Роль религии в международных отношениях
Роль религии в международных отношениях. К сожалению, этому уделяется мало внимания. Книги М. Олбрайт «Религия и политика», Шлезингер «Циклы американской истории». В отечественной литературе эта проблема никогда не рассматривалась, и даже наоборот идет отрицание религиозного фактора. В последнее время, особенно после появления работы Хантингтона «Столкновение цивилизаций», фактору религии стало уделяться больше внимания.
Без религиозного фактора многие явления в отношениях гос-в с разными цивилизационными основами очень трудно, а то и вообще невозможно. Даже в светских гос-вах после II МВ стали проявляться рецидивы религиозного мировоззрения. Турция, скажем, расколотая страна. Сам раскол – это следствие вестернизации, а не сама вестернизация.
С 80-х гг. появляется фундаментализм, а он призывает к единению исламского мира, выдвигая идею уммы, а не национального государства. Создана Организация исламской конференции, т.о. они выдвинули свою альтернативу ООН. Создан исламский банк, исламская «восьмерка», исламский «красный крест», много неправительственных фондов, организаций. В рамках исламского мира идет оказание помощи бедным странам, поддерживаются исламские террористические организации.
В отношениях м/у мусульманскими странами отражается момент, что правители представляют мусульманскую страну – главы мус. гос-в обязательно должны совершать паломничество в Мекку.
Есть обстоятельства, которые противоречат – интеграция мус. стран в мировую экономику, в межгосударственные отношения. 95% торговли Саудовской Аравии – торговля с Западом.
В мусульманских странах много проблем. Это и палестинская проблема, и проблема курдов – они не отказались от создания независимого курдского гос-ва, пуштунская проблема в Афганистане и Пакистане, проблема Белуджистана, Кашмирская проблема, территориальные споры – Оман, Ирак-Кувейт, Ирак-Иран, Саудовская Аравия-Йемен, противоречия с Бахрейном. Мусульманский мир неоднороден – там есть и представители христианского вероисповедания.
Иудеи и христиане издавна живут на Ближнем Востоке и сосуществовали с мусульманами. В Османской Империи гонений на христиан и иудеев на Ближнем востоке не было.