Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » История русской литературы XVIII века » Литературная культура Петровской эпохи

Литературная культура Петровской эпохи

2021-03-09СтудИзба

Лекция 2-3. Литературная культура Петровской эпохи

План:

1. Новые программы Петра I в области просвещения, науки и культуры, их характер.

2. Литературная и филологическая деятельность Феофана Прокоповича .

3. Рукописные повести первой трети 18 века.

4. Силлабическое стихотворство.

Литература

По общим вопросам:

ИВЛ. Т. 5.

Рекомендуемые материалы

Николаев С.И. Литературная культура петровской эпохи. СПб., 1996.

По первому вопросу:

Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. 2-е изд. М., 1998. С. 13-48.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских времен. Л., 1984.

Ключевский А.И. Исторические портреты. М., 1990. С. 151-228.

Николаев С.И. Литературная культура Петровской эпохи. СПб.,1996.

Стенник Ю.В. Петр I в русской литературе 18 века: Тексты и комментарии. СПб., 2006

Сафронова Л.А. Поэтика славянского театра. ХVII-ХVIII вв. М., 1981.

*   *   *

По второму вопросу:

Прокопович Ф. Сочинения. Под ред. И.П.Еремина. М., Л., 1961

Ничик В.М. Феофан Прокопович. М., 1979

Николаев С.И. Указ.соч., с.99, 109, 111, 131

Буранок О.М. Русская литература 18 века: Петровская эпоха; Феофан Прокопович. М., 2003

По третьему вопросу:

Русские повести первой трети ХVIII века /Сост. Г.Н.Моисеева. М., Л., 1966

По четвертому вопросу:

Сазонова Л.А. Поэзия русского барокко. М., 1991

1. Эпоха первой трети 18 века в истории русской литературы и культуры – единственная,  сохранившая за собой старую традицию наименования – Петровская эпоха. С одной стороны, это дань великому реформатору, «сочинившему из нее самое метаморфозис, то есть претворение», с другой – невозможность вместить в рамки одного определения все многообразие литературных направлений и движений. Назовем некоторые из имеющихся попыток обозначения эпохи – ложноклассицизм, предклассицизм, схоластическая литература, панегирический стиль, барокко. В свою очередь словосочетание «Петровская эпоха» дает возможность сосредоточиться на стилистическом синкретизме эпохи.

       Хронологические рамки данного периода – 1700-1730 гг., хотя единой точки зрения по этому вопросу не существует. Некоторые ученые, например, предлагают отсчет ее вести с момента рождения Петра и заканчивать его смертью.

       Нет единой точки зрения и относительно ее литературности/нелитературности. А.Н.Пыпин: «Время Петра Великого не создало литературы в художественном направлении».

В.Н.Перетц: «… в литературном отношении литература его (Петра) времени отличается скудостью».

Д.С.Лихачев: «Это самая нелитературная эпоха за все время существования русской литературы».

       С.И.Николаев считает, что данные суждения имеют основания, однако литература Петровской эпохи не столь скудна, как кажется на первый взгляд. Так, Стефан Яворский написал и произнес более 320 проповедей, Дмитрий Ростовский – более 100, Феофан Прокопович – более 70. Известны десятки произведений оригинальной и переводной драмы. Иоанну Максимовичу, черниговскому митрополиту принадлежит более 40 000 стихотворных строк. Он поражал современников «своим многописанием». 

       Деятелей эпохи занимали и вопросы литературной эстетики. Петр, как никто из монархов, придавал Слову большое значение – и не только как элементу пропаганды. Он сам был незаурядным стилистом. А для современников являлся олицетворением идеи «homo scriptus» на троне. Иностранцы (Вебер) отмечали «прирожденное ему красноречие».

       Но в то же время знаковых для русской литературы произведений в этот период действительно создано не было.  

В чем же тогда заключено настоящее значение эпохи?

       Л.Н.Толстой назвал ее «узлом русской жизни». «Смысл таких «узлов» с точки зрения истории литературы, - считает  уже исследователь 20 века В.Н.Топоров, - состоит в том, что они отсылают не столько к самим себе, сколько к тому, что вне их – к предыдущему и последующему, и, следовательно, их роль заключается в исторической оценке и прогнозировании одновременно, в указании конца и начала, наметке путей, соединяющих их».

1. Петру I (о личности и деятельности его см. подробно Ключевский В.О. Указ соч.) принадлежат выдающиеся инициативы в области просвещения и культуры.

Образовательные инициативы Петра:

1) организация учебы русских людей за границей (см.: подробный комментарий к запискам П.Толстого, Б.Шереметьева, гр. Неплюева и др. в учебнике Г. А.Гуковского, с. 18 и далее). В этом ряду следует рассматривать и поездку в составе знаменитого Посольства самого Петра. Вот как описывает эту поездку Феофан Прокопович: « Похитили сердце его чужие страны, разными учении и искусства словущые. Там ему не побывать возмнилося равне, аки бы и отнюдь не  быть в мире сем; не видеть и не научиться действ математических, искусств физических, правил политических и известнейшия к тому гражданския, воинския и корабельныя архитектуры, - тех и прочих учений не перенять и аки дражайших товаров не вывесть в Россию, равно аки бы и не  жить судилося ему».

Каковы же следствия этих поездок Петра за рубеж?

 И снова обратимся к наследию Феофана: «Что же, сам ли только лучший стал? Сам ли только себе добр и совершенен показался? Вемы воистинну дух мужа сего. Что единоличное свое и собственное добро, есть ли не сообщил всему отечеству своему, никогда бы себе в добро не поставил.   Что не видим цветущее, а прежде сего нам неведомое, - не все ли то его заводы?»

2. 1712 г. – указ Петра об организации светских технических школ: математической, навигационной (впоследствии Морская академия), инженерной и артиллерийской – в столицах, горных  - в провинциях.

3. 1714 г. – указ Петра об организации цыфирных школ во всех губерниях.

4. 1721 г.- указ об организации епархиальных школ.

5. 1724 г. – утверждение Устава Академии Наук.

6. Переводы и издание учебной и другой литературы. Необходимо отметить, что репертуар переводной литературы в эпоху Петр был, во-первых, подчинен жесткой государственной необходимости, во-вторых, отличался плюрализмом вкусов и необыкновенной для того времени толерантностью. К.Аксаков заметил по этому поводу: «Петр обличил и поразил односторонность». С.И.Николаев писал о том, что эпоха Петра - это «не столько смена культурных ориентиров, сколько их поиск». 

 В-третьих, почти полное равнодушие Петра и его единомышленников к произведениям собственно художественным.

       При Петре были переведены:

1) сочинения по истории, теории и практике государственного строительства (современные «страты», «артикулы» и законоположения европейских государств; причем это были деловые материалы для очень узкого круга людей; в центре внимания находились труды правоведов 17 века, создателей теории «естественного права»  - С.Пуфендорфа и Г.Гроция);

2) наставления и руководства для правителя с обоснованием идеи просвещенного абсолютизма («Изображение христиано-политического властелина» Диего де Сааведра Фахардо, «Политическое завещание» кардинала Ришелье и «Краткая книжица политических обходительных поступок» кардинала Мазарини);

3) ряд наставлений для частного человека (особенно значимы два сочинения: «Приклады, како пишутся комплименты разные, 1708 г. и «Юности честное зеркало, или показание к житейскому обхождению», 1717; первое сочинение – это письмовник, в котором, наряду с официальными письмами монархов, шли образцы частных писем: «благодарственное писание за доброе угощение», «за добрый совет приятелю», «поздравления с новым годом к некоею знатной госпоже» и др.; о значении же второго сочинения Г. Гуковский писал следующее: «… внушить людям новый идеал воспитанного человека, спокойного и сдержанного в обществе, почтительного к родителям и старшим, уважающего чужую личность, любящего культурные развлечения. Тонкие чувства, человечность, самоуважение и общественную дисциплину проповедовала эта книга»);

4) издания новой, «правильной» европейской истории (Копиевский И. «Введение краткое во всякую историю», Пуфендорф С. «Введение краткое в историю европейскую»), а также сочинения древних авторов (Тита Ливия, Ливия Юлия Флора, Иосифа Флавия, Юлия Цезаря);

5) беллетристика (Фенелон «Похождения Телемака», Барклай «Аргенида» и некоторые другие; на периферии остались фабульная проза с любовно-авантюрным сюжетом и мистическая литература).

Всего при Пете было издано более 600 книг.

О значении этих инициатив писал ученик Ломоносова, ректор Московского университета Поповский: «… от цыфирных и епархиальных школ к Морской Академии, шляхетному кадетскому корпусу, Академии наук, Академии искусств и художеств.  … От заучивания наизусть, вдохновляя обещанием хорошей должности, а чаще хлыстом и запрещением жениться к апелляции «благородной ревности о просвещении учением разума».

Реформы Петра в области культуры

А.М.Панченко писал о Петровской эпохе как эпохе «глубокого культурного расслоения и соответствующего культурного двуязычия». С одной стороны, «язык православного средневековья в национальном изводе», с другой – «язык европейской постренессансной культуры». Отсюда, по мнению исследователя, и двоякое описание и истолкование большинства петровских акций в области культуры (подробно о данных реформах см.: Панченко А.М. Указ.соч.)

1) знаком расслоения в  российском обществе стало наличие двух шрифтов; новый шрифт (на основе итальянского «антиква») был введен Петром в 1708 г.;

2) календарная реформа (в середине декабря 1699  г. появился указ о новом летоисчислении, ранее – от Сотворения Мира, теперь – от Рождества Христова; ежегодное празднование нового года производится теперь 1-ого января; одновременно было введено и понятие века; для сторонников Петра эта реформа имела прямое отношение к европеизации России, российский календарь приводился в соответствие с западным; для традиционалистов, противников реформ, - факт посягательство царя на само время(!));

3) принятие Петром в 1721 г. титула «Отец Отечества» (традиционалисты считали возможным использование  этого титула только применительно к патриарху; Петр, таким образом, отменил институт патриаршества);

4) так называемые реформы смеха (к ним А.М.Панченко относит организацию Петром «всешутейшего собора» и ассамблей; в рамках первого - Петр, по мнению А.М.Панченко, утверждает «натуральное право на веселье»; второго -  устанавливает меру такой игры и веселья; ею становятся равенство и свобода, но, подчеркивает ученый, только в весельи и смехе);

5) с именем Петра связано  и издание первой газеты «Ведомости» (1703 год стал годом рождения русской журналистики).

       За первый год вышло всего 39 номеров; в дальнейшем она также выходила нерегулярно. С 1712 года печаталась то в Москве, то В Петербурге. Совсем небольшая по объему, статей в нашем понимании в ней было, только информация о замечательных фактах в России и за границей.

       Нередко газету редактировал сам Петр, он же указывал материал, который надо было перевести из иностранных газет. Цель издания газеты – расширение общекультурного кругозора читателей, а также пропаганда действий Петра в области гражданской и военной политики.

       Перед нами образец информационной части одного из выпусков газеты «Ведомости»: «На Москве вновь ныне пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, 18, 12 фунтов. … Повелением Его Величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе более 300 человек учатся и добре науку приемлют. На Москве ноября  с 24 числа по 24 декабря родилось мужска и женска пола 386 человек. Из Персиды пишут: индейский царь послала в дарах Великому Государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем. … Олонецкий поп Иван Окулов набрал с тысячу человек охотников, перешел шведскую границу и напал на шведов, побил 450 человек, а из попова войска только ранены два человека …»;

6.Еще одним детищем «преобразителя России» стал театр. Во время пребывания в Западной Европе он  убедился в огромной роли публичного театра и решил возродить его на родине, но уже не как придворный, а устроить общедоступный публичный театр. О создании театра Петра рассказывает К.А.Гуковский.  С этой целью в Германию (Данциг) был отправлен посольский дьяк Ян Сплавский (венгр на русской службе). Он должен был заключить договор с одной из  «хороших западных трупп». С большим трудом это ему удалось. И вот уже руководитель труппы немецких актеров Иоганн Кунст пишет Петру: «… царскому величеству всеми замыслами, потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому, должному быти».  На Красной площади была возведена «театральная хоромина». В 1703 году начались и театральные представления. В этом же году Кунст умер, вместо него главой театра стал Отто Фюрст. Петр всячески старался приохотить московский народ к театру. В 1705 году он приказал «комедии на русском и немецком языках действовать и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть в указные дни в неделе – в понедельник и в четверток и смотрящим всяких чинов людей российского народа и иноземцам холить повольно и свободно без всякого опасения, а в те дни ворот городовых по Кремлю и по Китаю городу и по Белому городу в ночное время до 9 часу ночи не запирать, с проезжих указной по верстам пошлины не иметь, чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно». Театр просуществовал всего несколько лет, в 1707 году он распался. Тем не менее «театральная антреприза Кунста и Фюрста, имеющая официальный характер, не прошла бесследно. … начиная с первых лет 18 века, театральные зрелища уже не прекращались в русских столицах» (Г.А.Гуковский)». 

       Характер театрального репертуара Петра был проанализирован С.И.Николаевым. На сцене ставились как переводные, так и оригинальные пьесы.

        Среди переводных пьес на первом месте находились так называемые «английские пьесы», но немецкого театра (приближенные к традициям народного театра). В их числе оказались и значительно переработанные пьесы французских  и итальянских драматургов (об Александре Македонском, Сципионе Старшем,  Юлии Цезаре, Баязете,  Тамерлане, Дон-Жуане).

       Переводные пьесы, таким образом, 1) знакомили русского зрителя с традициями западноевропейской литературы (Корнель, Кальдерон, Мольер, Грифиус, Лоэнштейн и др.); 2) изображали новый для русского человека мир, «благородный, возвышенный, исполненный сверххчеловеческой стойкости, пылких страстей, восхищающий феерическим блеском и великолепием» (Г.А.Гуковский); 3) вводили технические новшества – фейерверк, элементы синкретизма (вставные арии и балетные номера).

       Оригинальные пьесы представляли собой традиционные церковно-школьные аллегорические действа, приближенные к западным моралитэ. Среди героев – исторические персонажи и олицетворенные понятия типа «Церкви православной». «Мира», «Любови земной». Появлялись и мифологические персонажи – Марс, Вулкан, Беллона. Межу основными действиями ставились интермедии. Их главный герой – любимец западного театра шут, весельчак, пьяница, острослов или дурак, забавные выходки которого развлекали зрителя.

       Однако суть этих пьес - политическая и пропагандистская. Об этом свидетельствуют уже сами названия: «Страшное изображение второго пришествия Господня на землю …», «Царство мира, идолослужением прежде разоренное и проповедью святого верховного апостола Петра, ангела пресветлейшего и великодержавнейшего государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича…, паки восстановленное», «Ревность православия», «Свобождение Ливонии и Ингерманландии».

       С.И.Николаев отмечал, что « … на первый взгляд, репертуар театра выглядел блестяще». И действительно, в заснеженной провинциальной Московии ставились те же самые пьесы, что с успехом шли на подмостках сцен первых европейских театров. В то же время имелись и серьезные недостатки: пьесы переводились не с языков оригинала, а с их немецких переводов, к тому же значительно облегченных; переставлялись местами монологи; иногда в угоду невзыскательной публике переиначивали смысл всего произведения.

     В целом, благодаря реформам Петра, в литературной жизни России появилось много нового:

1) произошло изменение мотивации литературного творчества (литературные занятия стали рассматриваться как «врачевание», «как праздное время в пользу употребленное», «как способ доставить славу»);

2) постепенно сформировалось представление о литературной собственности (надписи и посвящения);

3) повышалась общественная репутация литературного труда (распространение легенд о детях Алексея Михайловича как талантливых писателях);

4) укреплялись и новые отношения в литературной культуре:

определенное место в ней стали занимать публика («ученый свет», «благорассудный читатель»), критика (маска Зоила – злого, желчного, завистливого критика); меценатство.

Все реформы Петра носили светский характер.

2.        Достойным сподвижником Петра и блестящим литературным деятелем эпохи стал Феофан Прокопович. Датчанин Гавен писал о нем: «Этот превосходно образованный человек по знаниям своим не имеет почти никакого равного, особенно между русскими духовными. Кроме истории, богословия и философии, он имеет глубокие сведения в математике и огромную любовь к этой науке. Он знает ряд европейских языков, из которых на двух говорит, хотя в России не хочет употреблять никакого, кроме русского, - и только в крайних случаях говорит на латинском, в знании которого не уступит любому академику».

     В науке известны два варианта его биографии ((Байера и Руднева). В целом она типична для становления культурного деятеля данной эпохи: учеба в  Киево-Могилянской академии (в то время одном из лучших учебных заведений России и Украины), принятие унии, путешествие с образовательной целью в Европу, учеба в коллегии св. Афанасия в Риме, возвращение в лоно христианства, преподавание в Киво-Могилянской академии.

       Деятельность Феофана после возвращения из Европы  уже характеризует  его как представителя раннего  европейского Просвещения. Лекции его отмечены следующими чертами:

1) осведомленность и творческое использование литературного и теоретического опыта Западной Европы (особенно увлечен Феофан «Освобожденным Иерусалимом» Торквато Тассо, его он приравнивает к «Энеиде» Вергилия»);

2) резко критическое отношение к польско-латинской литературной и проповеднической деятельности;

3) попытка опереться на современный литературный материал (при этом он приводил примеры и из собственных литературных опытов); подчеркивал высокую значимость народного языка;

4) высокая оценка таких понятий, как «ясность», «зрение», любимое его слово «свет»; часто пользовался и понятиями «краткость», «необходимость», ввел термин «правила», при этом использовал его в картезианском смысле;

5) отстаивал необходимости просвещения всех слоев населения, в том числе и крестьян; высмеивал веру в чудеса, мощи, обличал невежественных представителей церкви.

       В 1706 году приветствовал в форме блестящей речи-проповеди Петра. В 1711 году участвовал вместе с Петром в Прутском походе, а затем переехал в Петербург. Назначался Петром на высокий церковные должности, а с 1716 года стал фактическим руководителем всех церковных дел в России. И это неслучайно. «Церковь для него – объединяющее начало нации» (Винтер).

       Основа политической пропаганды Феофана – убеждение в необходимости для России монархии и именно в форме единовластия Петра, «идеального государя», ибо первейший долг его – «всенародная польза»: «… дивно весь российский народ тако во всем изрядно обновил еси». Доказывая правду монаршей власти Петра, он прибегал не только к церковной, но и светской аргументации – теории естественного права. Проповеди его злободневны. Он сравнивал два типа государственного управления (старая допетровская Русь и новая преобразованная), говорил о новых зданиях, сильных крепостях, сенате, губернаторах, устройстве суда и законов, росте просвещения, построении флота.  В проповедях предлагал живые зарисовки характеров (по типу знаменитой книги Лабрюйера), прибегал даже к литературным анекдотам (см. Николаев С.И. Указ соч.). К лучшим его проповедям можно отнести: «Крепка яко смерть любы» (1717), «О власти и чести царской» (1718), «Слово похвальное о флоте российском» (1722).

      Выступал Феофан и как теоретик литературы и искусства. Известны две его работы: «Поэтика» (1705 г., издана в 1786 г.) и «Риторика» (1706-1707 гг., издана в 1986 г.).

Основные положения:

1) рационализм и нормативность  искусства, опора  на правила;

2) функции искусства – «услаждение и польза», поддерживался и принцип правдоподобия;

3) в области драматургии настаивал на пятиактном построении пьес, малом числе действующих лиц, сведении фабульного времени к минимуму; наряду с трагедий и комедией называл промежуточный жанр – трагедокомедию (опыт Плавта); в качестве примера разработал собственную трагедокомедию  «Владимир» (1705 г.);

4) в области стиля различал три слога (высокий, средний и низкий); выступал против «буйства» слога, «темноты» стиля, неумеренного использования тропов и фигур, «трудных пустяков» и «куриозных стихов»;

5) им разработана собственная теория поэзии, согласно которой «первое, что преимущественно требуется во всяком поэтическом произведении, это вымысел, или подражание, если его нет – то сколько бы ни сочинять стихов, все они останутся ничем иным, как только стихами, а именовать их поэзией будет, конечно, несправедливо. Или если захочешь назвать поэзией, назовешь ее мертвой».

     Сам написал стихов немного (около 1000 стихотворных строк), тщательно их оттачивал и не торопился с публикацией и распространением. Сочинял эпиграммы, сатиры, панегирические произведения, идиллии и элегии.

3. Подробный анализ рукописных повестей будет предложен на практическом занятии. В лекции лишь оговорим их место и значении в истории русской литературы (подробно об этом см.: Моисеева Г.Н. Указ. соч.):

1) повести о Василии Кориотском, Александре, шляхетском сыне выделяются из массы повествовательных сочинений первой трети 18 века рядом характерных качеств, которые позволяют рассматривать их как особый этап в развитии русской прозы;

2) наиболее важным и определяющим качеством этих повестей является их идейная значимость. В «гисториях» раскрываются передовые, просветительские по своему характеру, идеи Петровской эпохи: необходимость оценки человека, исходя из его личных заслуг, а не породы; пропаганда науки, знаний; утверждение целиком светского мировоззрения;

Люди также интересуются этой лекцией: 9 Беларусь в период становления буржуазного общества.

3) в повестях наблюдается и полное освобождение художественного вымысла: писатели свободны в выборе темы, сюжета, характеристике героя;

4)  в то же время в них исключена какая бы то ни было хронологическая приуроченность, почти исчезли описания исторических событий;

5) художественная форма повестей эклектична; она отражает поиски средств для выражения нового отношения к жизни, непривычных, еще не устоявшихся понятий. В них можно усмотреть пока механическое соединение традиций западноевропейского рыцарского романа, древней русской литературы и фольклора.

4.        Силлабическая лирика первой трети 18 века в большинстве случаев анонимна. Сохранились лишь некоторые имена и фамилии: Эрнст Глюк, Иоганн Паузе (Паус), Виллим Монс, Иоанн Максимович.

       С одной стороны, выделялись религиозные гимны немецких авторов, окрашенные в мистико-религиозные тона (известно 102 их перевода); с другой стороны - первые опыты любовной лирики. Ее характерные признаки выделил в свое время В.Н.Перетц: силлабический размер, слегка тонизированный; достаточно частое употребление польской и малорусской любовной фразеологии; обильные случаи церковнославянизмов; употребление характерных для петровской эпохи иностранных слов (без крайней необходимости).

       Необходимо обратить внимание и на поэму Иоанна Максимовича «Желания благоговейные» (1718). Это единственный образец религиозно-эротической поэзии с характерным для нее смешением библейских («Песня песней») и античных образов; в центре внимания автора – стремление христианской души к Небесной Отчизне, Жениха (Иисуса Христа) к Невесте (Церкви).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее