Культурогенез - культура Древней Греции
Тема № 1. Культурогенез: культура Древней Греции.
Основные понятия и материалы.
Основные этапы развития эллинской художественной культуры.
1) Крито-микенская культура
Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Время возникновения критской культуры (или минойской – по имени легендарного царя Крита Миноса) – рубеж III – II тыс. до н.э. В середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э.
2) Культура гомеровского периода
Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским – по имени великого Гомера. Его поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., – важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев – Одиссея – домой после войны.
3) Культура архаического периода
Рекомендуемые материалы
Архаический период греческой истории охватывает VIII — VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей.
В архаический период с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса — города-государства. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывавшие греческий мир в целом. Для греческой религии, как и для древневосточной, характерен политеизм.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).
4) Культура в классический период (период расцвета)
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 – 449 гг. до н.э.). Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444 – 429 гг. до н.э.).
В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина.
В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (484 – 430 гг. до н.э.). Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 – 400 гг. до н.э.). В своей «Истории Пелопоннесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.
Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, уравновешенного, полного достоинства — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.
5) Культура Греции в эпоху кризиса
История Греции в IV в. до н.э. – это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431 – 404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин.
Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.
Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт (430 – 354 гг. до н.э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения.
6) Культура эпохи эллинизма
Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.) – сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334 – 324 гг. до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта – до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма.
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287 – 212 гг. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина.
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.
В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д.
Культура Древней Греции охватывает почти двадцать веков – с рубежа II – III тыс. до н. э. до I в. до н. э. Это уникальная эпоха, оказавшая огромное влияние на последующее развитие всех европейских стран, их искусство, философию, политику, мораль. В качестве основных черт древнегреческой культуры выделяют следующие:
1) Космологизм античной культуры.
В античном мироощущении космос – это не только мир, вселенная, но и порядок, гармония, мировое целое, противостоящее хаосу своей красотой. Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.
2) Антропоцентризм культуры.
Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Антропоцентричность античной культуры предполагает культ тела человека. Даже пропорции храма соотносимы с человеческим телом, но не с телом реального человека, а героя, титана. Такая архитектура возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений.
3) Гармоничность культуры.
Согласно Аристотелю, гармония есть соотношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Гармония – это единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества. Гармония духовного и физического начал в человеке предполагает его совершенство – калокагатию.
4) Рационализм в культуре.
Греки созерцали космос, воспринимая его таким, какой он есть. Но, восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить всё, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. Как следствие, наличие канона, совокупности правил. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей.
5) Состязательность в культуре.
Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные, поэтические и музыкальные, и спортивные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива.
6) Диалектика культуры.
Греческая культура неразрывно связана с философией, потому что наличие разных философских направлений и стало источником культурного прогресса. Философия греков синкретична. Знания имели практический смысл, создавали почву для искусства-мастерства – «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, ради истины.
Литература
Ещё посмотрите лекцию "15.4 Восстановление поврежденных директорий и FAT" по этой теме.
1. Введение в культурологию: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 336 с.
2. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
3. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 304 с.
5. Мамонтов С. П. Основы культурологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 272 с.
6. Хоруженко К. М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.