Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Лекции по зарубежной литературе XX века » Постмодернизм и западноевропейская литература второй половины ХХ века

Постмодернизм и западноевропейская литература второй половины ХХ века

2021-03-09СтудИзба

Постмодернизм и западноевропейская литература второй половины ХХ века

Постмодернизм не фиксированное хронологически явление, а некое

                                                                             духовное состояние… У любой эпохи есть свой постмодернизм.

                                                                                                                                                                        Умбэрто Эко

Эпоха постмодерна.

В мировой литературе второй половины и конца ХХ века, т.е. в эпоху постмодерна, сосуществуют и развиваются различные стили и направления – традиционный реализм, элитарный модернизм, шокирующий авангард, игровой постмодернизм, а также различные явления с приставкой нео- (необарокко, неоромантизм, неонатурализм и др.). Если раньше литературные школы чередовались, то теперь все волны литературы, течения и направления существуют одномоментно. Однако, несомненно, центральным направлением в современной литературе является постмодернизм, хотя литературоведы уже поговаривают о его скорой смерти и начале другой эпохи – «постпостмодернизма».

Литературные направления, методы и стили ХХ века:

Эпоха модерна                                                                        Эпоха постмодерна

(1910-1940-е гг.)                                                                       (1940-1990-е гг.)

Рекомендуемые материалы

авангардизм и модернизм:                                                       антидрама

футуризм                                                                                   новый роман

дадаизм                                                                                      итальянский неореализм

ультраизм                                                                                  поздний экзистенциализм

примитивизм                                                                            постмодернизм

«поток сознания»                                                                     магический реализм

экспрессионизм                                                                        необарокко

сюрреализм                                                                               «конкретная поэзия»

имажизм                                                                         литература «разбитого поколения»

литература «потерянного поколения»                                   массовая культура (кич)

немодернистское искусство:                                                   модернистская литература

традиционный реализм                                                            традиционный реализм

соцреализм

Если эпоху модерна называют «революционной», эпохой «взрыва», то эпоху постмодерна – «постреволюционной», или эпохой «осмысления взрыва». Для эпохи постмодерна характерны политическая, этическая и эстетическая терпимость к тексту, отношение к литературе как к частному делу. В результате современная литература рассчитана на читателей с любым вкусом и интеллектуальным уровнем, она предлагает на выбор разнообразные стили, жанры, сюжеты и  темы. В настоящее время любая литература имеет право на существование, кроме откровенно порнографической и пропагандирующей насилие. Так,  запрещенные «за безнравственность» в начале и середине ХХ века книги в настоящее время уже реабилитированы, считаются классикой и издаются массовыми тиражами («Улисс» Джойса, «Любовник леди Чаттерлей» Лоуренса, «Тропик Рака» Генри Миллера и др.). Например, в 10-ом номере журнала «Иностранная литература» за 2000 г. был опубликован откровенный эротический роман французского автора Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы», один из героев которого – биолог-генетик размышляет о проблеме клонирования человека в ХХI веке, он считает, что клонирование сможет избавить человека от власти секса. Книга сразу же стала скандальной во Франции, но, несмотря на это, была выдвинута на престижную премию и достаточно быстро переведена на русский язык.

Доказательством тому, что современная литература очень разнообразна, могут быть нобелевские премии, присуждаемые в последние годы. В 1998 году нобелевским лауреатом по литературе стал португальский прозаик Жозе Сарамаго, автор скандального романа «Евангелие от Иисуса», который представляет собой своеобразное «альтернативное евангелие» - жизнь Иисуса Христа, рассказанную им самим. Сарамаго обращает внимание на проблемы человеческой плоти Богочеловека. В 1999 г. нобелевская премию получил немецкий прозаик Гюнтер Грасс, автор достаточно традиционной, по преимуществу реалистической прозы, уже ставшей классикой[1]. В 2000 г. нобелевская премия в области литературы впервые была присуждена китайскому писателю, пишущему на китайском языке, - автору романа «Гора души» Гао Синцяню[2] с формулировкой: «за литературные труды мирового значения и языковую гениальность, которые открыли новые пути выражения в китайскомромане и театре ». Для всего ХХ века, особенно для его начала и конца характерно внимание к восточной культуре (как к Ближнему Востоку, так и к Дальнему) для европейца экзотической. В последние десятилетия в Америке происходит буквально повальное увлечение буддизмом, создаются так называемые «дзен-буддистские тексты», «дзенские литература» и музыка, возникшие в результате медитации и настраивающие на медитацию[3], а постмодернистское мышление называют «дзэнским».

С одной стороны, современная литература как и прежде сохраняет разделение на литературу высокую, интеллектуальную («высоколобую») и литературу массовую, коммерческую, хорошо продаваемую. Интеллектуальная литература написана, как правило, профессиональными учеными-литературоведами, историками и философами, для которых вопрос денег не столь важен. Эту литературу нельзя назвать популярной, т.к. она рассчитана на узкий круг читателей-интеллектуалов, людей с хорошим вкусом и образованием. Однако, в настоящее время интеллектуализм в моде – имена Борхеса, Маркеса, Набокова, Павича считаются «культовыми». В отличие от интеллектуальной, массовая литература создана специально для широкого круга читателей, ориентируется на вкусы именно массового читателя и предназначена для отдыха[4].

С другой стороны, для постмодернистской литературы характерны тексты, созданные на грани «интеллектуальной» и «массовой литературы» (китча). В таких произведениях обыгрываются штампы массовой литературы, их авторы иронизируют над «массовой культурой». В качестве  характерного примера в западноевропейской литературе можно назвать романы канадца Дугласа Коупленда «Поколение икс», англичанина Чарльза Буковского «Макулатура», американца Энтони Берджеса «Заводной апельсин», в русской – Виктора Пелевина («Жизнь насекомых», «Поколение пи», «Чапаев и Пустота»).

Постмодернизм

Впервые термин постмодернизм был применен в 70-е гг. ХХ века по отношению к архитектуре как определение нового архитектурного стиля, немного позже Ихаб Хассан и Жан-Франсуа Лиотар перенесли этот термин в область гуманитарных дисциплин.

Постмодернизм как литературное направление – это совокупность появившихся в разных странах мира произведений, мировоззренческо-методологический фундамент которых составляют идеи и концепции постфилософии, эстетика базируется на принципе текстуальности и обосновывает плюрализм мировоззренческих моделей, культурных языков и стилей, созданных посредством деконструкции культурного интертекста и моделирования гиперреальности, что формирует важнейшие аспекты поэтики (И.С. Скоропанова).

Понятия постструктурализма (эстетическая концепция), деконструктивизма (метод анализа художественного произведения) и децентрирования (поиск «третьего», попытка заменить бинарную систему оппозиций троичной системой, в основе которой лежит идея множественности истины), а также идея игры и интертекстуальности.

Представители постфилософии и постструктурализма: Жак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко, Юлия Кристева, Умбэрто Эко и др.

Отношение постмодернизма к модернизму.

Модернизм и постмодернизм – это сменяющие друг друга, но независимые этапы в развитии литературы.

Для модернизма и постмодернизма прежде всего характерны разные модели мира. Модернизм – это «хаосмос» (неологизм Д. Джойса из «Поминок по Финнегану»). В модернистской модели  мира нет центра и нет моральных оппозиций, но есть воспоминание о прежнем центре и, следовательно, стремление к реконструкции центра, только теперь центром будет не «Бог», потому что «Бог умер», а «Сверхчеловек». Постмодернизм – это «хаос», но хаос упорядоченный, «обжитой», т.е. деконструкция в качестве особой конструкции (разрушение смыслового центра и бинарных оппозиций, традиционных понятий-мифологем «Бог», «природа»,  «общество» больше нет, взамен прежнего центра – множество равноправных центров, когда любая точка зрения имеет право на существование;). Постмодернистская модель мира также отличается от реалистической, в которой всегда есть тот или иной «абсолютный центр мира», т.е. реалистическая модель мира – это центрированная модель, где вокруг центра (некой абсолютной истины) группируются ценности в виде бинарных оппозиций («добро – зло»). В постмодернизме на смену бинарной системе оппозиций приходит троичная система, в основе которой лежит идея «множественности истины» (смысл где-то посередине).

Признаки модернизма: пессимизм и трагизм, идея абсурдности мира и хаотичности бытия, тотальной бессмысленности, идея личности как главной ценности, художественная реальность обладает минимальными связями с объективной реальностью и воспринимается как «высшая реальность», ассоциативность, поиск новых форм выражения, синтез различных видов искусства, отрицание обязательств искусства и художника перед обществом и историей, т.е. самоценность искусства и связанное с этим понятие «эстетизма».

Признаки постмодернизма: рациональность, переосмысление, упорядоченность, аналитичность, логичность, приоритет содержания над формой, многоуровневость текста, интертекстуальность и гипертекстуальность, т.е. представление о том, что все есть Текст, текст без границ. Постмодернизм относится к миру как к Тексту, воспринимает мир как библиотеку (новелла аргентинца Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека», роман итальянского прозаика Умбэрто Эко «Имя Розы»), словарь (роман-лексикон сербского прозаика Милорада Павича «Хазарский словарь»), зеркало, лабиринт.

Характерные особенности постмодернистского текста:

1. Автор постмодернистского текста сознательно ориентируется на использование в качестве «строительного материала» для своих произведений элементов прошлых культур. Это могут быть аллюзии, реминисценции, откровенный плагиат, явное и скрытое цитирование, причем не всегда с указанием источника цитаты, а также псевдоцитирование (напр., ссылки могут быть ложными). Отсюда неопределенность, культ ошибок, неясностей и пропусков. «Гибридно-цитатное мышление» - это основная характерная черта, отличающая постмодернизм от других литературных направлений. В постмодернистском тексте различия между «чужим» и «своим» словом стираются, и читатель не всегда может понять, где заканчивается авторская фантазия и начинается «чужой» текст. Не случайно именно в постмодернистскую эпоху в литературоведении появляется понятие «интертекстуальности». Этот термин впервые в научный обиход был введен болгарским литературоведом, теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой, которая построила свою концепцию на переосмыслении идеи «диалога» текста с предшествующими и современным ему текстами Бахтина. Позиции: 1) «нет текста, кроме интертекста»; 2) любой текст есть реакция на предшествующий текст. Интертекстуальность как диалог между тестами в едином культурном пространстве, проявляется как перенасыщенность текста элементами предшествующей и современной культуры, когда в одном тексте соприсутствуют два и боле текстов – явление «текст в тексте». В настоящее время термин «интертекстуальность» употребляется не только как литературоведческий термин, но и для определения мироощущения современного человека. Ощущение «приговоренности» к традиции, необходимости выражения себя через другого.

В постмодернистской культуре интертекстуальность проявляется не только как результат сознательной рациональной ориентации на «чужой» текст, но и как следствие «цитатного мышления», т.е. может проявляться неосознанно.

2. Переосмысление и комментирование культуры как средство ее сохранения и развития, а также самокомментирование или комментирование собственного, но несуществующего произведения[5]. Например, у Борхеса – примечания к несуществующим текстам. В результате появляются новые жанры, напр., «роман-комментарий». Первый к такому жанру обращается Набоков. Его роман «Бледный огонь» – это псевдопародийный комментарий. Вся постмодернистская литература имеет рефлективный характер «комментария» и «интерпретации». Автор может использовать жанр комментария как необходимую часть своего произведения. Напр., Умбэрто Эко пишет комментирующую статью, которую называет «Заметки на полях «Имени Розы»; в состав романов «Игра в классики» Хулио Кортасара и «Хазарский словарь» Милорада Павича входят руководства по чтению текста. В 1979 г. Станислав Лем выпустил сборник «Совершенный вакуум», состоящий из рецензий на воображаемые книги, и сборник сразу же стал бестселлером. 

3. Появление новых разновидностей жанров и смешение жанров, высоких и низких стилей, т.н. «стилевой синкретизм». Подзаголовки постмодернистских текстов часто указывают на разновидность жанра, напр., «примечания к примечаниям». Также создаются тексты на границе различных сфер знания: литературы и философии, науки: литературоведения, психологии, биологии и др., в результате возникают «художественно-нехудожественные» тексты (пересечение различных знаковых систем).

4. Плюрализм моделей, методов и стилей в пределах одного произведения. Пародирование типовых моделей культуры, напр., рекламы, детективных или женских «розовых» романов, комиксов и др. В случае с высокой литературой – «деканонизация» – «борьба» с традиционными ценностями.

5. Бесконечное множество равноправных интерпретаций текста как следствие субъективизма, релятивизма (относительности мнений) и плюрализма (религиозных концепций, политических воззрений и др.). Постмодернистский текст является принципиально открытой структурой (проявление деконструктивизма), разомкнутой «вмещающей формой». В тексте также может быть сознательно сымитирована незаконченность – намеренная фрагментация текста. Разрозненные фрагменты может связывать один образ или герой (напр., «История мира в 10 ½ главах» англичанина Джулиана Барнса).

6. Многоуровневая организация текста[6], текст одновременно рассчитан как на элитарного, так и на массового читателя. Фундаментальная филологическая подготовка понадобится читателю для полной «дешифровки» текста, потому что постмодернистский текст всегда закодирован, иногда сложным тройным кодом. Интеллектуальное начало, как правило, зашифровано, а на поверхности останется увлекательный, чаще всего цитатный сюжет. Постмодернистский текст способен приспосабливаться («симулякр») к своему читателю. Таким образом, в постмодернистской открытой текстовой структуре читатель включается в создание текста, и автор рассчитывает на его богатое воображение и фундаментальную филологическую подготовку – без этого окончательная дешифровка текста зачастую просто невозможна.

7. «Автор = герой = читатель» (полифония) как  результат децентрации субъекта.

Каждому персонажу автор дает возможность вести свою партию, развивать свою идею, принципиально равноправную с идеями других героев и не исправляемую автором. С читателем автор находится в отношении договора. Помимо прочих причин, чтение рассматривается как одно из возможных (если не единственно возможное) средств общения людей в реальном хаотичном мире (ср. с гипертекстовым пространством Интернета). Искусство как «новый Бог» («все есть Текст»). Постмодернизм рассчитан на преодоление одиночества, т.е. принимает в расчет массового читателя, но, также как в свое время модернизм, вскоре он превратился в элитарную литературу одиночек. Постмодернистский текст спасает его открытость и учет мнений читателей с различным уровнем подготовки. Вообще по отношению к постмодернистскому искусству принципиально не существует границ трактовки, коды и шифры текста многочисленны. Возможна двойственность восприятия – от полного отрицания до восторженного принятия, причем обе эти взаимоисключающие позиции допускаются автором и являются равноправными. Также постмодернистский текст способен приспосабливаться к своему читателю (имитация, симулякр, подобие), но + ирония. Ориентация на «понятость» в постмодернизме.

Одна из тенденций современной литературе – персонаж может быть обезличен («дегероизирован»?) (версии: 1) показ «минимального» человека-винтика в механизме общества-машины; 2) поднятие человека до уровня «всего живого» - всемерного и безграничного понятия человеческого вообще).

Для современной литературы характерно внимание к «мелкому» вообще. См., напр., роман Слободана Шнайдера «Справочник по реальной зоологии (Заметки к феноменологии мелкого)» (ИЛ, 1996 № 9). Напр., в романе Дж. Барнса «История мира…» представлена история всемирного потопа, увиденная глазами древесных червей.  Этот рассказ поставлен в один ряд с историями современных кораблекрушений, катастроф, рассказанными людьми. Свидетельства насекомых и человека оказываются равноправными, и еще вопрос, кто из них правдивей.

Роман Тибора Фишера «Коллекционная вещь», где главная героиня – древняя ваза.         

8. Фрагментарность и принципмонтажа[7].

Сюжет в постмодернистском тексте есть, но он построен по особым правилам. Напр., флэшбек (англ. flashback) – способ построения сюжета, при котором события излагаются не в хронологическом порядке. Напр., не 1-2-3, а 1-6-1-7-3-4-5 (как, напр., в фильме Тарантино «Криминальное чтиво»). В целом в современной культуре рациональное начало преобладает, и, следовательно, появляется сюжет. Аналитичность, логичность – характерные признаки постмодернистского текста.

9. Игра.

В постмодернистском тексте интеллектуальное и игровое начало соприсутствуют, причем они неотделимы друг от друга.  Это может быть «игра в…», хорошую или плохую литературу. В романе могут быть представлены стилистические упражнения на тему любовного романа или детектива, причем сам текст ни тем, ни другим не является. Читателю нужно быть внимательным. Или в романе могут развиваться псевдонаучные исследования жизни вымышленного лица с подробным цитированием документов и писем. Если это любовный эротический роман, то возможны «стилистические упражнения на тему маргинальных сексуальных практик с непременным выходом за нормативные рамки – как нравственные, так и языковые» (ИЛ, 1997 № 7).

Умбэрто Эко пытался объяснить феномен постмодернизма именно через понятие игры: «Ирония – метаязыковая игра, высказывание в квадрате. Поэтому если в системе авангардизма для того, кто не понимает игру, единственный выход – отказаться от игры, здесь, в системе постмодернизма, можно участвовать в игре, даже не понимая ее, воспринимая ее совершенно серьезно. В этом отличительное свойство (но и новаторство) иронического творчества».

Признаки игры, названные нидерландским философом Йоханом Хёйзинга в трактате «Homoludens» («Человек играющий», 1938): свободный дух, самоценность, театральность, повторяемость, ставка на случайность, риск, шанс и тайна результата, элемент забавы, веселья, остроумия.

Человек эпохи постмодерна – это принципиально свободная личность от… и для.… Это открытый, непредубежденный, раскованный, настроенный на игру человек. Однако в то же время ему присущ определенный культурный цинизм – «все известно». 



В лекции "5.4 Интерфейс SCSI" также много полезной информации.

[1] Русскоязычному читателю Грасс известен как автор “данцигской трилогии”, в частности повести «Жестяной барабан» о годах Второй мировой войны. В № 1 2000 г. «Иностранная литература» опубликовала его автобиографическую прозу “Мое столетие”.

[2] Гао Синцзянь родился 4 января 1940 года в городе Ганьчжоу на востоке Китая. Он окончил Институт иностранных языков в Пекине, где изучал французский язык. В 1987 году писатель покинул Китай и переехал во Францию, где ему было предоставлено политическое убежище. Гао Синцзянь занимается также переводческой и режиссерской деятельностью, считается одним из основоположников новой китайской литературы.

[3] В русской литературе – это, напр., постмодернистский роман культового автора Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором дзен-буддистская религиозная философия (понятие «пустоты») является одним из многих уровней текста.

[4] Массовое распространение получили энциклопедии типа «Все сюжеты мировой литературы» или «Сто известных романов мировой литературы в кратком пересказе». А также римейки (от англ. remake – переделка) известных текстов. Так, например, недавно вышел роман  англичанина Алекса Гарленда «Пляж» (известный по одноименному фильму с Леонардо ди Каприо, 1999) – это римейк романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

[5] Напр., роман Петера Корнеля «Пути к раю», который представляет собой примечания к несуществующему («потерянному») тексту.

[6] Книга книг – всемирная сеть Интернет, где важен доступ к информации и быстрота поиска. По компьютерной модели построены, напр., книги сербского писателя Милорада Павича.

[7] В жизни – просмотр телевизора с помощью дистанционного управления. В результате – монтажный эффект и власть над картиной. В моде – смена ретростилей, т.е. самоцитация моды. Допустимы сочетания, которые раньше считались бы вульгарными. Костюм больше не несет информации о социальном статусе, возрасте и имуществе его хозяина.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5139
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее