Задиг, или Судьба
«Задиг, или Судьба»
- двойные названия характерны для творчества Вольтера: в первой части – имя главного героя, а во второй – намек на то, о чем пойдет речь
- в основе мотив восточной повести
- действие происходит в Вавилоне
- Вавилон не исторический, а условный
- сюжеты и мотивы из восточных сказок
- мозаика из отдельных эпизодов, соединенная только личностью героя
- Зариб – молодой человек
- его жизнь – как качание на качелях: вверх – вниз
Рекомендуемые материалы
- он размышляет, почему так
- судьба играет человеком
- пытается найти во всем логику, но не получается
- узнает, что в Вавилоне умирает царь, жители хотят выбрать царя и отдать за него их царицу
- там типа «конкурс» на должность царя
- Задиг едет туда
- по дороге встречает отшельника – ключевой момент произведения
- тот предлагает ему путешествовать с ним, при одном условии: он не будет удивляться его странному поведению и никогда его не оставит
- Задиг согласился
- поведение отшельника действительно странное: останавливаются в доме богатого человека, кичащегося своим богатством. Но тот принимает их все равно радушно. Утром отшельник крадет у него золотой таз. В следующий раз останавливаются у скряги. И отшельник дарит ему таз. Потом они останавливаются у бедного философа, наутро отшельник поджигает его дом, топит в реке сына доброй вдовы
- тогда Задиг не выдерживает и спрашивает, с чем связано это поведение
- тогда старец на его глазах превращается в ангела и говорит, что Задиг так возмущен, потому что он не знает будущего, а он знает: философ на пепелище дома найдет клад, мальчик должен был стать разбойником, убить свою мать, а потом и Задига, радушного богача он учил рачительнее обращаться с добром, а скупого быть более радушным
- в Вавилоне проходит Задиг испытание и становится царем
- Вольтер доказывает этим правоту идей Лейбница
Вместе с этой лекцией читают "26 Операторы выхода".
- но скоро меняется отношение к теории Лейбница: причины частного и общего характера
- переписывался Вольтер со многими знатными людьми, монархами, в том числе и с Фридрихом 2 (Пруссия).
- однажды Фридрих пригласил его к себе, чтобы показать просвещенную монархию.
- Вольтер приехал, но не увидел просвещенной монархии
- на этой почве скандал и ссора с Фридрихом
- 1755 – лиссабонское землетрясение