Классицизм как ведущее художественное направление в русской литературе 30-60-х годов ХVIII века.
Классицизм как ведущее художественное направление в русской литературе 30-60-х годов ХVIII века.
План:
1. Основные положения эстетики классицизма в Западной Европе. Трактат Никола Буало-Депрео “Поэтическое искусство” (1674).
2. Особенности становления и развития классицизма в русской литературе, его национальное своеобразие:
а) изменение философской основы;
б) сдвиг жанровой доминанты в сторону лирики и сатиры;
в) принципиально новое отношение к возможностям использования и опоры на традиции национального искусства;
г) связь с системой барокко;
д) необходимость постановки и решения таких проблем, как реформа стихосложения и выработка основ русского литературного языка.
Рекомендуемые материалы
3. Значение классицизма в истории мировой и отечественной художественной культуры.
Литература:
I. Учебные пособия:
Гуковский Г.А. Классицизм// Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. 2-е изд. М., 1998. С. 112-152.
Моисеева Г.Н., Стенник Ю.В. Становление русского классицизма//История русской литературы: В 4 т. Т. 1. С. 495-500.
Пигарев К.В., Фридлендер Г.М. Формирование и утверждение классицизма// История всемирной литературы: В 8 т. Т. 5. М., 1988. С. 360-363.
II. Трактаты и нормативные эстетики классицизма:
Буало. Поэтическое искусство. М., 1957.
Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве // Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957.
III. Исследования:
Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме// ХVIII век. Вып. 4. М., Л., 1959. С. 5-44.
Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.
Серман И.С. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
Манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
Морозов А.А. Судьбы русского классицизма. М., 1981.
Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.
Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.
Песков А.М. Буало в русской литературе ХVIII-первой четверти Х1Х в. М.,1989.
Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.
При характеристике литературного направления как “устойчивого и повторяющегося в том или ином периоде исторического развития литературы целостного и органически связанного круга основных особенностей литературного творчества, выражающегося как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей (см.: Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., 1974. С. 213) необходимо придерживаться следующего плана:
- содержание термина;
- хронологические рамки;
- социальные основы;
- философские основы;
- эстетические трактаты, их положения;
- система жанров;
художественные завоевания и открытия;
- выдающися представители.
1. Содержание термина.
Уже сам термин “классицизм” отражает фундаментальнейшие из его свойств - программное обращение к наследию античности, абсолютному, имеющему непреходящее значение образцу:
лат. classicus - в буквальном смысле - принадлежащий к первому классу римских граждан;
в переносном - следующий лучшим образцам;
в «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (М., 2002): лат. classicus - образцовый.
В лекции "3 Современные концепции конфликта" также много полезной информации.
2.Хронолгичнские рамки.
Классицизм как художественное направление - явление общеевропейское. Зародился в Италии в середине ХVI века. Начало его развития во Франции связано с именем поэта Малерба (конец ХVI в.), писавшего высокие оды. Наиболее совершенное художественное выражение получил в ХVII веке в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена. Новый расцвет (см. об этом подробно: Г.И.Гуковский, 1998, с. 115), но уже на иной идейной и социальной основе переживает во второй половине ХVIII века в творчестве Вольтера.
3. Социальные основы.
Формирование классицизма обычно связывают с установлением абсолютистской формы государственной власти. Так, наивысший взлет французского классицизма приходится на период объединения государства как национального единства под властью абсолютного монарха, “короля солнца”, Людовика XIV: “<...> цивилизующая роль французской монархии ХVII века, ее национально-объединительная политика ... обусловили то, что ее культура, искусство и литература были явлениями исторически прогрессивными. Все крупнейшие французские писатели-классицисты боролись за создание большого монументального искусства, вырастающего на основе государственного и национального единства. <...> литература того времени в своих высших достижениях выдвигает идею подчинения стихийного, чувственного человека некоей идеальной, “разумной” и “справедливой” государственной власти, гармонически уравнивающей враждебные сословия” (История французской литературы. Т. 1. М. , с. 341-342).
О культуре государственных, гражданских добродетелей, лежащих в основе искусства классицизма, пишет в ряде своих исследований и Г.А.Гуковский. С этой точки зрения “<...> отдельный человек как личность в его несходстве с другими людьми, в его частных стремлениях, желаниях, страстях признавался явлением неценным и даже как бы несуществующим. Единственно ценным и подлинно существующим в общественной жизни признавалась само общество, государство, не только объединяющее всех граждан, но как бы поглощающее их” (Гуковский, 1998, с. 112-113). Положительный принцип классицизма - “величественные и бесстрастные, сверхчеловеческие законы разума” (там же).
На этой основе вырастает мировоззрение рационализма, ярко воплощенное в учении Рене Декарта.