя. Однако душа каждого слушателя по-разному духовно оживает[1] и по-разному воспринимает проповедь и ее отдельные места.

Люди с настроением мечтательно-поэтическим больше всего отзовутся на места возвышенно-описательные и трогательные. Слушатели, омраченные сознанием своей греховности и житейской скорби, больше отзовутся на места нравоучительные. Души созерцательные и рассудочные привлекутся местами вероучительными, просветительными, хорошо обоснованными ссылками на Священное Писание. Людям практическим, деловым, утилитарным больше всего придутся по сердцу примеры из жизни святых подвижников примеры и сопоставления из окружающей жизни[2].

В чем выражается воздействие проповеди на слушателя? В чем суть психологического преломления ее в душе слушателя? Оно выражается в том, что проповедь, коснувшись, души слушателя, начинает совершать там свое благовестие. Оно дает двойной эффект ближайший - в виде приподнятого состояния (настроения) и более отделенный и существенный - в виде произрастания в душе семени от прослушанного Слова Божия и выявления плодов его в последующее время. Точнее говоря, ближайший эффект благовестия выражается в том, что в душе возникает процесс беседы с собой же самой: голосом совести душа упрекает себя в греховных делах и вожделениях, вскрытых в проповеди, и голосом веры и надежды на милосердие Божие бодрит себя. Она тем более упрекает себя, чем сильнее проповедник вскрыл ее греховность, тем сильнее уповает на милосердие Божие, чем полнее проповедник вскрыл неизреченную любовь и близость Господа к падшему грешнику.

Душа слушателя, следовательно, резонирует, и сама благовествует в том же направлении и духе, в каком благовестие проповедника.

Чем благочестивее и ближе к пастве проповедник, тем сильнее его слова и благотворнее влияние его на паству. Тайна влияния проповеди в том, что он предлагает слушателю самое дорогое, интимно-близкое, насущно необходимое: она предлагает ему его же самого, его спасение.

Все внешнее в жизни человека приходит и уходит, но остается с ним всегда его внутренний мир, его совесть, его дух с тревожными вопросами о смысле жизни, о Боге, о вечности, о спасении. Эти вопросы в жизни верующего человека то поднимаются на поверхность сознания, то опускаются вниз, в сферу сокровенных помыслов и воздыханий, то толкуются около «порога сознания», ожидая случая к выходу наружу, в область мысли и сердечных переживаний.

Проповедническое слово открывает им дверь в сферу сознания и мысли, чувства и воли. Вот почему слушатель, слушая проповеди, в сущности, слушает самого себя, вдруг заговорившего устами проповедника о том, что «залежалось на сердце, о чем тоскует душа, чего требует совесть и дух человека.

«Да-да, верно-верно, и я всегда, так думал», - отвечает внутренний голос слушателя на одни мысли проповедника. «Вот откуда зло то идет»..., «всякий грех начинается с этого», - отвечает она на другие мысли проповедника.

«Грешен, грешен, сам вижу, что грешен!» - бросает он реплику на третьи мысли.

«Помилуй и пощади, Господи, по Своей неизреченной милости и человеколюбия!» - отвечает он молитвенным вздохом на заключительные слова проповеди.

Дело спасения человека - это дело его духа, по преимуществу[3]. Трепещет перед Богом, содрогается от греха, замирает от упреков совести, нисходит в ад нравственных страданий, восходит на высоты духовного умиления и любви к Богу и ближним именно дух человека.

Этот дух обладает необычайной чуткостью, отзывчивостью и духовной жизни своего ближнего. Здесь он понимает с полуслова, с одного намека, взгляда. Духовное духовным воспринимается. Люди одного духа чувствуют друг друга и незримо влияют один на другого. Это обстоятельство имеет особое значение в воздействии на душу слушателя.

Основная тайна проповеди в тайне общения одного духа человеческого с другим, если проповедник благочестивый, смиренно-молитвенный человек, и проповедь эта задушевна, проста и благодатна, то она будет воздействовать на слушателей не только содержанием его слов, но и двоением его духа в теплоте и сердечности слов выраженного.

Этим именно движением своего духа и проповедник пробуждает слух слушателя, заставляя его беседовать с самим собой, как об этом было сказано выше.

«Сеющий от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8), т.е. вызовет для стяжания вечной жизни тех, кто слушает проповедь и сам пожнет эту вечную жизнь.

Здесь мы вплотную подошли к тому, что, по слову апостолу называется «явлением духа и силы» (1Кор. 1:5).

Дар слова проповеднического, проникнутого силой благодати и покоряющего души человеческие, называется духовным помазанием на основании слов Евангелиста: «и вы помазание имеете, от Святого и знаете все» (Ин. 2:20).

Результат  воздействия произведи на верующих.

Результат воздействия проповеди на слушателя, как и самое воздействие, есть дело Божие (1Кор. 3:7).

Здесь одна из тайн домостроительства Божия, спасения грешной души человеческой через Слово благовестия. Слово Божие, передаваемое благочестивой, доброй душой проповедника, само как бы оживает и действует на слушателя, как живое слово Бога (1Фесс. 2:13), рождая его дни новой жизни.

О действии его так говорит апостол: «Ибо Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и тела, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.  4:12).

О действии этого «живого слова» у Апостола выражается в том, что оно ставит душу лицом к лицу с самой же собой, снимает с нее покровы всякого самообмана и лицемерия, указывая, что все ее чувства и мысли греховны и гибельны. Так же и проповедь пастырская на основе Слова Божия вскрывает внутреннее состояние своего слушателя, чтобы привести его к очищению и изменению.

Покаявшегося и приблизившегося к Богу Слово Божие, как и проповедь, духовно благодатно питает, умудряя и вразумляя ко спасению. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).

Чем больше преуспевания и покаяния, смирения и других добродетелей оказывает христианская душа, тем сильнее и всестороннее воздействие проповеди на эту душу.

Вместе с этой лекцией читают "Общая характеристика инстинкта".

Проповедь, на Слове Божием основанная и духом благодати Божией растворенная, насыщает душу точно так же, как обыкновенный хлеб насыщает тело (Мф. 4:4; Лк. 4:4). Не напрасно Святитель Иоанн Златоуст свои поучения  весьма часто называет трапезою.

Такая проповедь доставляет благодать слушающим (Мф. 4:29) приносит им пользу, «растворяя их веру» (Евр. 4:2), запечатлеваясь на «скрижалях сердца» (2Кор. 3:3), а отсюда переходит и в самую жизнь слушателя (Лк. 6:45).

Духовное слово проповедника никогда не бывает «тщетным». «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращаются, но напаяет землю и делает ее способную рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 50:10-11).



[1] Начинающему проповеднику следует учиться выразительному чтению и произношению на материале художественной литературы, в беседах с товарищами и др. Создав навык художественной выразительности, проникновенности, проповедник использует его невольно и безотчетно и в деле проповедничества. В этом случае этот навык будет готовым каналом, по которому устремится религиозная одушевленность проповедника к сердцу слушателя.

[2] Исходя из этой разнородности восприятия слушателей, следует при составлении проповеди вводить в нее и моменты художественности и описательные (например при описании внешней обстановки чудес Спасителя, при передаче Его притч и т.д.), моменты из жизни подвижников, моменты психологического анализа греховности человеческой, моменты теоретико - просветительные (вероучительные)  и пр. В системе своих проповедей проповедник так должен располагать эти моменты, чтобы в этом случае преобладали одни, а в другом – другие . Сама же тема в содержании проповеди будет показывать, когда и какие моменты следует вводить полнее в проповедь. Сообразно индивидуальным склонностям самого проповедника в его проповедничестве всегда будет преобладать, однако, один из видов проповеди: психологическая, публицистическая, аскетическая, художественно-описательная и т.д. Соответствие душевных склонностей и у проповедника и слушателя рождает,  очевидно, привязанность и любовь последнего к первому, Каждый проповедник должен в своем проповедническом деле и опыте отражать время от времени все виды проповедей и все разнообразие указанных моментов.

[3]  0 различии души и духа в человеке вполне доступно изложено в книге епископа Феофана "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?"

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее