Мутанты и киборги постмодерна
Постчеловек. Мутанты и киборги постмодерна. В культуре постмодерна представление о человеке как «индивидууме» («неделимом»), свойственное культуре модерна, уступает место представлению о человеке как «дивидууме» (т.е. о «делимом»). Человек в постмодерне есть не нечто цельное, но набор разрозненных импульсов, не имеющих общей оси. Постмодернисты говорят о «смерти человека» (Б.-А. Леви), о «смерти субъекта», о «теле без органов».
Не имея строгой видовой идентификации, человек постмодерна открыл тем самым разнообразным мутациям. Совершенствование генной инженерии подводит вплотную к искусственному созданию генома, что открывает возможность программировать личность до рождения, закладывая в нее те или иные желательные качества. Генные исследования дают шанс экспериментировать с человеческим организмом и дальше, не просто совершенствуя имеющиеся системы, но и создавая новые организмы на человеческой основе – мутантов. Техническая готовность ученых приступить в скором времени к производству мутантов отражена уже в том, что Евросоюз официально принимает законодательные акты, ограничивающие медицинские опыты, связанные с генными исследованиями и формально запрещает выведение новых «постчеловеческих» видов. Если нечто требует запрета, это уже является реальностью или станет ею вот-вот.
Совершенствование технических средств позволит в скором времени вживлять в человеческий организм искусственные органы, которые в одном случае будут восполнять работу больных (или отсутствующих по какой-то причине) органов, а в другом, совершенствовать деятельность имеющихся. Искусственный глаз может усовершенствовать зрение, искусственное ухо – слух, аккуратно вживленный «hard disc» – память и т.д. Так складывается образ «киборга», «репликанта» – получеловека-полумашины.
Если рассматривать человека как набор цифровых показателей, как своего рода «штрихкод», (а культура постмодерна так его и рассматривает), то можно предвидеть появление виртуальных дублей или клонов, замещающих человека в сетевых пространствах и регистрирующих все впечатления и переживания в банке данных.
Все эти темы, связанные с постчеловеком (мутанты, киборги, репликанты, клоны, виртуальные двойники и т.д.) сегодня являются типичными сюжетами научной фантастики. Но если вспомнить, что большинство технических изобретений, описанных в научной фантастике XIX века (подводные лодки, самолеты, связь на расстоянии и т.д.), в XX веке стали обыденными предметами обихода, нетрудно предположить, что появление «постлюдей» вполне может рано или поздно стать реальностью.
Тем более, что содержание человека, придававшее ему личностную или индивидуальную цельность, в культуре постмодерна постепенно упраздняется, а как ценность вообще перестает признаваться. Это видно, к примеру, в фильмах американского режиссера постмодерниста Квентина Тарантино, где гротескная череда смертей, жестокости, извращений, абсурда и патологии приобретает банально-развлекательный ироничный характер, разрушающий последние следы гуманизма.