Популярные услуги

Введение

2021-03-09СтудИзба

Лекция 1. Введение

План:

1. 18 век в истории русской и мировой культуры.

2. Литература 18 века как связующее звено между средневековой и новой   отечественной литературой.

3. Особенности освоения русскими авторами мирового литературного опыта.

4. Создание основ теории художественного творчества.

5. Разработка новых  средств изобразительности и выразительности.

Литература

История всемирной литературы в 8 тт. Т.5. М., 1988 (раздел «Введение»)

Заборов Л. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1978

Рекомендуемые материалы

Левин Ю. Д. Оссиан в русской литературе. Л., 1980.

Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи. М., 1982.

Песков А. М. Буало в русской литературе XVIII — первой четверти XIX в. М., 1989.

Лотман Ю.М. Литература в контексте русской культуры //

Лотман Ю.М.О русской      литературе. Статьи. Исследования (1958-1993).

История русской прозы. Теория   литературы. СПб., 1997. С.118-160

18 век назван в Европе веком Разума и Просвещения. Сохранились и достаточно точные характеристики данного периода в развитии человечества выдающимися деятелями культуры и литературы. Так, А.И.Герцен отмечал: «Оканчивался 17 век и сквозь вечереющий сумрак его уже проглядывал век дивный, мощный, удивительный – 18 век». Ю.М.Лотман называл его «внимательным слушателем и учеником, критиком человечества». Но эпиграфом к веку должно стать следующее четверостишие великого Гете: «Все в небывалом движеньи, // Как будто бы впрямь мирозданье // В хаос желает вернуться, // Чтоб в облике новом воспрянуть».

Новое (светское) мировосприятие века с его верой в прогресс, пронизанное ощущением того, что рецепты человеческого счастья, наконец, будут найдены (не случайно философия в этот период осмыслялась как наука о человеческом счастье; в этом же ряду находились и поиски философского камня, и рассуждения об искусственном интеллекте - гомункулус Гете и др.) было подготовлено выдающимися научными открытиями 17 века, главным образом И.Ньютона, в области астрономии, математики, механики и оптики. В данном контексте скепсис доктора Бартоло, знаменитого персонажа комедий Бомарше, обращается в данном случае против самого персонажа: «вольномыслие, всемирное тяготение, электричество, веротерпимость, оспопрививание, хина, энциклопедия и мещанская драма…» - это действительно великие открытия 18 века и всего человечества. Они в значительной степени способствовали материалистическому истолкованию явлений действительности и подрывали авторитет церкви.

В том же 17 веке французский философ Рене Декарт  с уверенностью провозгласил, что разум во всех областях знания способен достигнуть бесспорной истины. Чрезвычайно важным событием становится и выход в свет трактата английского ученого Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (1691). Эту дату можно считать началом Просвещения в Западной Европе. Событием общеевропейского масштаба, всколыхнувшим общественную и литературную мысль не только самой Франции, но и далеко за ее пределами, явилось и издание во Франции «Словаря, или Энциклопедии наук, искусств и ремесел» в 28 томах. Она объединила лиц, оппозиционно настроенных против феодального общества, абсолютной монархии, церкви, хотя и занимавших очень разные философские и общественные позиции. Дидро, Даламбер, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гольбах, Тюрго, Кондорсе, Бюффон и др. – властители дум передовой европейской интеллигенции этого и последующих периодов истории человечества.

Одновременно, хотя и неоднозначно разрабатывалось и понятие Природы. Появление данной категории можно объяснить критикой односторонности рационализма, выразившейся в утверждении естественного чувства, как бы подсказанного Природой.

Таким образом, европейские просветители в своих построениях о человеке исходили из определенной нормы (будь то Разум или Природа), а для литературы этого периода характерно утверждение их единства и отрицание всех сторон жизни, идей и человеческого поведения, которые этой норме не соответствовали. Отрицалось Средневековье, сословное неравенство, авторитет церкви и схоластические формы мышления. В этом плане можно провести определенные параллели между эпохами Возрождения и Просвещения. И для того, чтобы оценить эти параллели и в целом значение 18 века в истории мировой и отечественной культуры и литературы обратимся к таблице:

Мировая

художественная культура

Русская

художественная культура

I п.

До I в. н.э. Древность. Формирование классической литературы Азии (еврейская, китайская, индийская, иранская) и европейской античности (греческая и римская)

II п.

р. II-III – р. XIII-XIV. Средневековье

(рад. преобраз. традиций Древности, становление литературы новых молодых народов)

III п.

р. XIII-XIV – р. XVI-XVII. Возрождение (Ренессанс).

«Возрождение» – это не просто возрождение античной литературы и искусства само по себе, но факты более глубокого и общего порядка:

1) эмансипация личности от сословно-корпоративной связанности средневекового общества;

2) освобождение человеческой мысли от богословского догматизма;

3) гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерилом всех вещей;

4) открытие и опытное познание мира – природы и человека;

5) развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства» (В.М.Жирмунский)

I п.

XI-XIII вв. – стиль

монументального историзма

XIV-XV – Предвозрождение

XVI – «Заторможенный

ренессанс»)

XVII – переходный век,

берущий на себя функции

Возрождения

IV п.

XVII в.

Борьба старого и нового, частичный возврат к Средневековью. Появление первого направления барокко.

V п.

XVIII в. Просвещение.

Ориентация на Античность и Возрождение, Формирование следующих литературных направлений (классицизм, сентиментализм, предромантизм, просветительский реализм).

II п. – аналогично МХК

VI п.

I п. XIX в. Романтизм.

Укрепление и совершенствование межлитературных связей

III п. – аналогично МХК

VII п.

II п. XIX в. Реализм.

IV п. – аналогично МХК

VIII п.

р. XIX – XX в. (до 1917 г.) Модернизм.

V п. – аналогично МХК

IX п.

ХХ в. Постмодернизм, авангардизм, неореализм.

VI п. – деление литературы на две ветви: 1. литература метрополии (социалистический реализм); 2. литература зарубежья (аналогично МХК)

Комментарий таблицы в целом, а также общих черт и отличий эпох Возрождения и Просвещения:

Итак, Просвещение - это направление философской мысли, в основе которого критика существующих традиционных институтов, обычаев и морали. Оно ставит целью замену воззрений, основанных на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Его общие черты: демократизм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс науки  и общества, в наличие единых целей исторического развития человечества.

1)Просвещение, в отличие от Возрождения, означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круг идеологов, но и в сознании огромной массы читателей и зрителей, вышедших, по словам Канта, «из состояния несовершеннолетия», захваченных потоком новых идей. Так, Пьер Руссо критикует гуманистов за то, что последние «не стремились к широкому распространению знаний среди большинства «непосвященных». Ссылаясь на Даламбера, Руссо заявлял, что ученый обязан мыслить как гражданин и не уподобляться египетским жрецам, которые держали в тайне от народа содержание своих мистерий и даже хотели, чтобы книги были доступно только им;

2)обращает на себя внимание и активная позиция большинства просветителей. Именно в этот период вводится понятие «гражданин мира». Карл Гольдони, например, писал: «Писатели всех стран составляют единую республику, являясь благодаря этой прекрасной материи согражданами и братьями»;

3)для данного периода характерен и внимательный, доброжелательный интерес к проблеме национального характера как собственного народа, так и народов других стран. Еще раз сошлемся на мнение Гольдони: «… ошибается тот, кто презирает другие народы, почитая только свой собственный, но не менее заблуждается и тот, кто превозносит иностранцев и презирает своих соплеменников. Можно восхвалять одаренных людей Англии, не оскорбляя французов, а мы можем одобрять и тех, и других, отдавая должное нашим выдающимся итальянцам».

Данная философская концепция нашла полное и многогранное воплощение в искусстве и литературе. При этом можно говорить о двух основных завоеваниях художественного творчества  эпохи Просвещения:

1) был открыт новый тип освоения действительности – это теснейшая связь литературы и искусства с философией и концептуальность;

2) создание нового типа героя – деятельного, уверенного  в себе.

Литература и искусство эпохи Просвещения реализуется по преимуществу в следующих литературных направлениях:

Барокко (ит. barocco – «жемчужина неправильной формы»; буквально – «вычурный, причудливый»). Это пышный декоративный стиль, в котором элементы конструкции не только не подчеркивались, но всячески маскировались (нарочитые изменения пропорций, игра света и тени, нагромождение декоративных деталей  - отсюда общая чрезвычайная напряженность и динамизм, создание неожиданных эффектов).

Для литературы барокко особенно характерны: 1) ощущение противоречивости мира; 2) динамизм; 3) тема непостоянства счастья; 4) всесилие рока и случая; 5) по дчеркивание двойственности человеческой природы; 6) склонность к усложнению сюжета, замысловатому запутыванию интриги; 7) пристрастие к пышной образности, метафоричность; 8) игра контрастов, причудливое смешение героического и комического.

Теоретикам направления стали итальянец Тезауро («Подзорная труба Аристотеля») и испанец Грасиан («Карманный оракул», «Критикон»). Основной категорией барокко ими назван «быстрый разум» - способность при помощи метафоры связывать предметы и идеи, как будто несовместимые, и достигать таким образом эффекта неожиданности.

В 18 веке барокко уходит на периферию литературного развития. С ним связаны в Германии лирика Гюнтера и Брокеса; В Англии – поэзия и драматургия драйденовской школы; в Италии – комедии плаща и шпаги Гольдони, австрийский театр. Как исключение может рассматриваться литература и искусство Испании: барокко в данной стране рассматривалось как национальное искусство и противостояло в этом качестве идущему ему на смену классицизму.

Рококо (фр. Rocaille – «осколки камней, раковины») – искусство гедонизма; в его основе – эгоцентрический культ чувственных радостей. Реальная жизнь рассматривается его представителями как погоня за мимолетными  наслаждениями; галантная игра любви и случая; быстротечный праздник, на котором властвуют Вакх и Венера. Одновременно в нем ощутим и оттенок грусти, ибо радости носят преходящий характер. В свою очередь свойственное направлению эпатирование церковного ханжества привлекло к нему внимание выдающихся просветителей – Дидро, Виланда, Вольтера, молодого Гете.

Для искусства рококо в целом характерны изысканность формы, остроумная игра слов, декоративность пейзажа, недомолвки, намеки, галантность в сочетании с фривольностью.

К наиболее ярким представителям рококо обычно относят Ватто, Фрагонара, Парни.

Классицизм (лат.claccicus – «образцовый»), возникший в Италии в середине 16 века, переживший расцвет в искусстве Франции 17 века, претерпевает в эпоху Просвещения  сложную и глубокую трансформацию. В эстетике Винкельмана, по сравнению с нормативными выступлениями Буало, художественной практикой Корнеля и Расина, появляются новые черты: 1) наблюдается отход от антропоцентрической модели мира, внимание читателей/зрителей сосредоточивается на общественных проблемах; 2) вводятся публицистические мотивы; 3) становится возможной ориентация не только на античные образцы, но и на традиции собственного Возрождения.

И если в начале века признавалась единая система французского классицизма, то в ходе литературного развития складывались национальные варианты классицизма, по сути расшатывающие нормативную эстетику направления.

Сентиментализм ( англ.sentimental – чувствительный) – совершенно новое направление в литературе 18 века, апеллирует к чувству, но в целом сохраняет верность гуманистическим идеалам Просвещения. Сентиментализм неоднозначен по своей сущности. Он заключает в себе, с одной стороны, протест против противоестественности всех форм угнетения и деспотизма: с другой – уход от действительности в область абстрактных мечтаний на лоне меланхолической природы.

С сентиментализмом по праву связывают открытие новых граней в изображении человеческой личности, системе жанров, способов повествования.  К наиболее ярким его образцам относят творчество Стерна, Русо, Гете, поэтов и драматургов объединения «Бури и натиска» в Германии.

Предромантизм – возник на фоне кризиса просветительской мысли и даже прямого отказа от нее; впервые заявляет о себе в Англии в последней трети 18 века. Также неоднороден по своей социальной и эстетической природе. Выделяются две его разновидности: 1) в английской литературе – с опорой на фольклор (Перси, Макферсон), аналогично в Германии (Гердер); 2) так называемый «готический роман» (Филдинг, Радклиф).

Просветительский или дидактический реализм. Это особый этан в развитии реалистического метода. Новые тенденции находят свое выражение в расширении и демократизации тематики художественных произведений;   формировании нового героя – им становится человек из третьего сословия;  в установке на документальность;  дидактизме. С данным направлением связано творчество Филдинга, Дидро, Лессинга и др.

                

Для литературы эпохи Просвещения также характерно жанровое многообразие. Вольтер восклицал: «Все жанры хороши, кроме скучных!».

Вообще 18 век в Европе – это век прозы. При этом в рамках ее весьма характерно стирание жестких границ между философией, публицистикой и собственно художественными жанрами. К наиболее популярным можно отнести следующие: 1) эссе (доходчивость, непринужденность, живость); 2) мемуары (их в 18 веке пишут все: Сен-Симон, Вольтер, Бомарше, Казанова и др.); 3) путешествия и путевые заметки (например, Смолетт).

В области художественной прозы крупные победы связаны прежде всего с романом (роман в письмах, роман-путешествие, роман-воспитание).

                                                               

Совершенствуется техника повествования. Впервые вводятся в литературу: а) посвящения (иногда разрастаются до памфлетов); б) авторские отступления; в) дебаты на философские темы; г) вставные новеллы; д) письма; е) проповеди.

В ряде текстов весьма ощутимы и элементы игры. Это «Век серьезный и игривый!». Именно в это период оформляются определенные стереотипы поведения, знаковые аксессуары  моды (парики, обувь на каблуках, веер и многое другое).

Особенности становления и развития русской литературы 18 века

Можно выделить три этапа в ее становлении и развитии:

1) первая треть проходит под знаком барокко. Оно находит выражение в  зрелищных и театрально-игровых формах (маскарадах и шествиях); аллегоризме и эмблематичности (школьный театр, жанр надписей и др.). Чертами барокко отмечено и в последующие периоды творчество крупнейших художников века (М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина);

Обратите внимание на лекцию "2. Человек как предмет педагогической антропологии".

2) вторая треть – становление классицизма (теория жанров А.П.Сумарокова, ее отражение в художественной практике самого теоретика русского классицизма, его учеников, а также в творчестве М.В.Ломоносова, Д.И.Фонвизина и др.) и очень быстрое его расшатывание (бурлеск в рамках классицистической эстетики, пародирование всех жанров классицизма И.Барковым); обращают на себя внимание и элементы демократизации литературного процесса (сатирическая журналистика, появление массовых форм искусства, бытовой роман и др.);

3) последняя треть 18 века – становление сентиментализма (школа Н.М. Карамзина), проникновение в литературный процесс элементов предромантизма (творчество Е.Кострова, оссиановские мотивы в творчестве Г.Р.Державина, тематика «заблуждений сердца» Н.М.Карамзина и др.).

Важной особенностью русского литературного процесса 18 века является, по мнению Ю.М.Лотмана, и его ускоренный, чрезвычайно концентрированный характер. Это время проникновения в круг активного чтения одновременно Шекспира, Аддисона, Мильтона, Сервантеса, Прево,  Фенелона, Буало, Расина, Корнеля, Мольера, Пуфендорфа, Лейбница, Локка, Вольтера, Монтескье, Бэкона и многих других.

Был предельно широким не только хронологический, но и культурно-географический охват произведений: Итальянская комическая опера и датская нравоучительная комедия, испанец Грассиан и Ангел Силезский, швейцарец Галер и шотландец Барклай. Ю.М.Лотман уверенно заявлял, что ни одно крупное идейно-художественное явление европейского Ренессанса, барокко, классицизма не прошли мимо русской культуры 18 века.  Не следует забывать и о мощном воздействии античной традиции. По мнению, исследователя, «ни одна из европейских культур той эпохи не знала такой меры открытости и таких контрастных столкновений разноликих культурных традиций».

Обращает на себя внимание и в действительности никогда не прекращающаяся связь с культурой допетровской Руси: «Чем резче бросаются в глаза внешние перемены, тем глубже неизменность скрытого ядра». Общими чертами культуры допетровской и петровской Руси Ю.М.Лотман считает: 1) признание высокого значения слова и личности творца; 2) дидактизм; 3) публицистичность. Он же впервые в отечественном литературоведении предпринимает попытку ответить на вопрос, в чем заключается национальное своеобразие отечественной литературы. Так, в отличие от литературы Западной Европы: 1) она воспринималась не как ремесло, но призвание, не профессия, а дар свыше; она становилась на освободившееся место божественного Слова; высший общественный авторитет передавался Слову человеческому; 2) текст не мыслился отделенным от автора; только соответствие Слова и Жизни делает русских писателей достойными их миссии и человеческого доверия.

Таким образом, «русская литература 18 века предстает перед нами как исключительно пестрая, поглощающая разнообразные влияния, пересеченная многочисленными идейно-художественными границами и кипящая конкурентными столкновениями групп, концепций в борьбе за доминантное место в национальной культуре. Именно литература 18 века породила те напряжения и конфликты, которые породили встречные импульсы, питавшие русскую литературу от Пушкина до Толстого и Достоевского. Для того, чтобы в 19 веке голос русской литературы зазвучал на весь мир, потребовался 18 век – внимательный слушатель и критик человечества, стремящийся вместить в себя всю культуру человечества, освоить все сферы творчества и овладеть всеми видами мастерства» (см. об этом подробно: Лотман Ю.М. Литература в контексте русской культуры 18 века // Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы. СПб., 1997. С.118-160»

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее