КАМЮ Альбер
КАМЮ Альбер (1913 - 1960) – французский писатель, эссеист, драматург; лауреат Нобелевской премии (1957) «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»; защитник экзистенциализма. В прощальных словах по поводу трагической гибели писателя Ж-П. Сартр говорил: «Камю представлял в нашем веке — и в споре против текущей истории — сегодняшнего наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своём исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи. И тем не менее упрямством своих «нет» он наперекор макиавеллистам, наперекор золотому тельцу делячества — укреплял в ее сердце нравственные устои». Этика К., занимавшая центральное место в его миросозерцании, по своему складу восходит к французской моралистике XVI—XVIII вв. Coгласно К., опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды своего «удела» на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому «хаосу», обходясь без всяких доводов в пользу такого выбора. Поначалу К. провозглашал единственной подлинной ценностью полноту телесного приобщения к природе, а все гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, примкнув к Сопротивлению, он пересмотрел свой прежний лозунг «ничто не запрещено» в свете утверждения долга каждого перед «другими» — ближними и дальними. Проблемы нравственности, определения места человека в этой жизни, связи с космосом пронизывают все творчество К. Зачем цепляетесь за служебные, семейные, религиозные, гражданские, другие, ешё менее надёжные заменители утраченного смысла жизни, единственно способного освятить все прочие ценности? — недоумевает он в «Постороннем» и «Калигуле». Зачем тешитесь сказками о победно шествующем сквозь века Мировом Разуме, тогда как на поверку находитесь в угрожающей близости к вулкану Истории, неоднократно уже на вашей памяти извергавшемуся и грозящему извергнуться опять, да так, что вся земля, пожалуй, обратится в выжженную пустыню? — бил тревогу в «Чуме». Зачем, добиваясь добра, идете недобрыми путями принуждения, убийств, обмана и тем обрекаете себя и себе подобных получить в конце концов казарму вместо желанной воли и прозябание вместо счастья?- предостерегал он в своих поздних эссе. Зачем живёте так стыдно и гадко, принимая своё барахтанье во лжи за пребывание в истине? – укорял он в «Падении». В “Философском энциклопедическом словаре” (М.,1983) отмечается как вывод, что философское и художественное творчество К. – одно из свидетельств кризисной духовной атмосферы на Западе в сер. ХХ в. Но не актуальны ли проблемы, поставленные мыслителем, и для российской действительности нашего времени? Основные культурологические труды К.: «Миф о Сизифе» (1942), «Актуальные хроники 1944— 1948» (1950), «Бунтующий человек» (1951), «Речь в Швеции» (1958, по поводу получения Нобелевской премии).