Бытовой жанр, пейзаж, графика
Бытовой жанр, пейзаж, графика во второй половине XVIII века.
Помимо живописи в середине XVIII столетия в русском искусстве интересно развивалась графика, особенно архитектурный пейзаж, ведута, прежде всего благодаря такому выдающемуся рисовальщику и «мастеру ландкартного дела», как М.И.Махаев. Его рисунки Петербурга, гравированные потом талантливыми граверами Академии наук Е.Г.Виноградовым, А.А.Грековым и другими («под смотрением» И.А.Соколова), передают образ красивейшего города дворцов, набережных, водных перспектив. Махаев умел и любил передавать глубину пространства, воздушную среду.
В последней четверти XVIII в. приобрел черты самостоятельности пейзажный жанр. В 1776 г. С.Ф.Щедрин (1745–1804) стал первым профессором-руководителем пейзажного класса. Характер пейзажей самого Щедрина глубоко лирический и поэтический. Это в основном изображение окрестностей Петербурга: Павловска, Петергофа, Царского Села, Гатчины,–нерегулярные, так называемые английские, парки с их живописными речками, прудами, островами и павильонами. Истоками пейзажного жанра послужили ведута еще петровского времени (в гравюре) и фантастические пейзажные фоны в декоративных панно середины века.
Из гравировально-ландшафтного класса Щедрина вышли прекрасные Мастера гравированного пейзажа – С.Ф.Галактионов, А.Г.Ухтомский, братья И.В. и К.В.Ческие и др.
Если Щедрина можно назвать родоначальником вообще национального пейзажа XVIII в., то Федор Алексеев (1753–1824) положил начало пейзажу города.
Также в XVIII в. Развивается и бытовой жанр. В этом жанре пишут И.А.Ерменев («Нищие»), М.Шибанов («Крестьянский обед») и др.
1. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.
2. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.