Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Введение в этническую психологию » Социальная психология этнического взаимодействия

Социальная психология этнического взаимодействия

2021-03-09СтудИзба

Глава 11. Социальная психология этнического взаимодействия.

Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодействия является методологически оп­ределенным, так как субъект деятельности, ее предмет и сред­ства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этниче­ское сообщество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инструментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллек­тивов.

Проблема изучения социально-психологических характери­стик групп (коллективов) как факторов результативного социального взаимодействуя стала интенсивно изучаться в отече­ственной социальной психологии в 1960—1970-х гг.

Одним из первых к этой проблеме обратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психологические характеристики группового субъек­та, он подчеркивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаимодействии, именно в нем, группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъек­та, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый—»общественный» блок—включает в себя социальную направленность, организованность и подго­товленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально – деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй – «личностный» блок—объединяет интеллектуальную, эмоциональную и воле­вую коммуникативность и отражает три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей. В третий блок – «блок общих качеств» – вошли такие социально-психологические характеристики контактного группового субъекта, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность.

Выделенные социально-психологические феномены, возника­ющие в процессе межличностного взаимодействия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социаль­ную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическую сферу группового сознания. «Организо­ванность» этнической группы раскрывает ее способность к са­моуправлению, к оптимальным функционально-ролевым взаи­моотношениям. «Подготовленность» может рассматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимо­действию на основе необходимых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллектуальная коммуникативность» может ха­рактеризовать межличностное восприятие и установление вза­имопонимания между участниками взаимодействуя в процессе общения. «Эмоциональная коммуникативность» определяет эмоциональность межличностных связей членов группы, дина­мику эмоционального настроя и его потенциалы. «Волевая ком­муникативность» рассматривается как способность этнической группы противостоять трудностям и препятствиям, как своеоб­разная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных си­туациях. «Интегративность» выступает мерой единства, слит­ности, общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удов­летворенность группой, комфортность в ней. «Референтность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном групповых этнических ценно­стей. «Лидерство»—влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интрогрупповая активность» выступает мерой ак­тивности этнофоров. «Интергрупповая активность» означает влияние одной этнической группы на другие.

Другое направление исследований характеристик коллектив­ного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллективный субъект, согласно этой кон­цепции, выступает как иерархически организованная, много­уровневая система активиости, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов. В качестве ведущего фактора становления и разви­тия всех форм внутригрупповой активности выделяется со­циально значимая совместная деятельность.

Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказы­вают, главным образом, те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущие занятия и цели до­минирующей этнической группы в данном сообществе. На ус­пешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходят не только в ее структурно-фор­мальных параметрах, но и в специфических для нее отноше­ниях, возникающих в процессе совместной коллективной дея­тельности.

Решая вопрос о соответствии системы критериев (показате­лей, признаков) эффективности группы, необходимо различать два уровня такого соответствия: нормативный и сверхнорматив­ный, т. е. соответствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не толь­ко им, но и высшим морально-нравственным ожиданиям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, —»пассионарность этноса» (или образно—»локомотив этногенеза») как способ­ность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии – не могут рассчитать себя в плане последствий своих поступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей прояв­ления, необходимо много пассионариев, т. е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого можно сформулировать и закон этногенеза: работа, выполня­емая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напряжения», т. е. количеству имеющейся в эт­нической системе пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психоло­гии пассионарность можно рассматривать как уровень актив­ности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик.

В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности, раскрывающих ее динамический (процессуаль­ный) характер, исследователями, в частности А. Л. Журавле­вым, выделяются: целенаправленность, мотивированковать, структурированность, согласованность, интегративность, орга-низованность, результативность, пространственные и времен­ные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.

Рекомендуемые материалы

Целенаправленность как ведущая социально-психологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскры­вает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Целенаправленность характеризуется групповыми инте­ресами, социальными установками, убеждениями, идеалами.

Следующая характеристика коллективного субъекта—ор­ганизованность, т. е. упорядоченность, подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписаниями, при этом основными параметрами организованности коллективного субъекта выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятель­ности.

Завершая рассмотрение наиболее известных подходов к вы­делению социально-психологических характеристик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концеп­туальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики группового субъекта взаимодействия, в том числе и этниче­ского, большинством исследователей предлагается использовать его направленность. Это ставит перед этнической психологией задачу раскрыть понятие направленности этноса как интеграль­ного фактора регуляции этносоциального взаимодействия.

Как известно, регуляция социального поведения детерминиро­вана социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традиционно принято выделять сле­дующие группы социогенных потребностей:

1) потребность в сотрудничестве, кооперации, совместных коллективных дейст­виях, взаимопомощи;

2) потребность в лидерстве, руководстве;

3) потребность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями;

4) потребность в самовыражении, само­утверждении, самореализации и тесно связанная с ней потреб­ность в уважении, престиже, успехе.

Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм эт­нического взаимодействия не является однозначным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социаль­ного развития этнического субъекта и формой организации его взаимодействия с другими субъектами. Это позволяет нам пред положить наличие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегрирующим фактором в этническом коллективном взаимодействии, по на­шему мнению, является социальная направленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехко-мпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной активно­сти), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявле­ние симпатий и антипатий к нему) и праксический (последо­вательное поведение по отношению к объекту) компоненты. Каждый из них отличается собственным набором психологи­ческих характеристик этнического субъекта социального взаи­модействия. Когнитивный компонент раскрывается через целе­направленность и мотивированность, аффективный компонент— через эмоциональность и стрессоустойчивость, праксический компонент—через интегративность, организованность и кол­лективность.

Рассмотрим более подробно выделенные структурные эле­менты.

Целенаправленность может быть рассмотрена как харак­теристика этнического субъекта, отражающая его готовность к достижению групповых целей этносоциального взаимодействия. Цель взаимодействия является исходным пунктом развертыва­ния всех форм внутригрупповой активности, это организующее и системообразующее начало взаимодействия. Цель взаимодей­ствия можно рассматривать как феномен опережающего отра­жения, как идеальное представление будущего результата, ко­торое определяет характер и способы этносоциального взаимо­действия.

Мотивированность как характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтересованного отноше­ния к этносоциальному взаимодействию. Она представляет со­бой особую сопряженность мотивов в конкретной социальной ситуации, процесс осознания субъектом потребности в достиже­нии этносоциальных групповых целей.

Эмоциональность проявляется в отношениях к взаимодейст­вию и формируется 'под влиянием сложившихся обстоятельств, которые приобретают эмоциональную значимость для этниче­ской группы (сообщества, коллектива) и избирательно вызы­вают позитивное или негативное отношение членов такой груп­пы к различным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности чле­нов группы реализацией этносоциальных целей.

Стрессоустойчивость как характеристика этнического субъ­екта и как фактор взаимодействия обусловлена способностью субъекта согласованно и быстро мобилизовывать эмоциональ­но-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включен­ности членов этнической группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмоциональной напряженности, уровнем социально-психологи­ческого развития и организованности этнической группы, сте­пенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанностей по нейтрализации дисфункций, подавлению де­структивных проявлений.

Интегративность раскрывает генезис интегративных про­цессов в этнических группах, коллективах, собществах и пред­ставляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодействии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процес­сов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечивают необходимые для этноса монолитность, структу­рированность, согласованность, позволяющие рассматривать его как единое целое. Значительная часть социальных психоло­гов имеют тенденцию выводить особенности интеграционных процессов из группового общения и взаимодействия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегративных феноменов этнического субъекта, таких как психологический климат, межличностные отношения и т. д.

Выделение этих факторов в качестве показателей соци­альной направлености этнического субъекта и фактора взаимо­действия обусловлено особенностями процессов самоуправления и самоорганизации группы, коллектива, сообщества на всех этапах их жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что, например, организованность этнического субъекта связана прежде всего с функционально-ролевыми взаимодействиями, поскольку каждый член этнической группы занимает определенное место в ее иерархической структуре. Групповой этнический субъект, как и любой другой, наряду с официальной имеет и неофици­альную структуру, наличие которой во многом обусловлено ли­дерскими процессами, а само лидерство выступает как фактор организованности этнической группы.

Наконец, коллективность характеризуется рядом показате­лей, внутренне присущих деятельности этнического коллекти­ва, но имеющих разную степень выраженности. «Инициатив­ность» предполагает выход членов этнического коллектива за определенные нормативные ограничения, неизбежные в любом виде деятельности. «Заинтересованность» позволяет определить степень мотивировации каждого этнофора в совместной дея­тельности. «Дисциплинированность» проявляется в отношении этнофора к нормативным ограничениям, к целесообразности и справедливости требований, к соблюдению правопорядка как ценности. «Ответственность» раскрывается через совпадение интересов и стремлений членов этнического коллектива в при­нятии ответственности за результаты совместной деятельности. «Добросовестность» отражает соответствие реального поведения этнофора его функционально-ролевым обязанностям, соответст­вие поведения и деятельности нормативным предписаниям, ко­торые функционируют в виде традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками об­раз жизни этнического коллектива. «Требовательность» озна­чает степень должного отношения этнофора к этническим и социальным нормам, регулирующим поведение и деятельность. «Бережливость» («экономность») раскрывает органическое един­ство социальной и хозяйственной сторон жизнедеятельности этнического коллективного субъекта, опосредуется отношением членов этнического коллектива к процессу и результатам своей деятельности и является показателем их экономической воспи­танности. «Критичность» характеризует отношение к 'недостат­кам и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации совместной деятельности, так и в межличностных отношениях. «Соревновательная активность» оценивает степень включенности участников в совместную деятельность для до­стижения целей, поставленных перед этнической группой, кол­лективом, причем ценность целей определяется этнической груп­пой а сравнении с результатами аналогичной деятельности других групп.

В заключение отметим, что степень проявления выделенных нами характеристик обусловлена следующими психологиче­скими факторами:

Рекомендуем посмотреть лекцию "8.2 Методические рекомендации и литература".

— устойчивость основных интересов членов этнического коллектива в совместной и социальной деятельности;

— наличие развитых межличностных отношений;

— причастность к этническому коллективу, активное уча­стие в совместной и социальной деятельности;

— наличие в этническом коллективе достаточно развитой системы самоуправления и самоорганизации;

— наличие реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только совместную деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятельности этнической группы (коллектива).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5138
Авторов
на СтудИзбе
442
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее