Развитие психологического знания в романтический период
Тема 8
Развитие психологического знания в романтический период (первая половина 19 века)
«… в период между 1790 и 1840 гг. произошло движение от разума в сторону чувства и веры… Борьба человека с самими собой стала считаться занятием более интересным и многообещающим, нежели борьба его с внешним миром, причем впервые этот внутренний конфликт стал одновременно и предметом интеллектуального рассмотрения» (Ф. Александер, Ш. Селесник. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней, 1995).
Закончилась эпоха имперских притязаний Наполеона. Происходит поворот к субъективному миру человека. Острым образом начинают о себе заявлять внутренний мир человека. Если эпоха Просвещения ставила задачу перехода от физикалисского понимания человека к его внутренним качествам. То 19 век – острейший интерес к движениям человеческого духа.
Классическая немецкая философия 19 в. целиком идеалистична и при этом субъектна.
«Механическая картина мира «сменялась новым представлением о природе, в основу которого легли принципы сохранения и превращения энергии, детерминизма и атомистики, учение об историческом развитии Земли и органического мира». (Развитие естествознания в России…)
«Победоносное вторжение естественнонаучного мышления по существу дела легко нашло себе в соципальных и психологических явлениях пункты, в которых оно могло укрепить рычаги своего метода исследования…» (Виндельбанд В. История философии, 1997)
Естественнонаучное мышление пытается быть применимым к вопросам социально-психологического порядка.
Развитие психологических идей в контексте философии
Ещё посмотрите лекцию "57 Свойства абсолютно сходящихся рядов" по этой теме.
Ассоцианизм
18 век:
Закономерный переход от одного факта сознания к другому определяется нейродинамикой (понятой либо как движение «животных духов» (Р. Декарт), либо как вибрация нервных волокон (Д. Гартли))
19 век:
Интроспективная трактовка: ассоциация как имманентно (внутренне присущий)-психический, а не телесно-психический принцип организации и закономерного хода умственных и волевых процессов (Томас Браун, Джемс Милль).
Здесь мы видим качественный скачок развития направления, которое стало основополагающим направлением эмпирической психологии. Ассоциация приобретает чисто психологическое объяснение, отказ от чисто физиологической методологии, чисто физиологического инструментария объяснения. Косвенно мы можем говорить о кристаллизации собственно психологического предмета изучения.