Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Английская литература » Английская литература эпохи возрождения

Английская литература эпохи возрождения

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 8.

Английская литература эпохи возрождения

(часть 3)

Во второй период творчества в мировоззрении Шекспира происходят значительные изменения. Они определялись отношением драматурга к новым явлениям социально-политической жизни английского общества. Абсолютистская власть все очевиднее обнаруживала свою коррупцию, утрачивала прогрессивное значение. Выявлялись противоречия между парламентом и королевой Елизаветой. С приходом к власти Иакова I Стюарта (1603) в стране установился реакционный феодальный режим. Противоречия между парламентом и королевской властью еще больше углубились. Народные массы оказались в бедственном положении. Кризис феодально-абсолютистского строя и несоответствие политики Стюартов интересам буржуазии вызвали рост буржуазной оппозиции абсолютизму. В стране возникают предпосылки буржуазной революции.

В этих условиях Шекспир отходит от веры в идеального монарха. Он выступает и против феодальной реакции, и против буржуазного эгоизма. Жизнерадостный, солнечный, карнавальный характер многих произведений первого периода творчества сменяется тяжелыми раздумьями над неблагополучием в жизни общества, над неустроенностью мира. Новый период творчества Шекспира характеризуется постановкой больших социальных, политических, философских проблем, глубоким анализом трагических конфликтов эпохи и трагедии личности переходного времени. Это был период создания великих трагедий, в которых Шекспир передал исторический характер трагических коллизий и катастроф, возникавших в эпоху крушения патриархально-рыцарского мира и прихода на арену истории циничных хищников, представлявших новые капиталистические отношения.

Второй период творчества Шекспира открывается трагедией «Гамлет» (Hamlet, Prince of Denmark, 1600-1601).

Студент Виттенбергского университета, Гамлет при дворе датского короля Клавдия в Эльсиноре чувствует себя одиноким. Дания кажется ему тюрьмой. Уже в начале трагедии обозначен конфликт между мыслителем-гуманистом Гамлетом и аморальным миром Клавдия, между свободолюбивой личностью и абсолютистской властью. Гамлет воспринимает мир трагически. Конфликты при дворе Клавдия он осмысливает как состояния мира. В «Гамлете», как трагедии мыслящего человека в несправедливом обществе, опоэтизирован интеллект героя. Разум Гамлета противопоставлен неразумности деспотичного Клавдия. Гамлетовский нравственный идеал – это гуманизм, с позиций которого осуждается социальное зло.

Слова Призрака о преступлении Клавдия послужили толчком к началу борьбы Гамлета против социального зла. Принц полон решимости отомстить Клавдию за убийство отца. Он проницательно разгадывает все уловки короля, пытавшегося узнать о его замыслах и уничтожить его.

Гамлет видит море зла и размышляет в своем знаменитом монологе «Быть или не быть» о том, как должен поступить человек, столкнувшись с гнилью в обществе. В этом монологе раскрывается существо трагедии Гамлета – и в отношении его к внешнему миру, и в его внутреннем мире.

Рекомендуемые материалы

Быть или не быть – таков вопрос;

Что благородней – духом покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

(Пер. М. Лозинского)

Гамлет не может покориться злу; он готов бороться против царящей в мире жестокости и несправедливости, но сознает, что погибнет в этой борьбе. У Гамлета возникает мысль о самоубийстве как способе окончить «тоску и тысячу природных мук», однако и самоубийство не выход, так как зло останется в мире и на совести человека («Вот в чем трудность; какие сны приснятся в смертном сне…»). Далее Гамлет говорит о социальном зле, вызывающем возмущение у честного и гуманного человека:

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, глумленье гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге…

Размышления о долговечных бедствиях человечества, о море зла вызывают у Гамлета сомнения в действенности тех способов борьбы, которые были возможны в то время. А сомнения приводят к тому, что решимость действовать долгое время не реализуется в самом действии.

Гамлет – натура волевая, энергичная, действенная. Всеми силами души он устремлен на поиск истины, на борьбу за справедливость. Мучительные сомнения и колебания Гамлета – это поиски более верного пути борьбы со злом. Он медлит в выполнении своего долга мести также и потому, что должен окончательно убедиться сам и убедить других в виновности Клавдия. Он просит бродячих актеров сыграть такую пьесу, которая могла бы изобличить Клавдия. Во время представления Клавдий своим смятением выдает себя. Гамлет убеждается в его виновности, но продолжает откладывать месть. Это вызывает у него душевный разлад.

Гамлет прибегает к кровопролитию только в исключительных случаях, когда не может не реагировать на очевидное зло и низость.

Он резко и жестоко говорит с любящей его Офелией, которая оказалась орудием в руках его врагов. Но это зло его от напряженности его сознания, от смятения в душе, раздираемой противоречивыми чувствами.

Трагедия Гамлета состоит в том, что он не знает, как изменить несправедливое состояние мира, в том, что он осознает неэффективность тех средств борьбы, которыми располагает, в том, чт честный, мыслящий человек может доказать свою правоту только ценой своей гибели.

Общефилософский характер размышлений Гамлета делает эту трагедию близкой и другим эпохам. И вместе с тем для Гамлета-гуманиста идеалом является прекрасная человеческая личность: «Что за мастерское создание – человек» Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Чтобы действовать в безумном мире Клавдия, Гамлет вынужден надеть маску безумия. В этой роли ему не надо лицемерить и лгать, он говорит горькую правду. Маска безумия соответствует душевному разладу принца, импульсивности его действий, безумной смелости  в борьбе за истину в условиях тирании Клавдия.

Гамлет – личность героическая. Не случайно после всех трагических событий погибшего Гамлета по велению Фортинбраса хоронят с воинскими почестями. Перед смертью Гамлет высказывает пожелание о том, чтобы люди знали о его жизни и борьбе, и просит Горацио поведать миру причины трагических событий.

«Гамлет» – реалистическая трагедия, отразившая сложность того времени, когда ренессансный гуманизм вступил в кризисную пору. В самой трагедии выражена мысль о необходимости объективного изображения жизни. В разговоре с актерами Гамлет высказывает взгляды на искусство, которые вполне соответствуют эстетическим позициям Шекспира. Прежде всего, отвергаются кричащие эффекты тех, кто готов «Ирода переиродить»; предлагается сообразовать «действие с речью, речь с действием» и «не переступать простоты природы».  

В трагедии «Отелло» (Othello, the Moor of Venice, 1604) на широком социальном фоне показана история любви и трагической гибели Отелло и Дездемоны. Мавр Отелло – личность выдающаяся. Благодаря своей доблести он добился высокого положения в обществе, стал венецианским полководцем, генералом. Жизнь этого воиа была полна опасностей, ему пришлось многое увидеть и многое вынести. Из всех испытаний Отелло вышел человеком отважным и смелым, сохранив чистоту и пылкость чувств. В нем воплощен ренессансный идеал прекрасного человека. Благородный Мавр умен и деятелен, храбр и честен.

Характер Дездемоны родственен характеру Отелло. Ей свойственны бесстрашие и доверчивость. Ради любимого она, дочь венецианского сенатора, совершает побег из дома  и покидает Венецию, когда Отелло назначается наместником Кипра. В пленительном облике Дездемоны смелость сочетается с нежностью. Но если она до конца остается гармоническим и цельным человеком, то Отелло впустил в свою душу «хаос», и это вызвало катастрофу. Дездемеона сохраняет доверие к Отелло, но его доверие поколеблено под воздействием интриг низкого и коварного Яго. Дездемона, как никто, понимает душу Отелло. Действительно, ревность поднимается в нем не как следствие подозрительности, мстительности или амбиции, а как проявление чувства обманутого доверия, оскорбленного достоинства.

Отелло нежно любит Дездемону, даже тогда, когда решает убить ее. Он думает, что восстанавливает справедливость, выполняет долг. Убийство Дездемоны означает для него устранение лжи как всеобщей опасности: он не может допустить, чтобы она обманывала других.

Трагедия Отелло – трагедия ослепления страстью. Честный Отелло становится жертвой злобных интриг Яго, не сознавая того, что тот обманывает его. Яго, безусловно, умен и деятелен, но его способности всецело подчинены его эгоистическим планам. Свой главный интерес он формулирует следующим образом: «Набей потуже кошелек». Интриган Яго циничен и лицемерен. Благородство Отелло является отрицанием буржуазного эгоцентризма Яго. Поэтому он и не может смириться с утверждением в жизни эстетических принципов Отелло. Яго прибегает к низменным средствам, чтобы столкнуть прямодушного Отелло с его благородного жизненного пути, чтобы ввергнуть его в хаос индивидуалистических страстей.

Шекспир-реалист показал, каким путем может пойти человек, освободившийся от феодальных пут. Личность могла стать светлой и нравственно прекрасной, как героическая фигура Отелло, или низменной, аморальной, как циник Яго. Нравственная неполноценность обращает свободу личности в свою противоположность, т.е. в рабскую зависимость от темных страстей и эгоистических интересов. Быстрый переход благородного Отелло от героики к ослеплению темной страстью свидетельствует о том, что свободная духом ренессансная личность была уязвима, ибо уровень социальных отношений того времени не давал возможности гуманистическому идеалу личности вполне реализоваться в действительности.

Эпизод «узнавания» раскрывает человеческое достоинство героя, его нравственное величие. С душевным ликованием Отелло узнает, что Дездемона любила его и была верна ему, но в то же время он потрясен тем, что произошло. Самоубийство Отелло – это наказание самого себя за отступление от веры в человека.

Конфликт между личностью и обществом показан в новом аспекте в трагедии «Король Лир» (King Lear, 1605-1606). Это трагедия человеческого достоинства в несправедливом обществе.

«Король Лир» – трагедия социальная. В ней показано размежевание разных социальных групп в обществе. Острая борьба идет между старым миром рыцарской чести и новым миром буржуазного хищнечества. «Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми…»

На этом широком социальном фоне развертывается трагедия короля Лира. В начале пьесы он – король, обладающий властью, повелевающий судьбами людей. Шекспир показал, что могущество Лира не в его королевском сане, а в том, что он владеет богатствами и землями. Как только Лир разделил свое королевство между дочерьми Гонерильей и Реганой, оставив себе только королевский сан, он утратил свое могущество. Без своих владений король оказался на положении нищего. Собственническое начало в обществе разрушило патриархальные родственные человеческие отношения. Гонерилья и Регана клялись в своей любви к отцу, когда он был у власти, и отвернулись от него, когда он лишился своих владений.

 Пройдя через трагические испытания, через бурю в собственной душе, Лир становится человеком. Он узнал тяжелую долю бедняков, приобщился к жизни народа и понял то, что совершалось вокруг него. Король Лир приобретает мудрость. Безумие Лира становится прозрением.

Бездомные, нагие горемыки,

Где вы сейчас? Чем отразите вы

Удары этой лютой непогоды –

В лохмотьях, с непокрытой головой

И тощим брюхом? Как я мало думал

Об этом прежде! Вот тебе урок,

Богач надменный! Стань на место бедных,

Почувствуй то, что чувствуют они,

И дай им часть от своего избытка

В знак высшей справедливости небес.

(Пер. Б. Пастернака)

С негодованием говорит Лир об обществе, где господствует произвол. Власть представляется ему в виде символического образа пса, преследующего нищего, который удирает от него.

До конца преданными Лиру остаются благородный Кент и шут. Образ шута играет очень важную роль в этой трагедии. Его остроты смело вскрывают существо отношений между людьми. В его репликах выражается народная точка зрения на происходящее.

Гуманистический идеал воплощается в образе Корделии. Она не принимает как старый рыцарский мир, так и новый мир хищнеческой эгоистичной буржуазии. В ее характере с особой силой подчеркнуто чувство собственного достоинства. В отличие от своих лицемерных сестер она искренна и правдива, не испытывает страха перед деспотическим нравом своего отца и говорит ему то, что думает. Несмотря на сдержанность в проявлении чувств, она по-настоящему любит отца и мужественно принимает его немилость. Впоследствии эта дочь оказывается рядом с отцом. Эти два прекрасных человека гибнут в жестоком обществе.

В конце трагедии добро побеждает зло. Королем станет благородный Эдгар. Как правитель он будет обращаться к той мудрости, которую обрел Лир в своей трагической судьбе.

Проблеме трагического положения государства и личности при тирании посвящена трагедия «Макбет» (Macbeth, 1606), которая создана на материале «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда.

Макбет – тиран и убийца. Но он не сразу стал таким. Образ раскрывается в развитии, в динамике, во всей сложности и противоречивости его внутреннего мира. Борьба между угрызениями совести и честолюбивыми побуждениями в душе Макбета, осознание в конце концов бессмысленности своих кровавых дел –  все это отличает его от обыкновенного злодея и делает трагическим персонажем.

В первом акте Макбет появляется как герой в величественной сцене победы над врагами Шотландии. Это сильный, смелый, мужественный воин. Макбет добр от природы и не лишен человечности. Он достиг славы благодаря своим подвигам. Уверенность в своих силах и возможностях своей натуры вызывает в нем желание стать еще более величественным, достичь еще большей славы. Однако общественное устройство того времени ставило пределы развитию личности, извращало безграничные способности человека. Так доблесть Макбета обращается в честолюбие, а честолюбие толкает его на преступление – убийство Дункана ради достижения высшей власти. Это извращение доблести честолюбием очень верно характеризуется словами ведьм из первой сцены трагедии: «Прекрасное – гнусно, а гнусное – прекрасно». В поступках Макбета все больше стирается грань между добром и злом.

Образы отвратительных ведьм, предсказывающих дальнейшую судьбу Макбета, символизируют то бесчеловечное, что было в его намерениях и делах. Ведьмы не представляют собой какой-нибудь роковой силы. Они высказывают как раз то, что уже возникало в мыслях Макбета. Преступные решения, принимаемые Макбетом, определяются его собственной волей, а не фатальной силой.

Преступные действия все больше толкают к перерождению личности. Из доброго и доблестного человека Макбет становится убийцей и тираном. Одно преступление влечет за собой другое.

Я так уже увяз в кровавой тине,

Что легче будет мне вперед шагать, 

Чем по трясине возвращаться вспять.

В мозгу мой страшный план еще родится,

А уж рука свершить его стремится.

(Пер. Ю. Корнеева)

По мере того как деспотизм Макбета становится очевидным для всех, он оказывается в полном одиночестве. Все отшатнулись от тирана.

Посредством преступления Макбет хочет изменить судьбу, вмешаться в ход времени. Злодеяния тирана вызывают противодействие. Все общество поднимается против деспота. Макбету кажется, что против него пошли и силы природы – Бирнамский лес идет на Дунсинан. Это воины Макдуфа и Малькольма, прикрывшись зелеными ветками, движутся неодолимой лавиной против Макбета и сокрушают его.

Выступив против человечности, Макбет обрекает себя на полную изоляцию, одиночество и смерть.

Леди Макбет фанатически предана мужу, которого считает великим человеком. Она так же честолюбива, как и он. Ей хочется, чтобы Макбет стал королем Шотландии. Она думает, что достаточно смыть кровь с рук – и преступление будет забыто. Однако ее человеческая природа не выдерживает, и она сходит с ума. В своем безумном состоянии она пытается смыть кровь с рук и не может. В день гибели мужа леди Макбет кончает жизнь самоубийством.

По сравнению с другими трагедиями Шекспира трагическая атмосфера в «Макбете» очень сгущена. Она нагнетается в связи с развитием темы прихода к власти через преступление. Более сжатым, концентрированным и стремительным становится действие; оно происходит обычно ночью и на фоне бури; большое место занимает сверхъестественный элемент (ведьмы, видения), выполняя роль зловещих предчувствий и предзнаменований. Однако в конце мрак рассеивается, человечность одерживает победу над злом.

Для трагедий Шекспира характерно глубокое проникновение в суть трагических противоречий своего времени. Глубочайшие изменения в жизни, связанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму шел новый буржуазный строй, – вот основа трагического у Шекспира. Но при всем своем наивно-поэтическом взгляде на мир, Шекспир сумел показать значение народа в жизни общества.

Поэтический историзм Шекспира внес новое содержание в трагическую тему, перестроил трагическое как эстетическую проблему. У него трагическое отличается от средневековых представлений о трагическом. Согласно средневековой идее трагедия могла произойти с людьми высокого положения, живущими в счастье и забывающими о могуществе провидения. Такие люди подвержены капризам фортуны независимо от их характера, от их достоинств и недостатков. Само их высокое положение являлось причиной гордыни, поэтому катастрофа была всегда близка. По средневековым представлениям фортуна обрушивала несчастья на человека совершенно неожиданно и беспричинно. Никто не в состоянии избежать ударов судьбы. Средневековая концепция трагического исходила не из характера человека и его столкновения с судьбой, а из веры во всемогущество сверхъестественных сил, поэтому в трагических произведениях средневековой литературы эпическое, повествовательное начало преобладало над драматическим.

Трагическое у Шекспира свободно от идеи фатализма, рока. И хотя его герои ссылаются и на бога, и на фортуну, Шекспир показывает, что люди действуют исходя из своих желаний и воли, но на пути сталкиваются с жизненными обстоятельствами, т.е. с волей и желанием других людей, выражающих личные, общественные и государственные интересы. Из столкновения между самими людьми, которые представляют общество и человечество, проистекают и победы, и поражения. Трагическое свойственно самим людям, их борьбе и не зависит от фаталистической предопределенности. Трагическая судьба героя, неизбежность его гибели – это следствие его характера и жизненных обстоятельств. Борьба между добром и злом идет не только на общественной арене, но и в душе человека.

Трагический герой Шекспира активен и способен к моральному выбору. Он ощущает ответственность за свои действия. Ели обстоятельства, общество противоречат идеалам нравственности и нарушают их, то моральный выбор героев – в борьбе против обстоятельств, в непримиримости ко злу, даже если это ведет их к их собственной гибели. Зло, в конце концов, наказывает само себя, но Добро переживает страдания, неизмеримо большие, чем того заслуживает ошибка героя.

Эпизод «узнавания», осознания ошибки и вины перед смертью особенно важен в трагедии, – он насыщен самыми напряженными переживаниями героев и самыми важными нравственными идеями. Этот эпизод освещает всю жизнь героя новым светом, утверждает величие человеческого духа и значение нравственных основ жизни.

Храктеры злодеев в пьесах Шекспира также отличаются индивидуальностью. У них есть воля, ум, которые активно служат коварным и честолюбивым замыслам. Зависть, злоба и ненависть – главное в характерах злодеев. Но Шекспир не старается представить их исчадием ада. Злодеи – тоже люди, но в силу разных причин утратившие человеческое. Иногда оно просыпается в них, чтобы подчеркнуть бесполезность его существования, лишенного нравственных начал.

Шекспир выразил гуманистическую веру в доброту и благородство человека, в его неукротимый дух и творческую энергию. Он утверждал человеческое достоинство и величие человеческих свершений. Оптимизм шекспировских трагедий – в торжестве над отчаянием и в могучей вере в победу человека над социальным злом.

Шекспир был новатором и в сюжетно-композиционной структуре трагедий. В его трагедиях появляется вторая сюжетная линия. Побочные сюжетные линии создают впечатление многогранности жизни и широкого охвата действительности. Смятение в душе героев, трагическая борьба страстей, доходящая до наивысшего напряжения, часто сопровождаются бурей в природе («Король Лир», «Макбет»).

Сложность структуры, свободное течение событий в трагедиях Шекспира во многом предвосхищает поэтику романа 19 и 20 вв. Насыщенность действием, драматизм характеров, загадочность событий, панорамное изображение истории, свобода во времени и пространстве, яркая контрастность – все эти особенности трагедий Шекспира находят дальнейшее развитие в жанре романа.

В последний, третий, период творчества Шекспир остается верен идеалам гуманизма, хотя иллюзий относительно гуманизма нового капиталистического уклада у него уже не было. Не найдя воплощения в жизни, идеалы гуманизма у Шекспира обрели форму мечты о будущем, о прекрасном новом мире, что реализовалось в его произведениях в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода.

«Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» представляют собой новое эстетическое качество. В них смешиваются жанровые черты трагикомедии, пасторальной драмы и аллегории. Шекспир обращается к смешению фантастики с реальностью, к фольклорным мотивам, сказочным сюжетам и утопическим ситуациям. В поздних трагикомедиях Шекспира господствует лирико-героическое начало, романтика исключительных событий.

В духе народной поэзии написана трагикомедия «Зимняя сказка» (The Winter’s Tale, 1610-1611). В этом произведении осуждается деспотизм королей и поэтизируется доброта сельских жителей.

Сицилийский король Леонт, пользующийся неограниченной властью, решил жестоко расправиться с женой Гермионой, ревнуя ее к богемскому королю Поликсену. Он устраивает суд над безвинной Гермионой, желая уничтожить ее вместе с ребенком. Гермиона срывается у Паулины, резко осуждающей деспотизм Леонта. Утрата, дочь Леонта и Гермионы, находит приют в Богемии у старого пастуха, который становится ее названным отцом. Утрату полюбил сын короля Поликсена принц Флоризель. Пренебрегая сословными различиями, Флоризель хочет жениться на Утрате. Когда Поликсен отказывается дать согласие на этот брак, Флоризель и Утрата покидают Богемию. Идеал равенства людей утверждается в словах Утраты о том, что над лачугой и дворцом одно и то же солнце светит в небе.

Люди также интересуются этой лекцией: Тема 8. Основные системы мозга (часть 3).

Добро в этой пьесе торжествует над злом. Леонт в конце концов понимает свою вину и вновь обретает счастье с Гермионой.

В «Зимней сказке» Шекспир высказывает свою веру в прекрасное будущее человечества.

Мечты Шекспира о справедливом обществе выражены в фантастическом сюжете трагикомедии «Буря» (The Tempest, 1611).

Двенадцать лет назад герцог Миланский Просперо, свергнутый своим братом с помощью Неаполитанского короля, нашел убежище на пустынном острове в Средиземном море. Он живет на острове, изучая привезенные с собой книги по оккультным наукам, и занимается образованием единственного аборигена этого острова, получеловека-полурыбы Калибана. Верные помощники Просперо – дочь Миранда и добрый дух Ариэль, которого Просперо освободил из тисков колдуньи. Посредством магии Просперо узнает, что его брат со своими приближенными находится в море. Волшебник вызывает бурю, судно Антония разбивается у берегов острова, на котором и находят убежище спасшиеся от кораблекрушения. Попав на остров, эти люди ведут себя так, как привыкли у себя на острове: борются между собой, устраивают заговоры. Только Фердинанд, сын Неаполитанского короля, стоит в стороне от интриг. Встретив Миранду, Фердинанд влюбляется в нее и завоевывает ее взаимность и благосклонность Просперо. При помощи магии Просперо заставляет брата вернуть ему престол. И благородные герои, и раскаявшиеся злодеи собираются затем вернуться в Италию.

В конце пьесы Просперо отрекается от своих магических способностей. Не исключено, что это символизирует отказ Шекспира от драматического искусства. Принято считать, что «Буря» является как бы поэтическим завещанием Шекспира, подводящим итог его драматургической деятельности. До конца жизни ему оставалось написать три пьесы, которые будут созданы в соавторстве, и большую часть времени он будет отныне проводить в Стратфорде.

Наиболее значительным драматургом – современником Шекспира – был Бен Джонсон (Benjamin Jonson, 1573-1673), последний представитель золотого века елизаветинской драмы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее