Развитие психологических идей в контексте философии
Лекция 14 (06.12.10)
Развитие психологических идей в контексте философии
Иоганн Фридрих Гербарт (1774 – 1841)
Учение о «статике и динамике представлений»
Гербарт выдвигает гипотезу о том, что представления в качестве силовых величин могут быть подвергнуты количественному анализу.
Он исходил их того, что каждое представление обладает интенсивностью (субъективно воспринимаемой как ясность) и свойственна тенденция к самосохранению.
Взаимодействуя, они оказывают друг на друга тормозящий эффект, который может быть вычислен.
Он собирался вычислить динамический эффект взаимного торможения и взаимного поддерживания этих представлений. Но это мало кому удавалось.
На кого повлиял своими идеями Гербарт?
Рекомендуемые материалы
Густав Теодор Фехнер (классическая психофизика своей задачей видела вычисление взаимодействие между психической и физической компонентой. Закон Вебера-Фехнера – достаточно строгая математическая формула в психологии).
Вильгельм Вундт. Учение об ассоциациях.
Герман Эббингауз. Вычислял отношения между представлениями, динамика памяти.
Зигмунд Фрейд. Поддержал динамическую сторону исследований Гербарта.
Гербарт не очень известен и в философском кругу, хотя это один из немногих философов начала 19 века, который создал достаточно четкую философскую систему. Он один из первых педаговов (в педагогике он известен).
Что привело к возникновению сугубо психологического интереса?
«Умозрительность представлений о физиологическом механизме ассоциаций в соединении со стремлением понять своеобразие процессов, характерных для психической жизни в отличии от чисто телесной, привела к учению об ассоциации на имманентном (внутренне присущем) принципе сознания» (Ярошевский М. Г., История психологии)
Тем самым утверждалась идея не материальной, а психической причинности – сознание оказывалось причиной самого себя.
Начало 19 в. – утверждение сознания как категории не выводимой из других категорий. Потом эволюционная теория скажет, что сознание есть функция развития материи. Философия 19 в. поворачивается от механицизма к субъекту. Субъектная жизнь представляется более важной для исследователя.
Немецкая классическая философия
Немецкий классический идеализм. Философия достигла кульминации.
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814)
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 – 1854)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)
Людвиг Фейербах (1804 – 187..)
Это философия субъектности личности.
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814)
Представление о человеке как о деятельном субъекте.
Нравственность немыслима без свободы воли. В свободе – путь к обновлению человечества, к созданию «новой земли и новых небес». Свобода допустима лишь с идеалистической точки зрения.
«Уже при одном имени свободы сердце мое раскрывается, расцветает, тогда как при слове «необходимость оно болезненно сжимается».
Свобода связана с нравственностью. Нравственные законы – это утверждение личностной свободы человека.
Личность имеет три онтологических характеристики: нравственность как содержательная сторона личности, целостность (формальное содержание личности), свобода (динамическое проявление личности).
Свобода личности – это вещь абсолютная. Человек может ее сдерживать, но она всегда есть.
Свобода возможна только с идеалистической точки зрения. Мы утверждаем некие идеальные положения в человеке и видим их проявления в определенных чертах.
Достоевский в своих дневниках пишет, что он не психолог, а «пневмолог» (пневма – дух), идеалист, и «мой идеализм более реальный, чем идеализм некоторых философов. Вся его литература пронизана эмприческими выводами из идеальных представлений персонажей. У каждого персонажа есть своя идея.
«Идиот» – идеи выражаются эмпирически (не высказываются). Настасья Филипповна – как удушающее облако, она не имеет никакой идеи. (Почитать Достоевского!!!)
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 – 1854)
Идея творчества как такового – некий эквивалент развития природы.
Человек – связующее звено двух миров – природы и духа. Основные внутренние противоречия человека (природы и духа, сознательного и бессознательного, теоретического и практического, разума и нравственности) утрачивают свою противоположность в высшей целевой деятельности «Я» – в искусстве (как высшем выражении творческого я).
Искусство в любом своем выражении – это некая кульминация творческости человека. Чем для нас важен Шеллинг с этой точки зрения? Он утверждает идею творчества, которая вбирает в себя противоположные стороны действительности.
Если в истории абсолютное совпадение необходимо и свободно существует только в Боге, то в искусстве это же совпадение имеет место в творчестве художника.
Художественное творчество, представляя собой планомерный акт или процесс, который совершается так же бессознательно и необходимо, как и процесс природы. Такая необходимость является для художника чем-то вроде рока судьбы – но эта судьба, этот рок и есть его гений.
Для Шеллинга в искусстве развитие самосознания получает свое завершение. Человек субъектен именно тем, что имеет творческую активность.
Точное «попадание» в гармонию не поддается осмыслению.
К Достоевскому тоже трудно подходить аналитически. Каждое произведение – целостный завершенный акт.
Мы говорили о Гельвеции, который говорил, что страсть – некая движущая сила человеческого познания, без страсти познание бесплодно. Страсть – и есть некая необходимая составляющая творчества.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)
Выделяет психологию в качестве одного из трех разделов учения о субъективном духе, или индивидуальном сознании (наряду с антропологией и феноменологией духа).
Различает в человеке ряд аспектов:
- индивидность (органическое природное начало в человеке)
- индивидуальность (которая формируется социальной средой)
- личность (которой человек становится в результате своей жизнедеятельности)
Это разделение на планы потом будет воспроизводиться много раз, вплоть до конца 20 в.
Наша русская философия во многом берет начало в немецкой.
Формулирует учение об Абсолютном духе, который проявляет себя в природе и в истории. Роль героя – человека, чьи действия получают поддержку национального духа.
Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть – мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придет к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет царство Свободы.
Герой – это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа.
«призвание всемирно исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа».
«великая личность не может сама творить историческую реальность, а лишь рассматривает неизбежное будущее развитие…
Людвиг Фейербах (1804 – 1872)
Чувственность – единый источник истинного знания.
Люди также интересуются этой лекцией: 4. Принципы составления математических моделей.
Достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого.
«Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное – реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли – и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения».
Любовь – с христианской точки зрения (сначала была любовь, затем тварный мир). Не имея любви, мы никогда не придем к общему восприятию.
Сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющимся на других, ибо «я» неотделимо от «ты».
«… тумаки его братьев и щипки его сестер научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». (Л. Фейербах)
Гуманистическая психология – это утверждение субъектности другого человека.