Древнерусская литература
9.1 Древнерусская литература. Однозначной периодизации русской культуры не существует. Обычно ее подразделяют на древнюю культуру и культуру Нового времени, границей между которыми считают реформы Петра. Русская письменность начинается с христианства, которое Русь приняла в 988 г. Священные книги, необходимые для новой веры, были привезены из Византии, тогдашнего центра мировой культуры, и из молодого царства Болгарского.
Первые церковные книги послужили основанием русской грамоты и литературы. С течением времени количество этих поступавших в Россию произведений все возрастало. Обширная литература церковного содержания, сыгравшая большую историческую роль: при слабом развитии школы церков ная литература была единственной нравственной и умственной пищей русского населения. Церковное мировоззрение, став всеобщим, наряду с влиянием церкви, стало главным фактором формирования народного характера. Христианство ввело Русскую землю в семью европейских народов, возникновение государства способствовало развитию письменности. Во второй половине IX в. славянскими просветителями Кириллом (827 – 869) и Мефодием (815 – 885) была создана славянская азбука, и ими же с греческого на старославянский язык были переведены основные богослужебные книги.
Крепнущее чувство национальности пробудило на Руси интерес к истории, следствием чего явилось развитие такого литературного жанра, как летописи, охватывающие период с XII по XVIII вв., первой из которых является летопись под названием «Повесть временных лет» (1113 г.), приписываемая монаху Киево–Печерского монастыря Нестору.
Другой формой литературы Древней Руси был фольклор. Записывать его стали, только начиная с XVII в. Достоверную картину русского фольклора дохристианской поры и эпохи Киевской Руси удалось получить благодаря тому, что, как писал Ю. Лотман, «народная поэзия в средневековую эпоху проходила через века почти не меняясь». В фольклоре существовали различные жанры: обрядовая, лирическая песня, волшебная сказка, а в XII в. сложилась система русских былин, повествующих о богатырях и их подвигах.
Средневековое искусство строго придерживалось норм жанра. Жанрами церковной литературы были: житие – рассказ о жизни святого, церковное красноречие, проповедь. Главные жанры светской литературы: воинская повесть – рассказ о военных подвигах князя, поучение («Поучение Владимира Мономаха» 1096), описания путешествий, летописи, изречения и афоризмы. Ни одно из таких произведений не переписывалось отдельно, они составляли сборники. В одном из таких рукописных сборников в 1790 г . было обнаружено произведение XII в. – «Слово о полку Игореве», соединяющее в себе основные принципы и жанры древнерусской литературы: воинскую повесть, ораторское похвальное слово, связанное также и с лирикой («плач» жены Игоря Ярославны). Как отмечает Ю. Лотман, «Слово о полку Игореве» напоминает многие произведения мировой литературы эпохи раннего Средневековья – «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, французскую «Песнь о Роланде» и другие произведения, что свидетельствует о контактах русской культуры того периода с культурой других народов.
Культурным центром Древней Руси был Киев, культура которого развивалась через такие широкие контакты. Например, через Византию Киевское государство получило доступ к античной культуре Средиземноморья, сокровища которой очень рано были известны на Руси.
Удары кочевников, княжеские распри разрушили в XIII в. Киевское государство, и единая литература Киевского периода распалась на «областные литературы», но духовная жизнь не прекратилась и в XIII – XIV вв. были созданы такие значительные летописные произведения, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского», «Слово о погибели Русской земли».
В XIV в. в литературе выделяется роль московской литературы, усилившейся в XV в после взятия в 1453 г. турками Константинополя и падения Византии. Москва была названа «третьим Римом» и эта идея стала основой московской официальной идеологии до Петра I . В середине XVI в. создается общерусская летопись и ряд других литературных памятников. Открытие в Москве в 1563 г. первой в России типографии дьяконом Иваном Федоровым, напечатавшим первую книгу «Апостол», и регулярное книгопечатание благотворно сказались на развитии русской литературы.