Идея всеобщего равенства
Идея всеобщего равенства. Идея равенства людей возникает в Европе в религиозных сектах, проповедующих наступление «последних времен» и нового «золотого века». Большое влияние на это движение оказали идеи средневекового итальянского философа Иоахима де Флора, учившего о наступлении «третьего царства» – «царства Святого Духа». По учению Иоахима де Флора, эпоха «Ветхого Завета» – «эра Отца», «Нового Завета» – «эра Сына» , а сейчас близится новая эра – «эра Святого Духа» . В эту «эру» должно наступить всеобщее равенство, все социальные иерархии упраздняются, и люди будут жить в условиях свободы и братства. От Иоахима де Флора эти идеи перешли к еретическим движениям Европы – от альбигойцев до чешских гусистов, а в период протестантской Реформации взяты на щит проповедником Томасом Мюнцером, основавшим в Тюрингии религиозную коммуну своих последователей – «анабаптистов».
Несколько позже теорию равенства заимствовали утописты (Фурье), Сен-Симон и др.), а от них Маркс и марксизм. При этом равенство людей понималось не как факт, а как задачи социального переустройства, как цель революционных преобразований и воспитательной работы.
В либеральной теории равенство понимается как социальное «равенство стартовых возможностей» или «естественных прав». Люди признаются здесь равными изначально, но их участие в обществе выстраивает между ними имущественные и социальные иерархии ( в самом факте существования которых для либерала, в отличие от социалиста, нет никакой моральной проблемы).