БЕЛЫЙ Андрей
БЕЛЫЙ Андрей (наст, имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - поэт, прозаик. Теоретик символизма. Родился в семье известного математика, профессора Московского университета Н.В. Бугаева. Под влиянием отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета университета, окончил его. Уважение к точным наукам и своего рода чувство гордости и сопричастности с ними он пронес через всю жизнь. В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Белого (особенно его интересовали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Шопенгауэр, И. Кант, Г. Спенсер, Ф. Ницше). Представления о религиозном назначении творчества и конечной цели его преображении духовной жизни общества, предопределили сближение молодого Белого с "младшими символистами". Вместе со своим гимназическим товарищем С. Соловьевым организовал кружок московских "аргонавтов". На протяжении многих лет Белый являлся признанным теоретиком искусства. По его учению выходило, что искусство - это кратчайший путь к религии, а музыка - господствующий вид искусства. Эти идеи получили отражение в художественной практике Белого, прежде всего в его "симфониях". "Симфонии" Белого - оригинальная попытка создания литературного произведения по музыкальным законам: с использованием рефрена, контрапункта, последовательного и перекрещивающегося чередования тем, размытости образов. Всего Белый написал четыре "симфонии": "Северную", "Драматическую", "Возврат", "Клубок метелей". Своеобразной поэтической параллелью темам "симфоний" стали сборники: "Золото в лазури", "Пепел" (обращен к теме родины и народа) и «Урна» (запечатлел попытку автора обрести точку опоры в научном знании). Наиболее значительным из всего написанного Белым в прозе является роман "Петербург" (1912; вторая редакция - 1927). В центре повествования автора - Россия на переломном этапе своей истории в октябре 1905 г., т.е. в разгар революционных событий. Роман написан в стиле ритмической прозы, что оказало заметное действие на русскую прозу 1910-1920 гг.