Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Английская литература » Английская литература эпохи возрождения

Английская литература эпохи возрождения

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 7

Английская литература эпохи возрождения

(часть 2)

С особой силой гуманистическое мировоззрение Шекспира раскрывается в художественном анализе социально-политических конфликтов и трагических противоречий в жизни человека и общества, который дан в его исторических хрониках.

Существо жанра исторической хроники состоит в драматическом изображении реальных лиц и событий национальной истории. В отличие от трагедий, где Шекспир в интересах замысла отходил от точного изображения исторических фактов, хроника характеризуется верным воспроизведением исторических событий, что, однако, предполагает некоторый художественный домысел.

К историческим хроникам Шекспира относятся 10 пьес. 9 из них написаны в первый период его творчества.

«Генрих VI. Часть первая» (The First part of King Henry VI, 1590-1592)

«Генрих VI. Часть вторая» (The Second part of King Henry VI, 1590-1592)

«Генрих VI. Часть третья» (The Third part of King Henry VI, 1590-1592)

«Ричард III» (The Tragedy of King Richard III, 1592-1593)

Рекомендуемые материалы

«Ричард II» (The Tragedy of King Richard II, 1595-1597)

«Король Иоанн» (The Life and Death of King John, 1595-1597)

«Генрих IV. Часть первая» (The First part of King Henry IV, 1597-1598)

«Генрих IV. Часть вторая» (The Second part of King Henry IV, 1597-1598)

«Генрих V» (The Life of King Henry V, 1598-1599).

«Генрих VIII» (The Famous History of the Life Henry VIII, 1612-1613) – в третий период.

Пользуясь в качестве источника преимущественно «Хрониками Англии и Шотландии» Голиншеда, Шекспир воспроизводит в своих пьесах-хрониках некоторые наиболее драматические моменты английской истории в период феодализма: междоусобные войны, которые феодалы вели между собой и против короля («Ричард 2», «Генрих 4» – обе части), борьба между королем и римско-католической церковью («Король Джон»), война Алой и Белой роз («Генрих 6» – 2 и 3 части, «Ричард 3»), Столетняя война между Англией и Францией («Генрих 5», 1 часть «Генриха 6»). Все хроники Шекспира проникнуты идеей государственного единства, неизбежности победы централизованной власти над феодальной анархией, но автор дает свое понимание и свою трактовку исторических событий и поступков исторических лиц. На материале прошлого он решает проблемы, волновавшие его современников. История в его хрониках служит познанию современного состояния общества.

Возникновение жанра исторической хроники обусловлено противоречиями самой английской действительности. В.Г. Белинский таким образом обосновывал развитие исторической хроники в Англии: «Историческая драма возможна только при условии борьбы разнородных элементов государственной жизни. Недаром только у одних англичан дама достигла своего высшего развития; не случайно Шекспир явился в Англии, а не в другом каком государстве: нигде элементы государственной жизни не были в таком противоречии, в такой борьбе между собою, как в Англии».

Обращение Шекспира к жанру исторической хроники обусловливалось также возросшим интересом общества к отечественной истории в период борьбы за укрепление национального государства.

В трилогии «Генрих VI» нарисовано широкое полотно: изображена война Алой и Белой роз, когда английские бароны жестоко истребляли друг друга в междоусобной борьбе Ланкастеров и Йорков. Шекспир верно показал кровавые распри феодалов, осуждая обе враждующие стороны. Драматург выступает сторонником сильной королевской власти, которая могла бы покончить с феодальными войнами. Поэтому он осуждает короля Генриха VI, слабого, неспособного управлять страной человека, не могущего усмирить враждующих баронов. Генрих VI не совершает никаких злодеяний, но он виновен в том, что уклоняется от долга главы государства и мечтает отказаться от короны, чтобы стать пастухом. Генрих VI погибает именно потому, что не сумел разумно использовать данную ему власть.

В исторических хрониках Шекспира показана сила народа. Бароны вынуждены считаться с настроением народной массы. Во второй части «Генриха VI»  изображается восстание Джона Кэда в 1450 г. Шекспир раскрыл закономерность народного протеста, возникшего в связи с бедственным положением крестьян и городских ремесленников из-за феодальных междоусобиц.

В трилогии «Генрих VI» описаны такие условия в жизни общества, которые ведут к появлению тирана. Кровавое соперничество аристократов было предпосылкой прихода к власти Ричарда Глостера, будущего Ричарда III.

В пьесе «Ричард III» этот персонаж становится центральным. Сама пьеса по своей структуре приближается к трагедии. Внимание к ходу исторических событий, свойственное «Генриху VI», сменяется вниманием к характеру героя и его конфликту с окружающими. Ричард III не просто персонаж, узурпирующий власть, но как убедительная в психологическом отношении личность. Он осужден Шекспиром как политик, прибегающий к преступным действиям в борьбе за престол. Свою жестокость и преступные планы он прикрывает лицемерными рассуждениями о благе. В то же время наедине с самим собой он прямо говорит о своем коварстве, о сознательном намерении не считаться с совестью: «Кулак нам – совесть, и закон нам – меч.» Он умен, отважен, обладает большой силой воли, покоряющей тех, кто с недоверием и враждебностью относится к нему. Его поведение – игра, которая многих вводит в заблуждение. Но в конце концов, он испытывает муки совести и осуждает себя перед лицом смерти за то, что нарушал клятву, совершал убийства и тем самым обрек себя на одиночество.

В хронике «Король Иоанн» центральными стали темы патриотизма и осуждения католицизма. Пьеса создавалась в период, когда Англия ощущала угрозу со стороны католической Исапнии.

Патриотическая позиция Шекспира – основной критерий в оценке поведения персонажей в пьесе «Ричард II». По своему сюжету эта драма близка «Эдуарду II» Кристофера Марло. В том и в другом произведении изображается отказ развратного короля от короны и гибель его. Однако сходство сюжетной ситуации объясняется не столько влиянием драмы Марло на драму Шекспира, сколько близостью судеб исторических лиц.

Лучшие исторические драмы Шекспира – это две части «Генриха IV» и «Генрих V». Генрих IV вступает в конфликт с феодалами. Поднимая мятеж против короля, феодалы действуют несогласованно, своекорыстные интересы мешают им объединиться. В этой хронике Шекспир показывает неизбежность поражения феодалов в столкновении с королевской властью. Тем не менее рыцарь Хотспер обрисован в положительных тонах. Он вызывает симпатии верностью идеалу воинской чести, мужеством и бесстрашием. Шекспира привлекают нравственные качества смелого рыцаря. Но он не приемлет  Хотспера как личность, выражающую интересы феодалов и связанную с силами, уходящими в прошлое.

Король Генрих IV, оказавшись на троне благодаря умелым дипломатическим действиям, со временем утрачивает активность и, так же как и его предшественники, оказывается в состоянии нравственного кризиса. Он озабочен тем, что не сумел избавить страну от братоубийственных войн. Генрих IV не мог довести борьбу против феодалов до конца потому, что он и сам всегда действовал как феодал и к власти пришел как феодал, узурпировав престол.

Важнейшую роль в сюжете обеих частей «Генриха IV» играет образ принца Гарри, будущего короля Генриха V. Шекспир представил его как беспутного малого, предающегося веселью и забавным приключениям в обществе Фальстафа. Но несмотря на беспутство, принц Гарри – человек нравственно чистый. Хотя в действительности принц Гарри был жестоким авантюристом, Шекспир представил его прекрасным юношей. Идеализация принца вызвана верой Шекспира в прогрессивность абсолютной монархии, объединяющей нацию.

Характер принца Гарри многогранен. Решительным и смелым он выступает в бою, живым и непосредственным в общении с народом, умным и дальновидным в государственных делах. Принц Гарри проводит жизнь в развлечениях, но и в сценах кутежей он остается благородным человеком. Ведя жизнь беспутного малого, он вместе с тем очень серьезно думает о том, как он придет к власти и будет управлять страной.

В этих исторических хрониках изображены пестрые плебейские слои общества – крестьяне, слуги солдаты, купцы, так называемый «фальстафовский фон». Реализм исторической драмы определялся многогранным и многосторонним изображением общества.

Из персонажей «фальстфовского фона» выделяется прежде всего яркий комический образ сэра Джона Фальстафа. Это один из самых значительных образов, созданных Шекспиром, представляющий собой комедийный мир шекспировской драматургии. Этот толстый рыцарь вызывает смех своими бесконечными проделками и остроумной речью. Он распутник, пьяница, лгун и грабитель. Но главное в нем – это стихия веселья, артистической игры, бесконечной изобретательности. В этом образе передано очарование не скованной социальными условностями человеческой природы.

Плутоватый и озорной Фальстаф, выступающий в окружении комических персонажей, воплощает в себе жизнерадостный дух эпохи Возрождения, противостоящий как религиозной морали средних веков, так и пуританскому лицемерию буржуазных кругов. Фальстаф смеется над религиозным ханжеством. Сознавая власть денег, он в то же время не преклоняется перед ними. В отличие от буржуа Фальстаф лишен жажды накопительства или мелкого скопидомства и бережливости. Деньги ему нужны для того, чтобы наслаждаться жизнью.

Неприятием рыцарской чести Фальстаф противостоит Хотсперу. Рыцарская честь феодалов сводилась к обязательному участию в междоусобных войнах. Рыцарь Фальстаф отрицательно относится к рыцарской чести именно потому, что видит бессмысленную жестокость войны.

Фальстаф – комический образ воина того времени. Его жизнь дороже му всего на свете, потому он не особо усердно служит, прикрывая недостаток усердия хитростью и враньем. Но он обаятелен своим безграничным жизнелюбием, безудержной фантазией, уверенностью в себе, проницательной и остроумной критикой феодальной морали. Циничные суждения Фальстафа – это форма, в которой раскрывается и подчеркивается непривлекательная суть отношений в феодальном обществе. Речь его представлена прозой в отличие от стихотворной речи трагических персонажей. Она непосредственна, в ней очень естественно раскрывается смеховая культура народного языка. Часто остроты строятся на омонимическом звучании слов, на пародии.

Отношения между Фальстафом и принцем Гарри полны глубокого смысла. Благодаря этой дружбе принц приобщается к ренессансному духу критицизма и жизнерадостности, знакомится с бытом и нравами простого люда. Когда же принц становится королем, он отказывается от прежней ренессансной вольницы. Для укрепления абсолютистского режима не нужны ни юмор, ни душевная щедрость.

В первый период творчества Шекспир создавал и жизнерадостные, оптимистические комедии (10), в которых человек выступает творцом своего счастья, преодолевая подчас сложные драматические ситуации.

«Комедия ошибок» (The Comedy of Errors, 1591)

«Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew, 1594)

«Два веронца» (The Two Gentlemen of Verona, 1594-1595)

«Бесплодные усилия любви» (Love's Labour's Lost, 1594-1595)

«Сон в летнюю ночь» (A Midsummer-Night's Dream, 1594-1595)

«Венецианский купец» (The Mercant of Venice, 1595)

«Виндзорские насмешницы» (The Merry Wives of Windsor, 1597)

«Много шуму из ничего» (Much Ado About Nothing, 1598-1599)

«Как вам это понравится» (As You Like It, 1599-1600)

«Двенадцатая ночь, или Что угодно» (Twelth Night; or What You Will, 1600).

Если хроники выражали победу гуманистических принципов в государственной, общественной жизни, то комедия выражает победу этих же начал в жизни частной, личной. Комедии Шекспира проникнуты духом реабилитации земной жизни, ее радостей и наслаждений. Героями этих комедий являются смелые, прямодушные юноши, способные на большие, глубокие чувства, девушки, сочетающие нежную женственность с мужественной силой воли, способностью на подвиги во имя своей любви. Жизнерадостные, остроумные герои и героини сталкиваются с враждебными обстоятельствами, со злыми и испорченными людьми, но любовь и дружба, верность и ум всегда побеждают, заставляя даже злодеев раскаиваться. Рядом с ними действуют собственно комические персонажи – шуты и чудаки, которые не подозревают того, что они смешны.

Для шекспировских комедий характерно отсутствие в них плутовских мотивов. Целью комедийного обмана у Шекспира является не достижение эгоистических материальных интересов, а победа в любви или шутка ради шутки, ради веселья. Сатира, хотя и встречается (Мальволио в «Двенадцатой ночи»), но не доминирует. Главное в комедиях – жизнеутверждающее начало. В комедиях изображаются новые отношения в любви и браке, основанные на принципах гуманистической морали. Право свободного выбора спутника жизни, равенство полов, красота любви, сочетающей физическое влечением с духовным родством – вот некоторые из важнейших тем комедий Шекспира. Показательно, что в большинстве шекспировских комедий, если не во всех, именно девушки и женщины особенно активны в утверждении новых принципов морали. Все в комедиях направлено против ханжески пуританского отношения к жизни.

Комедии Шекспира представляют собой синтез разнородных элементов. Высокая идейность сочетается в них с фарсом, реалистическое изображение со смелой фантастикой. В них звучат галантные изречения в придворном духе и грубые площадные шутки.

В веселой фарсовой пьесе «Укрощение строптивой» проявляются яркие характеры Катарины и Петруччо, выделяющихся среди расчетливых горожан Падуи. Катарина слывет строптивой девушкой, тогда как ее сестра Бьянка известна своей кротостью. Строптивость и грубость Катарины – это лишь способ отстаивания своего достоинства, способ сопротивления мелочным расчетам, деспотизму отца и осаждающих дом женихов. С обычной грубостью она встречает и Петруччо. Но после длительного поединка оба почувствовали, что не уступают друг другу в энергии, силе духа, жизнелюбии и остроумии, что достойны друг друга по уму и воле.

Идея торжества жизни и любви раскрывается и в комедии «Сон в летнюю ночь». Поэтический мир этой комедии – в причудливом смешении земного, реального со сказочным, фантастическим. Тема любви освещена здесь в лирико-юмористическом плане. Любовь юных героев – чистое, светлое чувство. Оно побеждает, несмотря на все капризы и причуды человеческих характеров и человеческого поведения.

В шекспировской комедии есть глубоко драматические конфликты, и даже трагические мотивы. В этом отношении характерна комедия «Венецианский купец». На фоне веселой карнавальной обстановки Венеции происходит острое столкновение между миром радости, доверия и благородства и миром корысти, алчности и жестокости. Но добро торжествует над злом.

В веселой бытовой комедии «Виндзорские насмешницы» дана целая галерея комических образов. В эту комедию перешла целая группа персонажей из исторической хроники «Генрих IV».

Образ Фальстафа претерпевает здесь значительные изменения. Он утратил вольнодумство, юмор, изобретательность. Теперь он выступает в роли неудачливого волокиты, которого поучили виндзорские проказницы. Оказавшись в мещанской среде, он становится жалким и тусклым обывателем, делается расчетливым и бережливым.

Интрига и обстановка действия в комедии «Много шума из ничего» причудливы. Шекспир оригинально сочетает трагическое и комическое.

Комедия «Как вам это понравится», написанная по мотивам пасторального романа Томаса Лоджа «Розалинда, или Золотое наследие Эвфуэса», по существу, является пародией на пасторальный стиль. Жизнь на лоне природы, в Арденнском лесу, – это своеобразная утопия, выражение мечты о простой и естественной жизни. Общий колорит комедии определяется не пасторальным элементом, а фольклорными традициями баллад о Робине Гуде. В Арденском лесу живут не только пастушкú, но также изгнанники: лишенный престола герцог, Розалинда, преследуемая жестоким дядей, ограбленный братом Орландо. Человечный мир обитателей Арденского леса противопоставлен жестокому и алчному современному обществу. Юмористическая стихия пьесы сочетается с лирической темой нежных чувств Орландо и Розалинды.

Своеобразным итогом шекспировской комедиографии первого периода творчества явилась комедия «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Комедия получила такое название потому, что исполнялась в 12ю ночь после Рождества, когда завершалось веселье рождественских праздников. Это последняя из веселых, жизнерадостных, карнавальных комедий Шекспира. Автор проникает в глубины человеческого сердца, говорит о неожиданностях в человеческом поведении, о непредвиденных душевных движениях, об избирательности чувств. Основой комедийной интриги становится случайное стечение обстоятельств, круто меняющих судьбу человека.  В комедии утверждается мысль о том, что. несмотря на все капризы судьбы, человек должен сам бороться за свое счастье.

Место действия пьесы – экзотическая страна Иллирия. Ее правитель герцог Орсино живет в чарующем мире любви и музыки. Высшая ценность для него – любовь. Орсино влюблен в Оливию, которая не отвечает на его чувство. Она живет затворницей, проводя время в скорбных мыслях о погибшем брате.

Во владениях герцога оказывается спасшаяся после кораблекрушения Виола. Переодевшись мужчиной, она под именем Цезарио поступает на службу к герцогу. Виола-Цезарио влюбляется в Орсино, но самоотверженно выполняет его просьбу – пойти к Оливиии и рассказать ей о его любви. Настойчивость Цезарио, добившегося приема в доме Оливии, его красноречие, обращенное к ней, очаровывают затворницу, и она влюбляется в него.

Волею судеб в Иллирии оказывается исчезнувший во время кораблекрушения брат Виолы Себастьян, очень похожий на сестру. Встретившая Себастьяна Оливия принимает его за Цезарио. Когда тайна раскрывается, происходят счастливые свадьбы.

В системе образов комедии важное место принадлежит шуту Фесте. Его особенность в том, что его юмор печален. Он говорит о быстротечности жизни и счастья, о неизбежности смерти. Шут вместе с компанией весельчака и балагура Тоби Белча насмехается над дворецким Оливии пуританином Мальволио. Мальволио лишен чувства юмора. Остроты Фесте его раздражают. Мрачный Мальволио – враг веселья и радости. Все, что он говорит, – это сплошные назидания и порицания. В ответ на пуританскую строгость Мальволио Тоби Белч говорит ему слова, которые в Англии стали крылатыми: «Думаешь, если ты такой уж святой, так на свете больше не будет ни пирогов, ни хмельного пива?»

В первый период творчества Шекспир создал три трагедии:

«Тит Андроник» (Titus Andronicus, 1594)

«Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet, 1595)

«Юлий Цезарь» (Julius Caesar).

«Тит Андроник» написан в жанре «кровавой трагедии», в традициях трагедий Сенеки. Сюжетные эпизоды этой пьесы – убийства, следующие одно за другим. Погибают 20 сыновей Тита Андроника, его дочь и он сам, погибает множество других персонажей. Полководец Тит Андроник верен своему патриотическому долгу перед Римом. Однако высокая мораль патриота уже не спасает Рим от разложения.

Трагедийное искусство Шекспира во всем своем совершенстве впервые проявилось в трагедии «Ромео и Джульетта», где авор воспевает искренность и чистоту юного чувства, воспевает любовь, свободную от оков средневековой феодальной морали. Трагическое начало выступает в пьесе в форме конфликта общественных сил, а не как драма внутренней, душевной борьбы..

Причиной трагической гибели Ромео и Джульетты являются родовая вражда семейств Монтекки и Капулетти и феодальная мораль. Распря между семьями уносит жизнь и других молодых людей – Тибальта и Меркуцио. Последний перед смертью осуждает эту распрю: «Чума на ваши оба дома.» Вражду не могли остановить ни герцог, ни горожане. Примирение наступает только после гибели Ромео и Джульетты.

Высокое и светлое чувство влюбленных знаменует собой пробуждение новых сил в обществе на заре новой эры. Но столкновение старой и новой морали неизбежно приводит героев к трагическому концу. Завершается трагедия нравственным утверждением жизнелюбия прекрасных человеческих чувств. Трагизм «Ромео и Джульетты» лиричен, он пронизан поэзией юности, возвеличением благородства души и всепобеждающей силы любви.

В характерах трагедии раскрывается душевная красота человека эпохи Ренессанса. Юный Ромео – свободная личность. Он уже отошел от своей патриархальной семьи и не связан феодальной моралью. Он находит радость в общении с друзьями. Любовь к Джульетте осветила его жизнь, сделала его мужественным и сильным человеком. В стремительном взлете чувств, в естественном порыве юной страсти наступает расцвет человеческой личности.

Для Джульетты любовь стала подвигом. Она героически борется против домостроевской морали своего отца и бросает вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявилась в том что она стала выше вековой распри двух семейств. Уважение и любовь к человеку для нее важнее всех освященных традицией правил.

6.1. Экспериментальное изучение движения жидкости - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Одно ведь имя лишь твое – мне враг,

А ты – ведь это ты, а не Монтекки.

В любви раскрывается прекрасная душа героини. Джульетта пленительна искренностью и нежностью, пылкостью и преданностью. В любви к Ромео вся ее жизнь.

В системе образов трагедии важное место занимает монах Лоренцо. Он далек от религиозного фанатизма. Это ученый-гуманист, он сочувствует новым веяниям и возникающим в обществе свободолюбивым стремлениям. Мудрый Лоренцо понимает глубину чувств юных героев, но видит, что их любовь может привести к трагическому концу.

Трагедия «Юлий Цезарь» завершает цикл исторических хроник и подготовляет появление великих трагедий Шекспира. Драматург воспользовался материалом «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха и создал оригинальную историческую трагедию, в которой дал глубокое осмысление проблем государственной власти, характера политической деятеля, соотношения философских взглядов политика и его практических действий, проблем морали и политики, личности и народа.

Шекспир сочувствует республиканцам, показывая их доблестное служение обществу, но при этом осознает, что сторонники Цезаря действуют в соответствии с требованиями времени. Попытки Брута восстановить республику обречены на неудачу. На убийство Цезаря он соглашается потому, что видит в нем главного противника республики. Ему не удается убедить народ в благе республиканского правления. Народ готов признать Брута в качестве правителя, но хочет видеть в нем нового, лучшего Цезаря («пусть станет Цезарем»). Убедившись в том, что республика обречена, Брут кончает самоубийством. В этой трагедии народ в первый раз в шекспировских драмах становится главным героем. Особенно выразителен образ народа в сцене политического спора республиканцев и цезарианцев на форуме над трупом только что убитого Цезаря.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5166
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее