Зодчество
9.2 Зодчество. Крещение Руси и создание государственности способствовали развитию искусства, в первую очередь, архитектуры. Под руководством приглашенных византийских мастеров возводились первые каменные храмы, затем русские мастера начали сами, без помощи византийцев возводить величественные церкви Интенсивное строительство велось в Киеве при Ярославе Мудром (1019 – 1054), стремившимся сделать Киев таким же красивым, как Константинополь.
Были возведены Софийский собор и Золотые ворота.
Тип храма был крестово-купольный, сложившийся в зодчестве Византии. Идея креста, распятия, в соединении с символом небесного – куполом – воплотила единство небесного и земного, вечного и преходящего. По инициативе Ярослава, собравшего в 1037 г. большое количество писцов для перевода и переписки уже переведенных книг при храме святой Софии, была создана на Руси первая библиотека, а затем по его же инициативе был создан сборник первых законов на Руси – «Русская правда».
Архитектура Софийского собора – пятинефного, пятиапсидного, тринадцатикупольного – оказала большое влияние на последующее строительство. Строившие Софию Киевскую мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, но Новгородская София проще и скромнее Киевской как в экстерьере, так и в интерьере: пять куполов вместо тринадцати, одна лестничная башня, в интерьере нет ни мозаик, ни мрамора. Архитектура Новгородской Софии, в свою очередь, повлияла на архитектуру Софийского собора в Полоцке.
Отличительная черта зодчества Древней Руси – монументальность форм, проявляющаяся в масштабах и структуре линий, отдаленно напоминающих античную классику. Очень рано в русской церковной архитектуре проявилось стремление к поиску самостоятельных путей и к отходу от византийских канонов – это форма и расположение куполов, многокупольность, пирамидальность, подчеркивание алтарной части храма, а затем введение ложных, чисто декоративных, закомар – кокошников.
Феодальная раздробленность Древней Руси XII – XIII вв. привела к созданию в каждом удельном княжестве своей художественной школы: новгородской, владимиро–суздальской, галицко–волынской, смоленской, полоцкой. Владимирское зодчество, вершиной которого является Успенский собор (1158 – 1160 гг.), особенно процветало при князе Андрее Боголюбском, в 1165 г . заложившем один из самых поэтических древнерусских храмов – храм Покрова на Нерли.
В Юрьеве–Подольском в 1230 – 1234 гг. был построен Георгиевский собор с каменной резьбой. Для новгородской архитектуры характерно отсутствие декора, поскольку местный камень, который использовали для строительства, плохо поддавался резьбе. Такова церковь Спаса на Нередице (1198 г.). Образец псковской культовой архитектуры – Спасо–Преображенский собор Мирожского монастыря (1156 г.) с массивным куполом и широким барабаном.
На долгое время после монгольского нашествия и разорения памятников архитектуры каменное строительство на Руси прекратилось. В XIV в. все пришлось начинать заново. В это время столицей Русского государства становится Москва.