Исламский мир как субъект международных отношений
Исламский мир как субъект международных отношений. Субъектом междунар. отношений явл. гос-ва, действуют также различные акторы – ТНК и проч. Это все гос-ва, где большинство население – мусульмане, и они явл. субъектом. Некоторые гос-ва не позиционируют себя как мусульманские – Албания, Казахстан, Индонезия. Возможно, в виду имеются ТНК (бизнес-организации), существующие в исламском мире – Лига Арабских Государств, Организация Исламской Конференции (57 гос-в; не все мусс. страны). Исходить только из того, что ТНК явл. субъектом междунар. отношений можно сказать с натяжкой.
Еще один подход – религия. Речь идет не о гос-ве, как таковом, а о цивилизации, значимая роль уделяется религии. Ислам имеет свою специфику – принцип религиозной уммы. Существует т.н. «исламский проект». О нем говорили наиболее активно в первое десятилетие XXI в., попытка возродить идею раннего средневековья – создание халифата. Эта идея была выдвинута талибами. Однако в рамках арабского мира существует идея общеарабского государства, объединения арабов. Хотя идея постоянно и озвучивается, были даже попытки объединения, но ничего не получилось. Верх брали национальные интересы, и прежде всего, египтяне считали, что они в первую очередь египтяне, уже потом – арабы, а только затем – мусульмане. Однако сейчас о нем говорить стали меньше. Но надо иметь в виду, что какие бы ни были различия, религиозный фактор присутствует в политике исламских гос-в. Запад до недавнего времени пренебрежительно относился к исламскому миру, т.к. после распада Османской империи исламский мир был объектом междунар. отношений, и никак не субъектом. Когда произошла революция 1979 г. в Иране – Запад начал пересматривать теории модернизации, т.к. западная наука оказалась в тупике. С того времени и появились исламские проекты, исламский мир стал головной болью.